1 февраля будет месяц, как в Украине действует Налоговый кодекс. «Сегодня» выяснила, как он повлиял на малый, средний и крупный бизнес. Что касается правок в НК, предложение по которым президент распорядился подать к 20 февраля, то, как сообщила нам член рабочей группы народный депутат Ирина Горина (ПР), работа над ними начнется 3—4 февраля. По словам Гориной, изменения коснутся прежде всего главы о малом бизнесе, который работает по упрощенной схеме налогообложения, но что может поменяться, пока говорить слишком рано. В любом случае они появятся не раньше лета. Но самих упрощенцев НК постепенно делает «персонами нон грата» для крупного бизнеса: уже с апреля с ними прекратят работу практически все. И если мелкота захочет выжить, выхода у нее два — уходить в тень или выходить из упрощенки в плательщики НДС. Крупный и средний бизнес пока отмечает неразбериху в налоговой с документами (в ГНАУ сами еще не знают, как и что делать), но возлагают большие надежды на снижение налогов, предусмотренное НК в будущем.
Мелкие: закрываются и укрупняются
Для единщиков, работающих с физлицами (базар, ремонт обуви и так далее) с января вступили в силу такие изменения: доплаты в Пенсионный фонд и «соцстрах» убрали, заменив Единым социальным взносом (ЕСВ), который и составляет теперь львиную долю затрат предпринимателя. Базой для расчета ЕСВ является минимальная зарплата (с 1 января 2011 года — 941 грн.). Считаем: 941 грн. х 34,7% = 327 грн. То есть, если ранее единщик отдавал государству максимум 200 грн. в месяц, то сейчас его платежи выросли до 413 грн. (86 грн. налоговой и 327 грн. — в ПФ, который теперь занимается администрированием единого соцвзноса). Плюс, если у него работают наемные работники, нужно заплатить в ПФ и за каждого из них.
«Наша проблема не в кодексе, а в том, что нет покупателей, — говорит Вадим Семенов, торгующий на одном из киевских вещевых рынков. — На этом фоне платить единый налог по новым ставкам для нас сложно. Дело в том, что еще до этого выросли оптовые цены на товары (стали больше брать на таможне), а если мы еще хоть немного поднимем цены в рознице, вообще никто покупать ничего не будет». По словам предпринимателя, за последний год разорилась треть его знакомых. «У нас сейчас половина базара пустует», — говорит Вадим, а сам он тоже готовится к закрытию и уже начал искать работу.
Часть единщиков, работающих с юрлицами, традиционно считалась наиболее богатой — на оказании услуг фирмами всегда можно было неплохо заработать. Однако с введением НК юрлицам работать с ними стало невыгодно — изменения, требующие зачислять расчеты с единщиками на прибыль (а с прибыли нужно заплатить 25%-й налог), хотя и вступят в силу только с 1 апреля, уже сейчас практически «убили» многие виды деятельности. Ведь договора обычно заключаются на полгода и более.
«Я закрываюсь», — говорит предприниматель Евгений Меньшов, который раньше занимался ремонтами в офисах. Аналогично поступают и опрошенные нами перевозчики, полиграфисты, проектировщики, консультанты и т.д. На официальной статистике это пока никак не сказывается — процесс закрытия ФОП занимает примерно полгода. «Некоторые пробовали повышать цены, но ничего не вышло — на рынке нет столько клиентов, а крупные компании, обладающие финансовой мощью, сбивают цены, чтобы окончательно добить мелких конкурентов, — говорит предприниматель Григорий Босенко из Киева, который выпускал офисную мебель. — Уверен, что как только мы, мелкие, уйдем с рынка, цены взлетят».
Единственный выход для таких предпринимателей — укрупнение. «Мы объединились впятером, зарегистрировали ООО и наняли одного бухгалтера на всех, естественно, зарплата у нее чуть выше, чем в среднем по рынку, — рассказал бизнесмен Михаил Юдов. — Но цены у нас теперь выше, чем до принятия НК, так как выросла себестоимость — в нее теперь входят и административные расходы».
К слову, норма о зачислении расчетов с единщиками на прибыль была введена с целью закрыть схему по минимизации налогов на зарплату (когда работников оформляли как упрощенцев и не платили подоходник и отчисления в соцфонды). Как показал беглый опрос «Сегодня», украинские компании, которые работали таким образом, сейчас разделились примерно на две равные части. Одни действительно стали платить зарплату «в белую» со всеми налогами. Другие — перешли на выплату зарплат черным налом (через системы обналички). Правда, как поговаривают в правоохранительных органах, в ближайшее время начнется массовая зачистка обналичивающих контор.
Средние: «Налоги будем платить меньше»
Средний бизнес уже заметил некоторые «несостыковки» в новом НК: говорят, на то, чтобы во всем разобраться, уйдет где-то полгода. Но в целом, в этом сегменте по отношению к НК настроены оптимистично: ожидают, что через три года налоги снизятся.
«Уже видно, что не все пункты в Налоговом кодексе прописаны достаточно ясно. Например, сказано, что информуслуги, оказанные на территории Украины (нам их предоставляет консалтинговая компания), теперь не облагаются НДС. Но неясно: если услуги оказывает нерезидент — они облагаются или нет? — рассказал нам финдиректор одной из украинских компаний. — И таких примеров немало: в итоге, на администрирование налогов теперь уходит больше времени, чем раньше — бухгалтера сидят на работе до ночи, разбираются в новом кодексе. Этот переходной период — пока мы вникнем во все нюансы — займет где-то полгода. Но в целом, я ожидаю, что через 3—4 года мы будем платить меньше налогов: например, в 2014 должны снизиться ставки налогообложения. Но уже сейчас стало меньше обязательных налогов в местные бюджеты — отменен налог на доход с рекламы (0,5% от полученной суммы без НДС), коммунальный налог, транспортный сбор на автомобили». «У нас как раз недавно была проверка, в декабре началась. Ее продлили только на пять суток — максимум, на что они теперь имеют право, хотя раньше продлевали на 15. Это уже плюс. И говорят, что в первом квартале за нарушения будут наказывать по минимуму», — говорит Александр Гуторов, гендиректор фармфирмы «Галеника».
Крупные: «В налоговой бардак, но зато налог снизили на 1%»
Крупному бизнесу тоже не все нюансы понятны в новом НК, но там радуются тому, что уже в этом году налог на прибыль снизится на 1%. «Что уже можно сказать: отчетность стало сдавать тяжелее. Сама налоговая не подготовлена к новому НК. Не знают, как принимать документы. Мы приходим сдавать отчетность на старых бланках, они говорят: «Нет, надо на новых». А на следующий день уже принимают на старых. Надеюсь, что со временем это исправится, — говорит Юрий Триндюк, почетный президент ОАО «Хлебные инвестиции». — Но есть и плюсы: с этого года уже уменьшили на 1% налог на прибыль. А когда он станет 16% — будет совсем хорошо». «Идет большая неразбериха. Налоговая не может ответить на все наши вопросы: например, по новому кодексу, подрядчик, который занимается строительством доступного жилья, освобождается от НДС. А конечный продавец не освобождается. Здесь есть несостыковка. Дело в том, что после принятия кодекса власть должна еще издать много инструкций. Не все из них есть. Поэтому полностью оценить новый НК мы сможем до конца 2011 года», — сказал нам руководитель крупной строительной компании. «В налоговой, конечно, сейчас адский бардак. Но в целом нам, как предприятию, которое работает «в белую», кодекс выгоден — он перекрывает много схем по оптимизации налогов (или повышает их стоимость), которые раньше давали преимущества нашим конкурентам», — говорит финансовый директор крупной продовольственной компании.
Контрабанда невыгодна?
Похоже, одновременно с введением Налогового кодекса правительство нашло-таки способ борьбы с контрабандой импортного ширпотреба. Как сообщил нам источник в силовых структурах, метод прост: у торговцев начали поголовно проверять документы на продаваемый ими импорт (именно с этим, а не с какими-то политическими мотивами связаны проводимые в последнее время облавы на рынках страны — сообщает наш источник). Если нет подтверждающих бумаг, автоматически считается, что товар ввезен незаконно, а значит подлежит конфискации. Соответственно, сейчас стахановскими темпами отмирает контрабанда, по которой ранее ввозилась львиная доля импорта, продаваемых на рынках — все старые схемы действуют, но торговцы ими уже бояться пользоваться, чтобы потом не потерять товар. В итоге оптовики были вынуждены «идти на поклон» к таможне, ища пути, как заплатить по минимуму за легальное оформление, учитывая, что на многие товары есть вилка индикативных цен. Естественно, оформляют им по низшему пределу стоимости не безвозмездно, но в любом случае бюджет получает больше платежей, чем если бы товары, как и раньше, ввозились контрабандой вообще без уплаты таможенных сборов.
В Гостаможслужбе отрицают, что импорт массово оформляется по минимально возможной ставке, однако признают, что уровень поступлений в бюджет в последнее время значительно вырос.