19–20 октября состоялся визит в Украину российского министра обороны Анатолия Сердюкова, который российская пресса поспешила назвать провальным. Наиболее лояльные к российскому министру массмедиа спешно переквалифицировали рабочий визит чуть ли не в частную поездку с целью отметить день рождения его украинского коллеги. Остальные московские комментаторы сухо повторили пакет так называемых постхарьковских соглашений, которые, по их данным, должен был согласовать в ходе визита российский министр. В том числе договор об условиях обновления корабельного состава, вооружений и инфраструктуры ЧФ.
Когда у «пополнения-обновления» флота появились ракетные корни
Тема обновления российского корабельного состава и вооружений сравнительно недавно, в 2004–2005 годах, была очень болезненной для Киева. В этот период Москва без соблюдения процедур, прописанных в базовых украинско-российских соглашениях по флоту, передислоцировала в Севастополь несколько неоснащенных носителей тактического ядерного оружия. В их число вошли ракетный корабль на воздушной подушке «Самум», а также звено истребителей. Ныне, когда пресса распространила предлагаемый к «заселению» в Украину обширный список российских ракетных кораблей, штурмовиков и подводных лодок, характеристика штатных вооружений этой техники мало кого волнует. Но еще несколько лет назад шумиха, поднятая вокруг инцидента с «Самумом» и истребителями, заставила власти РФ вполне искренне оправдываться. От нее следовали официальные уточнения, что ракеты авиационных и корабельных систем — носителей ядерного оружия были оснащены обычными боевыми частями. А ядерные боеголовки к ним, «если и были», то находились вне Украины, на других объектах ЧФ.
Во многом из-за тогдашних непростых отношений Украины и РФ о таких инцидентах официально мало кто заявлял. Но, несмотря на малозаметность, эти и подобные им инциденты уже через год-полтора привели к весьма далеко идущим последствиям и для Украины, и для всего Черноморского региона. Уже к 2007 году НАТО расширило свои границы на Восток за счет присоединения Румынии и Болгарии.
К 2008 году «угроза с Востока» дала Румынии и Болгарии повод просить о дислокации в своих портах противоракетного «зонтика» — американских систем ПРО морского базирования AEGIS. Ответ грозил растянуться на годы. Но в 2008 году горячие головы в Москве осенила мысль использовать для боевого рейда на Грузию не вспомогательную базу в Новороссийске, а основную базу в Севастополе. До этой ошибки власти РФ были готовы к появлению кораблей AEGIS где угодно, только не в Черном море: Кремль верил, что основной позиционный район ПРО в Европе будет состоять из стационарного радара и противоракет в Чехии и Польше. Но вместо стационарных систем ПВО защитой стран Восточной Европы стали более эффективные мобильные корабельные системы.
Основы нынешней ситуации
Ответом России на вышеописанный поворот дел в Черноморском регионе и стали нынешние разговоры о необходимости перевооружения ЧФ. Еще летом-осенью 2010 года РФ подписала два масштабных военно-морских соглашения с Сирией и Ливией. Они напрямую касались перспектив переоснащения дислоцированного в Украине ЧФ и его самого весомого «внешнего» соединения - 5-й Средиземноморской эскадры. Эскадра должна была получить новый пункт материально-технического обеспечения в Ливии. Но по известным причинам причалы и базу бункеровки в ливийском порту Бенгази это соединение ЧФ уже не получит никогда. Аналогичная перспектива явно ожидает и российско-сирийские соглашения. Еще недавно они предполагали превращение главного пункта обеспечения ЧФ в Тартусе в полноценную военно-морскую базу, такую же, как Севастополь - с двумя авиабазами прикрытия, ракетными частями береговой обороны, морской пехотой и прочими атрибутами. К ливийскому сценарию эти сирийские планы ЧФ пока не привели, но это лишь дело времени.
В свете всех этих международных событий, а также обстоятельств 2010–2011 годов у Украины, где расположена главная база ЧФ, практически не осталось выбора. Из-за нарастающей изоляции со стороны США и ЕС Киев стремительно двигается в зону исключительного российского влияния. И, похоже, Киеву придется отдуваться за поражения Кремля в Ливии и Сирии, добровольно принимая участие в теперь уже сугубо украинском военно-морском реванше РФ. Результативность этой затеи в целом сомнительна, но ее добровольность объясняется необходимостью решения двух внутренних украинских проблем. Первая из них — невозможность сохранения власти правящей коалицией без предоставления РФ скидок на импорт газа. Поняв, правда, с опозданием, ценность российского черноморского реванша, Киев для решения этой проблемы к осени 2011 года принялся вовсю эксплуатировать российские флотские амбиции. Вторая, не менее важная проблема — необходимость выработки Киевом механизма удержания США и ЕС от введения санкций. Для решения этой задачи Киеву ничего не стоит начать запугивать Вашингтон и Брюссель угрозами «чуть что, так сразу» выполнить любые пожелания Москвы по усилению правового или военно-технического статуса базы в Севастополе.
С учетом таких выгод вполне возможно, что широко растиражированный российской прессой «провал» министра Сердюкова в Киеве может оказаться временным. На самом деле не исключено, что качество договоров просто решили поднять еще выше для очередного сеанса запугивания. Ведь оно при позитивном для власти исходе вполне может дать два приза: деньги в виде скидок на импорт газа, а также пресловутую стабильность, только не экономическую, а «антиблокадную». При негативном для власти исходе она вполне может повторить судьбу режимов Ливии и Сирии, которые решили поиграть с миром в «простые» иностранные военно-морские базы и «негласные» военные блоки.