На саммите Украина - ЕС наше государство потерпело очередную победу. Страдать и активно готовиться почти полгода, чтобы вообще ничего не подписать – это, конечно, результат, заслуживающий самых едких отзывов.
Заверения украинского МИД о том, что саммит на самом деле удался и его итоги (какие?!) можно считать успешными, на этом фоне выглядят высшим пилотажем. Нет, без иронии: дипломатия – самая оптимистичная из существующих профессий, требующая исключительно позитивного взгляда на мир. Что бы ни произошло – работник внешнеполитического ведомства обязан трактовать это событие в контексте успешности, полезности и новых перспектив для своей страны. Так что к дипломатам на самом деле претензий не может быть вообще, как бы дико не выглядели их официальные «отмазки».
Проблема провала саммита не создавалась и не могла решиться в стенах здания у Михайловского собора. Еще несколько недель назад работники министерства докладывали о том, что текст соглашений практически готов и согласованию подлежит только один момент – упоминание европейских перспектив Украины в титульной части документа. Вопрос отнюдь не для «технического решения» на несколько недель, как это было заявлено в Киеве 19 декабря.
Евросоюз летом очень серьезно настраивался на подписание ЗСТ и ассоциации. Причем нередко в очень категоричных формулировках, вроде: «если не в декабре – то вообще никогда». Однако политическая погода с тех пор существенно изменилась. Между Украиной и Европой прошла не только климатическая зима. И резкий восточный ветер охладил пыл евроинтеграторов, хотя мог бы стать попутным для их синих в звездах парусов, движущих украинский корабль на Запад.
Уже на следующий день, 20 декабря, Глава Украинского государства и глава правительства поспешили в Москву. И если визит Виктора Януковича на мероприятие полумертвого СНГ хоть как-то планировался раньше (хотя тоже очень неоднозначный выбор даты – сразу после «эпохального» саммита с ЕС ехать в Москву), то поездка Николая Азарова по всем статьям скоропостижная. Выглядело так, будто честно отработав задание 19-го, независимая элита, ни дня не откладывая, рванула за «жалованием» к старшему брату. Тут и тема газовых контрактов «всплыла», и зона свободной торговли с СНГ… Да и много чего еще всплыть может.
Быть может, некрасиво немного со стороны Кремля так явно демонстрировать свой политический интерес и так унизительно «вознаграждать» украинцев за проваленный европейский вектор денежными преференциями. Но победителей не судят. Россия, в отличие от Украины, четко понимает, в чем заключаются ее интересы. И Кремль блюдёт эту государствообразующую идентичность всеми доступными средствами.
Чего о наших, увы, не скажешь. Конечно, есть еще вариант более хитромудрой игры. Мол, мы и с Европой балуемся до последнего, и с Россией выбиваем, где только можем, по максимуму выгоды, а в кармане держим дулю. Очень по-украински выглядит такое поведение, но как-то не верится в способность нынешней Банковой разыгрывать сложные многоходовки на международном уровне, оставляя в дураках таких прожженных геополитических игроков, как ЕС и РФ. Эти подозрения легко развеет полученный Администрацией Президента результат, но его-то как раз и нет ни на одном из фронтов.
Куда более правдоподобным объяснением происходящему пока что кажется противоположная далекоглядности «чеснота» украинской власти – недалекость. О тихом «сливании» евровектора долго бурчала оппозиция, которой по старой памяти и верить-то грешно… Однако та же упомянутая «деталь» европерспектив могла бы стать камнем преткновения между ЕС и Украиной на саммите, не найдись других причин. Провокация даже не понадобилась – хватило другого материала. Что очень важно, не каким-то образом подброшенного «извне», а старательно созданного своими руками. Реформ, европейских ценностей в отношениях власти и общества, дела Тимошенко…
Парадокс ситуации в том, что как бы ни пыталась украинская власть «съехать» с темы интеграции в ЕС, именно в ней для нее и кроется надежда на собственное спасение. Без оглядки на Европу в стране можно построить относительно эффективную, дисциплинированную, но весьма недолговечную и непрочную в реалиях ХХІ века модель управления. Иными словами, диктатуру. Которую граждане будут терпеть, пока экономические условия жизни будут более-менее сносными и перспектива улучшений будет витать где-то впереди. Но стоит экономике дать сбой, как «политическая стабильность» даст ого-го какую трещину. За примерами того, как ранее молчавшие социумы выплескивали протестные настроения на улицы и, увидев количество единомышленников, как-то вдруг переставали бояться карательных действий полиции, далеко ходить не надо. В одном только 2011 году иллюстраций по миру можно насобирать достаточно.
В Украине нет материальных ресурсов для установления успешной диктатуры. Финансово-экономическая ситуация в мире близка ко второму за последние годы обвалу. Рейтинговые показатели власти медленно, но верно идут вниз. На кого и на что рассчитывает команда, обосновавшаяся в лучших кабинетах госорганов? Честные выборы для нее чреваты крайне неприятным результатом, а нечестные – полнейшей делегитимизацией режима в Европе и ростом напряжения внутри страны. Спасет ли Банковую Россия? Попытается, если у самой похожих проблем не будет ближайшей весной – после выборов в Госдуму уже наклёвывается что-то похожее. Да и помощь эта, ясное дело, платонической и бескорыстной не будет. Киеву придется взамен делиться своим суверенитетом, причем жестко и без особых торгов – иначе альтернативы сохранению режима просто не будет. Этого ли хочет украинская власть? Очень сомнительно.
Делом Тимошенко команда профессионалов создала алгоритм поведения в этой стране с политическими лузерами. Над этим можно шутить, пока поговорка о тюрьме и суме слышится на воле. Но стоит людям действительно захотеть изменить ситуацию в стране – и вряд ли что-то им в этом помешает. Быть источником власти – не просто конституционная привилегия народа. Это основа всей политической системы, периодическое напоминание о которой – это либо вопрос выборов, либо вопрос крови. Цивилизованно или прямиком. Другого не дано.
Рано или поздно власть в Украине изменится. Что будет с проигравшими? При сохранении нынешней системы или же развитии в сторону авторитаризма – ничего хорошего. ЕС «беглецов» уже не примет, нужны ли они будут России – тоже вопрос, потому что зачем Кремлю лишний раз ассоциировать себя с политическими лузерами? В самой же Украине проигравшим светят, как минимум, комфортабельные нары.
Если только сама же власть не изменит правила игры на подлинно европейские. Или, без географической привязки, на попросту более честные. Потому что только введение новых политических традиций, а не пустая «демократическая» риторика, могут гарантировать власти, что ее поражение на выборах будет являться всего лишь поражением на выборах, а не маленьким концом света, эмиграцией, тюрьмами, самоубийствами, потерей бизнеса, денег и прочими катаклизмами. Хочется так самой власти или нет. Понимает она это или не очень.
19 декабря Европа двери прикрыла, но еще не закрыла окончательно. 20-го Янукович и Азаров попробовали на крепость двери в Москве. В какие именно войти – они еще будут решать, бегая по привычке от одних к другим. Пытаться войти в обе сразу или оставить возможность всю жизнь околачиваться у порога. Вне чего-то настоящего, перспективного и серьезного. О принятии чего МИД уже не будет вынужден так нелепо и смешно оправдываться. А граждане перестанут гадать, что же на самом деле имели в виду их государственные лидеры, когда забавляли их очередными внешнеполитическими кульбитами.