Наблюдая из года в год за той авральной спешкой, с которой незадолго до наступления новогодних праздников каждый раз принимается бюджетный закон, поневоле закрадывается подозрение, что такая ситуация всякий раз создается преднамеренно. По «украинским стандартам» в нынешнем году бюджет был принят, в общем-то, еще в комфортные сроки — за целую неделю и один день до смены календарного года. Однако тот факт, что главная финансовая смета страны принимается без нормального анализа и обсуждения, не может считаться приемлемым: ведь сколько хитрых и затейливых статей можно припрятать в и так не простом для прочтения документе. Особенно если для этого даже у людей причастных остается на его прочтение не более суток. А ведь с наскока такой крепкий орешек, как наше украинское казенное расписание, не раскусить даже продвинутым пользователям экспертного уровня.
Так что детальный анализ статей уже принятого бюджетного закона все еще впереди — в нашем распоряжении, как и большинства опрошенных нами экспертов, он оказался только после обеда в четверг (его почему-то берегли от преждевременных утечек, как зеницу ока).
И ведь поди знай, какие там правки и корректировки были внесены правительством в многочисленные статьи и строчки бюджетного законопроекта, после того, как премьер-министр дал команду «заново» его пересчитывать по цене газа 416 долл. за тысячу кубометров. Хотя и в предыдущем варианте документа (уже, кстати, принятом в первом чтении, если нам не изменяет память) тоже была заложена именно такая газовая цена.
Важен, конечно, и факт пересмотра в сторону снижения основных макропрогнозов — наконец-то правительственные чиновники осознали, что следующий год будет очень непрост. Правда, прогноз по ВВП был снижен с 5,5 до 3,9% роста (при этом номинальный ВВП составил 1,5 трлн. грн., прогноз увеличения экспорта снижен с 9,2 до 6,3%, импорта — с 13,3 до 6,4%).
И все таки после такого снижения прогноз ВВП очень сложно назвать умеренным и консервативным. Дай бог, чтобы нынешнего инерционного запаса хватило хотя бы на 2-2,5% роста экономики в следующем году. И, кажется, именно об этом правительственным чиновникам неоднократно твердили представители последней побывавшей в Киеве МВФ-ской миссии. И, кстати, если оптимисты окажутся правы, и рост нашей многострадальной экономики по итогам 2012 окажется таки больше 2-3%, никто от этого не расстроится. И можно будет с хорошим настроением пересмотреть госбюджет где-нибудь в середине наступающего года. А так страна снова будет жить на грани фола, и распорядители бюджетных средств, особенно на местных уровнях, рискуют снова в самый нужный момент недополучить обещанное финансирование.
С другой стороны, любопытна и такая деталь: в результате пересмотра бюджетного прогноза по росту ВВП он был снижен почти на 30% от его первоначального параметра (5,5%). Но планируемые Минфином потенциальные доходы сводного бюджета при этом сокращены по сравнению с первым чтением лишь на 4,4 млрд. грн. (до 424,1 млрд.), т.е. только на одну сотую. А расходы и вовсе увеличились — на 8,7 млрд. грн. (до 473,6 млрд.).
Ну где, скажите, найдутся компенсаторы, если не за счет более высокой инфляции или повышения фискального давления (хотя Минфин и декларирует планы сократить соотношение налоговых поступлений к ВВП по сравнению с 2011 годом на половину процентного пункта — до 19,1%)? За счет выведения экономики из тени? Не смешите!
Какие статьи были срезаны? Из примечательного — отказ от финансирования национальных проектов, хотя они вроде бы уже разработаны. С одной стороны, неприятно — где ж тогда брать стимулы для модернизации и инновационного развития экономики? С другой стороны — может и хорошо, вспоминая, сколько наших денег пилится при «освоении» средств на инвестиции и инфраструктуру.
Торжественный случай — наши народные депутаты таки отказались от части своих привилегий. Армию урезали в ассигнованиях более чем на миллиард. Правда, при этом в общей сложности на 30 млн. грн. были увеличены расходы на содержание Кабмина и обеспечение деятельности президента. О чем, естественно, не замедлила заявить оппозиция устами вице-спикера Николая Томенко, заявившего, что то же самое касается судебной администрации, МВД и других органов власти.
Еще оппозиция, а точнее — фракция БЮТ, не голосовавшая вместе с коммунистами за бюджетный законопроект, назвала его антиконституционным и пообещала оспорить его в соответствующем суде. «Фактически целый раздел, относящийся к снятию льгот всем категориям льготников, нашел свое отображение в этом проекте бюджета», — заявил оппозиционный премьер-министр Сергей Соболев. По его словам, именно эту норму власти пытались неоднократно провести в парламенте отдельными законопроектами. «И теперь они, не стыдясь, вкладывают этот раздел в тело бюджета», — подчеркнул Соболев.
Ну а оппозиционный министр соцполитики Андрей Павловский напомнил, что это прямо противоречит Конституции, и Конституционный суд неоднократно выносил решения по поводу попыток упразднить льготы законом о госбюджете.
Обратный выпад, мол, ведь по-другому никогда и не было, и если в бюджете нет денег, то и платить не из чего, в принципе, имеет некоторые резоны. Да только зачем тогда было подписывать с чернобыльцами и афганцами меморандумы? И снимать с рассмотрения пресловутый законопроект №9127, обещая не поддерживать его в парламенте, чтобы потом узаконить ручное управление льготами в переходных положениях бюджетного закона?
Что касается социалки, то базовые социальные стандарты, как гордо декларирует Минфин в своем пресс-релизе, в следующем году будут повышены в среднем на 14%. Похоже, что в словосочетании «в среднем» и заключается суть.
«При этом будут внедрены новые размеры минимальной зарплаты и на 25,6% повысятся оклады работников бюджетной сферы», — гласит пресс-релиз. Но если посчитать увеличение минималки на протяжении следующего года (от 1073 грн. с 01.01.2012 до 1134 грн. с 01.12.2012), то получится, что оно (увеличение) составит лишь 5,9%. Т.е. меньше, чем запланированная потребительская инфляция (5,6%).
Можно, конечно, только приветствовать более чем двукратное (по сравнению с 2010-м) увеличение помощи при рождении ребенка (теперь она будет составлять 27460 грн. для первого, 54920 грн. — для второго и 109840 грн. — для третьего и последующих детей). Но почему тогда только на 7,6% (с 1017 грн. на 01.01.2012 до 1095 грн. с 01.12.2012) вырастет прожиточный минимум, также не угнавшись за планируемой на следующий год инфляцией?
Как бы там ни было, возможно, что в нынешний бюджет и не стоит слишком долго вчитываться. Поскольку министр финансов уже заявил о намерении пересмотреть бюджет уже через два месяца «в связи с пересмотром цены на газ».
Причем цена на газ, видимо, будет пересматриваться в любом случае. Либо россияне таки пойдут на серьезные уступки по цене газопоставок (во что на приемлемых для Киева условиях, как и прежде, не верится), либо Украине таки придется в скором будущем идти на поклон к МВФ. Тем более, что без полноценной программы Фонда Киеву будет очень сложно привлечь те 98 млрд. грн. заимствований, которые предусмотрены теперь уже в законе о бюджете.
Но возобновление финансирования МВФ возможно только при условии повышения газовых тарифов для населения. Причем уже больше, чем в полтора раза, которые первоначально были предусмотрены в 2011 году договоренностями с Фондом. Ведь уже в этом году дефицит «Нафтогаза», судя по всему, составит не менее 25 млрд. грн. А в следующем (при среднегодовой цене в 416 долл. за тысячу кубометров голубого топлива и сохранении действующих тарифов для населения) недоимка составит ну никак не меньше 25-30 млрд. грн. Поэтому заложенных в бюджет 2012 года 12 млрд. грн. на капитализацию НАКа никак не хватит, чтобы свести концы с концами в его финансах. Да и прогноз дефицита госфинансов в 2,5% ВВП при таком раскладе тоже ну никак не клеится.
Однако резкое повышение тарифов в год выборов будет означать приговор не только министру финансов, но и всему действующему правительству, позиции которого и так не отличаются устойчивостью. Альтернатива — эмиссионное финансирование дефицита — это инфляция и девальвация со всеми вытекающими последствиями. И это уже будет приговор не только правительству, но и всей нынешней власти.Так что в любом случае, если в Кремле таки не смилуются (или национальные интересы окончательно не сдадут), уже через месяц-два украинским властям придется делать очень непростой выбор.