После захвата Крыма и начала российской агрессии на Донбассе Украина попыталась минимизировать экономические связи с неожиданным геополитическим врагом. С тех пор прошло почти 4 года, но Россия по-прежнему остается одним из основных торговых партнеров Украины. Например, в прошлом году наша страна даже более интенсивно наращивала торговлю с РФ, чем со странами Европейского Союза.

Удар в спину

Вероятно, в прошлом году Украина продолжила бы сокращать торговлю с Россией, но с начала года у правительства возникли неожиданные экономические проблемы. Группа радикалов во главе с народными депутатами Семеном Семенченко и Владимиром Парасюком под патриотическими лозунгами инициировала экономическую блокаду Донбасса. Правительство сначала пыталось договориться с активистами, но все попытки были тщетными. Ситуация зашла в тупик, после чего властям пришлось признать экономическую блокаду ОРДЛО на официальном уровне. Как заявил премьер-министр Украины Владимир Гройсман, это решение обошлось стране в 1% ВВП и негативно повлияло на курс гривны.

Ситуацию на Донбассе необходимо рассматривать сквозь призму конфликта с Россией и ее ставленниками на востоке Украины. Так называемая «ДНР» контролирует агломерацию, включающую Донецк, Макеевку, Горловку и Енакиево. В составе «ЛНР» оказались Луганск и агломерация Алчевск–Стаханов.

Украина смогла сохранить контроль над Мариуполем (основным металлургическим центром), Славянском, Краматорском и Константиновкой в Донецкой области, а также Северодонецком, Рубежным и Лисичанском (центры химической и нефтеперерабатывающей промышленности) в Луганской области. Кроме того, под контролем Украины остались главные электростанции Донбасса.

Однако экономические связи в регионе были разорваны. Ранее угольная, металлургическая, коксохимическая промышленность Донбасса, а также электроэнергетика и ж/д перевозки функционировали в комплексе. Теперь же они раздроблены. Мариупольские металлургические заводы оказались практически на линии фронта, поэтому сейчас невозможно вкладывать деньги в их развитие.

Донбасс и так после развала Советского Союза испытывал проблемы с инфраструкторой, которая стремительно устаревала. Теперь же промышленность региона и вовсе оказалась в глубоком кризисе. По подсчетам НБУ, в 2017 году Украина из-за блокады потеряла 1,8 млрд долларов и потеряет еще 500 млн долларов в 2018 году.

Торговля с оккупантом

С 2015 года действует запрет на прямое авиасообщение между Украиной и РФ, между странами сократилось количество поездов, а украинские власти даже говорят о возможном полном запрете железнодорожного сообщения со страной-агрессором. Государства ввели ряд взаимных экономических санкций, но в прошлом году торговля между ними продемонстрировала неожиданный рост.

Если в 2016 году товарооборот между Украиной и РФ снизился на 31,64% по сравнению с 2015 годом, то за 11 месяцев прошлого года, по данным Нацбанка, он вырос на 28,6%, составив 9,36 млрд долларов В то же время товарооборот со странами Евросоюза за указанный период увеличился на 27,6%, до 29,28 млрд долларов.

В частности, в период с января по ноябрь 2017 года импорт Украиной российских товаров вырос на 38,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, составив 6,3 млрд долларов. Прирост украинского экспорта в Россию составил 11,9%, достигнув 3 млрд долларов.

По результатам 11 месяцев 2017 года сальдо торговли с Россией осталось негативным, составив -3,2 млрд долларов. По сравнению с соответствующим периодом 2016 года данный показатель для Украины ухудшился на 79%.

По данным НБУ, за указанный период экспорт украинских товаров в ЕС вырос на 32,7%, до 12,8 млрд долларов. В то же время импорт вырос на 23,9%, до 16,5 млрд долларов. В торговле с ЕС также сохраняется отрицательное сальдо – -3,7 млрд долларов.

Доля России в экспорте украинских товаров снизилась с 9,1% до 8,5%, однако в импорте она увеличилась с 12,6% до 14,3%. Со странами Евросоюза доля экспорта выросла с 31,9% до 35,3%, а импорта – с 36,9% до 37,5%.

В этом плане Украина в чем-то напоминает прибалтийские страны, которые в начале 90-х также пошли на обрыв экономических связей с РФ, сделав ставку на европейский рынок. Но для Прибалтики такой переход был почти безболезненным за счет эффективной деиндустрилизации. К тому же незначительная численность населения позволила этим государствам реализовать модель посреднической экономики, став транспортным хабом между Российской Федерацией и западными странами. Кроме того, ЕС изначально оказывал прибалтийским странам максимальную финансовую и политическую помощь, способствуя их быстрой интеграции в европейское сообщество.

Для Украины все складывается по-другому. Деиндустриализация проходит болезненно и сопровождается трудовыми конфликтами. Достаточно вспомнить ситуацию, которая возникла в конце 2017 года на судостроительном заводе в Николаеве, когда все решилось только после вмешательства Владимира Гройсмана. Многие украинские заводы еще со времен СССР привыкли к тесному сотрудничеству с российскими предприятиями, и поэтому разрыв экономических отношений стал для них шоком. Например, из-за этого в непростой ситуации оказался крупнейший отечественный завод «Южмаш».

В конце 90-х–начале 2000-х Украина использовала посредническую модель, выступая в качестве транзитера российского газа. Но обе стороны такой формат сотрудничества не устраивал, что в конечном итоге привело сейчас к многомиллиардным судебным разбирательствам «Нафтогаза» и «Газпрома».

Из-за медленного темпа проведения реформ и сохранения высокого уровня коррупции Евросоюз в ближайшем будущем не готов принять Украину. По этой же причине он сократил экономическую поддержку страны.

Формально Украина является воюющим государством, что приводит к постоянному росту расходов на оборону. Сегодня страна уже вошла в топ-5 государств мира по проценту от ВВП, выделяемого на потребности армии. В таких условиях в бюджете сложно найти деньги на активизацию экономического роста. Поэтому экономика естественным путем ищет возможности для восстановления. Одна из них – возобновление торговли с Россией, которая резко сократилась в период с 2014 по 2016 год. Стоит отметить, что экономические связи с РФ укрепляются на фоне общего роста украинского экспорта. По результатам 9 месяцев 2017 года он вырос на 20%. Где-то на этом уровне по итогам года окажется и рост зарплат.

Путь в один конец

Несмотря на рост торговли между Украиной и Россией, экономические связи между государствами вряд ли вернутся когда-нибудь на прежний уровень. Во всяком случае, пока в политической жизни хотя бы одной из стран не произойдут фундаментальные изменения.

При этом политический конфликт не мешает украинцам активно посещать территорию России и даже устраиваться там на работу. За 9 месяцев прошлого года в РФ побывали 5,7 млн украинцев, что на 1,6 млн человек больше, чем за весь 2016 год. Переводы от украинских заробитчан, которые в том числе работают на российскую экономику, сейчас являются одним из ключевых средств пополнения валютных запасов и поддержания курса гривны.

Но в то же время экономические связи между двумя государствами постепенно ослабевают. Если в 2013 году Украина занимала во внешнеторговом обороте РФ долю в 4,7%, то сейчас всего 2,2%.

Несмотря на заявления правительства о желании полностью разорвать экономические связи с Россией, добиться этого фактически нереально. Из-за географических и исторических особенностей между странами возник целый спектр торговых связей, от которых нельзя избавиться в один момент даже в условиях военного конфликта.

Если ситуация на Донбассе не обострится, то экономические связи между Украиной и РФ продолжат восстанавливаться после достижения минимума, который, как показала динамика торговли, наблюдался в 2016 году.

Впрочем, даже конфликт на востоке сейчас больше сказывается на перспективах украинской экономики, чем на товарообороте с Россией. На данный момент регион не является полноценной экономической единицей из-за неопределенного статуса и прекращения работы многих крупных предприятий.