Реформы начинаются там, где кончаются рейтинг и деньги. Острейший социально-экономический кризис очертил ясную перспективу для Партии регионов — либо хотя бы частичные, но реальные изменения в государстве, либо поражение на осенних парламентских выборах. Катализатор — международная изоляция и блокада доступа к зарубежным дешевым кредитным ресурсам. По данным источников ZN.UA, с 1 марта президент Виктор Янукович дал старт кампании по наведению порядка в таможенной политике, а годовой план Гостаможни по сборам налогов увеличен на 7 млрд. грн. Под эту задачу была дана команда о срочном утверждении парламентом 15 марта нового Таможенного кодекса. И эти изменения в таможенном законодательстве — не последние. Во-первых, потому что далеко не совершенны. А, во-вторых, мы получили материалы, которые позволяют говорить о целях и методике этой кампании.
ZN.UA последние два года публиковала цикл статей о плачевном состоянии импортно-экспортной политики в Украине. Основной проблемой была фактическая тенизация целых сегментов импорта так называемыми модными фирмами. Привилегированные брокерские конторы, работавшие в тесном контакте с Гостаможней, СБУ и криминальными группировками, взвинтили цены на «растаможку» до заоблачных высот. Обязательные услуги посредника при поставке товаров широкого потребления и хозяйственных товаров составляли до 60% от суммы оформления груза! К каким последствиям это привело для экономики — никто не просчитывал. Тем более что в условиях «черного» импорта контрабанду остановить не удалось. Ее потоки лишь поменяли точки входа в Украину. Контрабанда маскировалась самыми оригинальными способами: так, по данным ZN.UA, в 2011 году по сравнению с 2010-м объем импорта канцелярских товаров (ручки, фломастеры, скрепки, папки и т.п.) вырос в 50 раз! Это более трех тысяч контейнеров! Очевидно, что канцелярские товары служили «товаром прикрытия» для импорта чего-то куда более ценного и прибыльного. Поскольку все это время СБУ проводила постоянные рейды и спецоперации по борьбе с контрабандой и даже практиковало полную остановку морских портов и полный досмотр грузов, трудно представить, что такие потоки проходили без ведома высшего руководства.
По словам высокопоставленного сотрудника таможни, в настоящее время ситуация меняется радикально: «Дана команда с самого верха — закрыть все «офисы» «модных фирм». Если месяц назад за контейнер китайского ширпотреба пришлось бы заплатить 25 тыс. долл. официальных платежей в бюджет, а 30 тыс. долл. перечислить на счета указанного тебе посредника, то сегодня задача конкретная — платежи должны идти только в бюджет. И никаких прокладок и посредников. Таким образом, начиная с марта, официальные платежи с контейнера ширпотреба составят 55 тыс. долл. И эта ставка будет расти. Вполне вероятно, что уже в июне таможня доведет сборы с контейнера в бюджет до 80 тыс. долл. С границы сняли не только криминальных посредников, но и посредников в погонах. Прекращен тотальный «шмон» и вымогательство со стороны СБУ. Таможенникам сказали: ребята, вот ваша зарплата официальная, вот вам доплаты в таком-то скромном размере. Но ваш бизнес по задержанию контейнера, по выгрузке-загрузке уже не пройдет. Если кто-то посмеет тормозить контейнер, по которому прошли легальные платежи, — вылетит с работы. Движение каждого контейнера взято на контроль руководством, и срыв графика прохождения вызывает вопросы к таможне с самого верха. Сейчас в очередь на увольнение уже поставлено большое число начальников среднего звена таможни. Им четко объяснили: — вы не служба сбора со всех и вся. Вы — служба сервиса. Таможня уже не хочет объяснений с бизнесом, с иностранными послами, почему на том или ином посту кто-то требует взятку. Руководство таможни поставило задачу внедрить до конца года пилотный проект электронного документооборота с цифровой подписью, благодаря которому большинству субъектов ВЭД вообще не придется контактировать с чиновниками — оформление документов будет проходить через Интернет. То есть сама вероятность коррупционных контактов будет сведена к нулю. Плати побыстрее по тарифу — и оформляйся побыстрее. Такая логика. Увеличение плана по сборам в бюджет на 7 млрд. для таможни при соблюдении новых правил игры никакой проблемы не представит. Если будут отменены льготы, таможня сможет дать не меньше 10 млрд. по году. Именно под эти задачи Калетнику дали Таможенный кодекс, который он продвигал в парламенте».
Неофициальный крутой поворот таможенной политики подтверждают и другие косвенные признаки. По словам целого ряда импортеров, «офисы» «модных фирм» действительно закрыты. Никакого оформления по блату в настоящее время не производится — во всяком случае, системно это на рынке не видят. Те, кого называли посредниками и основными «решателями» — «Юра Енакиевский», «Иван Иваныч», Юрий Борисов, Илья Павлюк, в настоящее время покинули пределы родины и со всеми секретными знаниями и банковскими счетами скрылись за границей. Скрылись, конечно, от досужего интереса обывателей и некоторых коллег по бизнесу, перед которыми они взяли повышенные обязательства. Фигуры такого калибра слишком интересны для тех, кто хотел бы нажимать на тайные пружины украинской политики, чтобы им позволили раствориться без следа…
Другое свидетельство — принятие Верховной Радой 15 марта Таможенного кодекса. Его основное значение заключается в оптимизации ставок таможенных пошлин. По сути, кодекс должен закрепить изменение правил игры в таможенной сфере, чтобы заявленные плановые показатели были не только выполнены, но и перевыполнены.
Кабмин прорабатывает отмены льгот на импорт различных товаров. Если в 2008 году в расчетах по таможенным платежам льготы составляли 11%, то в 2011-м удельный вес льгот составил уже 28%! Всего за два месяца 2012 года предоставлено льгот на 4,6 млрд.
Источники ZN.UA в Кабинете министров сообщили, по каким отраслям правительство планирует увеличить дополнительные поступления в бюджет. Итак, рост ожидается по 18% действовавших в 2011 году тарифных ставок.
Основная статья — налогообложение импорта товаров широкого потребления и хозтоваров. Вполне вероятно, что легализация и направление в бюджет повышенных пошлин по новым ставкам позволит перекрыть искомые 7 милллиардов.
Кабмин намерен срезать льготы с целого ряда лекарств и товаров медицинского назначения (здесь объем льгот в 2011-м составил 5,9 млрд.). Льготы заберут у тех лекарств, которые не имеют доказанной лекарственной эффективности. Под угрозой прежде всего БАДы и тому подобное — мезимы, синупреты, биттнеры, настойки и т.п. Для примера: в то время как в Польше таможенные льготы распространяются на 8 тысяч марок лекарств, в Украине — на 16 тыс. Эти так называемые лекарства, как рассчитывает Кабмин, дадут дополнительно 2 млрд.
Пересмотр тарифов согласно договорам о свободной торговле — льгот по этим договорам предоставлено на 3,5 млрд. в 2011-м.
Кабмин рассматривает вопрос о льготах на импорт энергосберегающего оборудования. Льготы по этой статье в 2011-м — 2,4 млрд.
Рост тарифов на пластмассы, полимеры и изделия из них может дать до 500 миллионов.
Пересмотр тарифов на воздушные суда, которые ввозятся по договорам оперативного лизинга, — в 2011-м сумма льгот составила здесь около 2 млрд.
Рост тарифов на некоторые виды машин и оборудования — в частности, печатное, очистки жидкостей, может дать до 400 млн.
Кабмин предлагает внести изменения в Налоговый кодекс, чтобы автомобили двойного назначения, которые могут перевозить как пассажиров, так и грузы, оформлялись по единому тарифу. Из 99 тыс. автомобилей, которые в 2011-м были завезены как грузовые и растаможены по низкому тарифу, 31 тыс. в органах ГАИ были зарегистрированы как пассажирские! То есть 30% машин, в 2011 году благодаря лазейке в законодательстве были растаможены с уклонением от уплаты налогов. После введения единого тарифа, правительство планирует собрать по этой статье около 300 миллионов.
Химия — дезинфицирующие средства, цементы, растворы — около 300 млн.
Наземный транспорт — тракторы, прицепы, запчасти — 200 млн.
Железнодорожные локомотивы, аппаратура связи, органические химические соединения — ароматические поликарбоновые кислоты, меламин, лаки и краски, пигменты, плавиковый шпат, фосфаты кальция, штукатурные материалы, каучук, резина, продукты переработки овощей, плодов, корабли, суда и плавучие бурильные платформы, полотна для цепочных пилок — все это может дать до 500 млн.
Указанные меры, в случае комплексного решения, действительно могут позволить повысить доходы бюджета не менее чем на 10 млрд. в текущем году. И можно только порадоваться за державу, если наведение порядка хотя бы на таком уровне станет системным явлением. Какие бы мотивы ни двигали авторами изменений, легализация платежей в таком масштабе, особенно в части импорта ширпотреба и хозтоваров, это, безусловно, прогресс. Сдать назад после такого шага будет крайне трудно любой власти.
Можно порадоваться, что беспредел при импорте-экспорте товаров, о котором наше издание неоднократно писало, по сути, признан властями, которые два года смотрели сквозь пальцы и, видимо, не просто так позволяли работать масштабным коррупционным схемам.
Похоже, руководство страны наконец стало понимать то, о чем мы писали еще в начале 2010-го, — теневая экономика и черная бухгалтерия в госуправлении неприемлемы. Это же нонсенс — тырить у государства, по сути, полностью его контролируя... Можно рулить по понятиям своим собственным делом, бизнесом, но нельзя рулить по понятиям государством. Государство по своей идее предполагает законность, легализацию и прозрачность. Государство, которое одобряет существование теневого сектора и даже его стимулирует, само себя ослабляет и разваливает. Борьба с коррупцией — это не досужая выдумка «провокаторов» из ПАСЕ, это объективно основа эффективности госаппарата.
Реформа таможни, без сомнения, была вызвана не столько нашими статьями и общественным мнением — на то есть и более прагматичные причины.
И прежде всего это реальная угроза потери власти правящей партией. Без решения наболевших социальных задач, без наполнения бюджета, задача проведения успешной избирательной кампании становится просто невыполнимой. А власть в Украине это не только самый главный бизнес — это и единственная гарантия неприкосновенности для тех, кто сумел нажить себе мультимиллиардные состояния.
Но все же на фоне аврала по наведению порядка на таможне и планов по супердоходам бюджета нельзя не задаться вопросом из водевиля: «Так кто же убил Нолестро?»
Ведь легализация таможенных платежей позволяет четко увидеть, какие колоссальные суммы проходили через карман высокопоставленных политиков, чиновников и авторитетов. По оценкам некоторых экспертов Кабмина, прибыль только одного офиса Юры Енакиевского составляла не менее 500 млн. грн. в месяц!
И кто же несет ответственность за то, что такие колоссальные деньги шли не в бюджет, а в «общак»? Если такая масштабная коррупционная схема со столь огромными убытками для державы вскрыта, значит, десятки должностных лиц в контролирующих ведомствах, которые два года закрывали на все это глаза, должны быть привлечены к ответственности! И определить ее следует в суде. На открытом и гласном процессе. Хочет ли власть привлечь к ответственности организаторов схемы? Увы, нет. Главные фигуранты и исполнители — кто за рубежом, кто повышен на родине. Несмотря на то, что экс-начальник Одесской таможни находится под следствием по делу об уклонении от уплаты налогов, коррупционную составляющую СБУ не устанавливает. Еще бы — ведь «борьбой с контрабандой» там по-прежнему руководят все те же, кто и два года до этого успешно с ней «боролся». И глава Гостаможни Калетник почему-то не торопится увольнять замаранную в коррупционном скандале подчиненную.
И здесь надо констатировать главный урок наведения порядка, который власть пока не усвоила. Если есть желание, чтобы государство работало эффективно, то мало легализовать бизнес и финансы. Прежде всего необходимо легализовать ответственность. Потому что проблема не в схемах работы. Потому что реформы не конвертируются автоматически в инвестиции и в рейтинг. Контрольный выстрел и реальный контроль — это понятия, схожие семантически, но смыслы в них закладываются разные. Доверие. Доверие. До-ве-ри-е. Это не купишь…