Сегодня судьи из Донецкого региона падать совершенно не боятся — такое впечатление навевают множащиеся примеры стремительных и даже умопомрачительных карьерных прыжков отдельных служителей Фемиды. И, вероятно, излишне говорить, что до 2010 г. вряд ли удастся отыскать примеры реактивных должностных взлетов такого масштаба — ранее о таком, кажется, даже мечтать было проблематично. Правда, чем больше будет подобных примеров, тем лучше будет видно реальное положение дел в судебной системе — насколько она независима и насколько плотно подчинена воле и потребностям ключевых политических фигур страны.
Вчера состоялось очередное заседание Высшего совета юстиции (ВСЮ), в рамках которого было принято несколько примечательных кадровых решений. В частности, члены ВСЮ проголосовали за назначение Артура Емельянова председателем Киевского апелляционного хозсуда — де-факто второго по значимости суда в хозяйственной юрисдикции. Помимо этого, был назначен и председатель Хозсуда г. Киева, имеющего не менее серьезные позиции в соответствующей судебной вертикали, — им стал Валерий Князьков.
Эти две кадровые перестановки вряд ли хоть каким-то образом повлияют на глобальное положение дел в судах — ведущие регионалы, а также юридическая команда президента Виктора Януковича будут чувствовать себя в органах правосудия не менее уютно, чем раньше. Просто судебный механизм, созданный за минувшие полтора года ключевыми провластными юристами, дополняется и усиливается надежными комплектующими, способными четко осознавать актуальные политические реалии в Украине и выдерживать любую нагрузку на честь, совесть и достоинство.
Для подавляющего большинства украинских граждан гораздо важнее будет другое: каким образом судьи, обладающие четкой привязкой к Донецкой области, демонстрируют сегодня умопомрачительный карьерный рост и в кратчайшие сроки занимают не просто высокие, а ключевые должности в украинских судах? Особо богатую пищу для размышлений дает в этом отношении именно события в вертикали хозсудов за последние два года.
Ранее «i» неоднократно описывали любопытные моменты в кадровой летописи «хозяйственников» за последние два года. Так, осенью 2010 г. председателем Высшего хозсуда (ВХСУ) стал экс-глава Донецкого апелляционного хозсуда (АХС) Виктор Татьков. Но тут еще ничего такого — господин Татьков фигурировал в числе реальных претендентов на должность главы ВХСУ еще во времена президентствования Виктора Ющенко. Просто после победы Виктора Януковича на последних президентских выборах Виктор Татьков стал фактически безальтернативным кандидатом.
Самое интересное приключилось чуть позже. Через несколько месяцев глава Хозсуда Донецкой области (процессуально замкнут на Донецкий АХС) Игорь Темкижев становится председателем Днепропетровского АХС. В то же время место господина Темкижева занимает его заместитель Артур Емельянов. В одной временной связке с этими назначениями произошло и карьерное продвижение экс-главы Куйбышевского райсуда Донецка Александра Тупицкого. Проработав в системе хозсудов Донецкой области всего несколько месяцев, господин Тупицкий оказался наиболее достойным кандидатом на должности председателя Львовского АХС.
Дальше было еще интереснее. В самом начале 2011 г. резко изменяется кривая карьерного роста Артура Емельянова — он становится председателем Хозсуда г. Киева. Ближе к концу 2011 г. не менее резко изменяется кривая карьерного роста Игоря Темкижева — в канун грядущих парламентских выборов он становится руководителем Высшего админсуда (ВАСУ). Излишне напоминать, что все значимые избирательные споры идут именно через административную юстицию. Не остался в стороне от происходящего и Александр Тупицкий — в начале 2012 г. его начали переводить в освободившееся от Игоря Темкижева кресло председателя Днепропетровского АХС.
И вчерашние решения членов ВСЮ, собственно, демонстрируют, что все эти события — не случайность, а логическая закономерность. Про Артура Емельянова сказано уже достаточно — создается впечатление, что было бы чуть ли не верхом несправедливости, если бы его стали переводить в хозсуд рангом ниже, нежели Киевский АХС. Да еще и в кратчайшие сроки. В отношении же экс-судьи ВХСУ Валерия Князькова, вероятно, будет достаточным напомнить, что тот до прихода в ВХСУ был судьей Ворошиловского райсуда Донецка.
Вполне вероятно, что данная летопись будет продолжена и дополнена новыми красноречивыми примерами. По крайней мере, люди, сконцентрировавшие сегодня в своих руках все рычаги влияния на судебную систему и извлекающие из этого самые разнообразные выгоды, не особо утруждают себя маскировкой истинной мотивации кадровой политики в судебной системе.
Но и уже имеющихся примеров кадровых взлетов судей из одного и того же региона вполне достаточно, чтобы получить четкий ответ на вопросы: осуществляет ли нынешняя власть жесткое и неприкрытое управление всеми глобальными процессами в отечественных судах и какие последствия это может иметь для будущего всего украинского общества.
Правосудие — это фактически лакмусовая бумага для определения реального положения дел и перспектив любого общества. А полное отсутствие независимого правосудия, когда в расчет берутся исключительно интересы и выгоды людей при власти, — это более чем серьезный сигнал.