Уже почти неделю вся страна гудит об ужасающей истории, произошедшей в Николаеве. Напомним, трое подонков изнасиловали 19-летнюю девушку Оксану Макар, а затем, чтобы скрыть следы преступления, придушили ее и попытались сжечь живьем. Девушка выжила, но ей ампутировали кисть руки и стопы. Как оказалось, двое из троих задержанных тут же были отпущены под подписку о невыезде. Они оказались сынками местных высокопоставленных чиновников. Правда, бывших. После того, как жители областного центра вышли на улицы, под стражей оказались все трое преступников. К слову, на сегодня в Николаеве запланирован очередной митинг, участники которого будут требовать справедливого наказания не только мажорам, но и тем, кто дал отмашку их выпустить на подписку.

 

И вот, когда в воздухе запахло массовыми протестами, делом Оксаны Макар озаботились в Киеве. Сначала советница Президента Марина Ставнийчук выразила «удивление поведением правоохранителей, которые отпустили задержанных молодых людей, подозреваемых в жестоком изнасиловании и попытке убийства девушки в Николаеве». Затем в очередь «удивленных» стал секретарь Совбеза Андрей Клюев, заявивший, что «неотвратимость наказания за преступления – одна из основ справедливого общества». Ну и, наконец, сам Президент поручил Генпрокурору обеспечить полное и беспристрастное расследование резонансного преступления. Как тут не вспомнить, что и раньше Янукович давал подобные поручения Генпрокурорам по другим резонансным делам. Чем это заканчивалось, можно понять по истории с Романом Ландиком, получившим за избиение девушки всего лишь условный срок. 

 

Если же посмотреть на преступления украинских мажоров, то число наказаний, адекватных тяжести преступления, равняется нулю. Так, в январе 2008 года 17-летний сын одесского чиновника Феликса Петросяна Феликс Петросян-младший, находясь в нетрезвом состоянии, на Toyota Prado разбил 11 припарокванных машин и убил человека. Несмотря на то, что ни по возрасту, ни по физическому состоянию он даже не имел права садиться за руль, судебные разбирательства (вплоть до Верховного суда) так и не закончились тюремным заключением для мажора. Как утверждают очевидцы, Петросян по-прежнему любит быструю езду и участвует в автомобильных соревнованиях.

 

Ушел от наказания и пасынок Дмитрия Фирташа Сергей Калиновский, который четыре года назад на большой скорости убил человека в припаркованном автомобиле. После резонансного ДТП он лег в больницу, потом исчез, а сейчас находится в Москве и периодически приезжает в Киев.

 

В сентябре 2008 года сын бывшего крымского депутата Иосифа Файнгольда Виталий на автомобиле Bentley сбил насмерть мотоциклистку Анну Мишуткину. Правда, вину он свою признал, выплатил пострадавшей стороне определенную сумму, и в итоге получил условный срок. А потом – амнистирован.

 

В октябре 2010 года сын днепропетровского прокурора Дмитрия Рудя на пешеходном переходе сбил насмерть трех женщин. Суд дал ему 5 лет лишения свободы, однако осужденный до сих пор на свободе: ждет апелляции. Недавно Запорожский апелляционный суд начал рассмотрение его дела, и не исключено, что ему все-таки удастся остаться на свободе.

 

В июне 2011 помощница судьи Наталья Соловей на джипе буквально «впечатала» проходившую по тротуару женщину в стену. Пострадавшая скончалась, но Шевченковский суд Киева в ноябре 2011 года амнистировал виновницу ДТП.

 

Список можно продолжать до бесконечности. Примечательно, что в форумах и социальных сетях пользователи составляют списки таких мажоров, их преступлений и то, какое «наказание» они понесли. Реакция на такие публикации становится все более агрессивной и сводится к приговору – «линчевать».

 

Неудивительно, что так участились случаи совершения самосуда как в нашей стране, так и в соседних. В последние годы россияне часто пытаются собственноручно расправиться с теми, кто на их глазах совершил преступление. Например, недавно в Москве пьяная водительница сбила двоих мужчин. Разъяренная толпа принялась разбивать «Мерседес», в котором она пряталась вместе с подъехавшим мужем. От серьезных побоев пару спасла милиция. Страшная история случилась в российском Брянске: женщина сбила на пешеходном переходе молодую женщину с трехлетней девочкой. Малышка скончалась на месте, мать – в тяжелом состоянии. Жители Брянска взяли семью лихачки в психологическую облогу: угрожали сжечь заживо и прямым текстом предлагали виновнице ДТП покончить с собой.

 

В Украине тоже пытаются довести до ума то, что так плохо получается у следователей и судей. Пару лет назад в Запорожье, на одном из пляжей острова Хортица мажоры решили развлечься и покататься на дорогом авто прямо по пляжу. В результате один из них переехал лежавшую девушку, которая, к счастью, выжила. Очевидцы происшествия избили водителя до потери сознания.

 

14 января этого года в Луганске на «Ниссане» 29-летний бывший работник прокуратуры Георгий Осипов врезался в толпу людей на городской площади перед новогодней елкой. Пострадало около десятка человек, 17-летняя девушка погибла. Как утверждают очевидцы, в толпе сразу же начали звучать призывы «расстрелять виновника на месте». От самосуда его спасли работники милиции.

 

Еще одна история мести мажору за погибшую родственницу случилась недавно в Онуфриевке Кировоградской области. Отец девочки, погибшей в результате наезда автомобиля, за рулем которого находился сын экс-председателя райгосадминистрации, выстрелил ему в лицо из газового пистолета. Гнев родителя понятен: «законный» суд дал убийце 5 лет условно, а апелляционный – амнистировал.

 

Такие истории будоражат общество. О том, что тема актуальна и востребована, свидетельствуют многочисленные сериалы «о народных мстителях», которые, разочаровавших в судебной и правоохранительной системах, берут дело наказания виновных в свои руки.

 

Украинская власть пытается показать, что держит ситуацию под контролем. Правда, в основном это происходит показушно. Например, одесский губернатор Эдуард Матвийчук, став свидетелем ДТП, объявил в городе акцию «Стоп, мажор!», пообещав доводить до конца все дела, связанные с отпрысками богатых родителей. А экс-министр МВД Анатолий Могилев пообещал, что не даст мажорам спуску. И что толку? До тех пор, пока хоть один мажор за свое злодеяние не получит на полную катушку, эти заявления яйца выеденного не стоят. А между тем, власти стоило бы относиться к историям народной мести куда серьезнее. Например, в 1972 году в Днепродзержинске, когда из-за халатности работников милиции в автомобиле медвытрезвителя погибло трое молодых ребят, почти сутки город был в осадном положении: возмущенные люди громили отделения милиции, райисполком и прочие административные здания. Смерть юношей тогда сыграла роль искры, от которой разгорелась долго скрываемая ненависть народа к власти. Так что виртуальные «захватчики органов государственной власти», о которых некогда говорил Янукович, вполне могут материализоваться.

 

Что-то подобное вполне реально и в нынешней Украине. Ведь вместо того, чтобы реально бороться с мажорами, власть сама подталкивает граждан расправляться с ними. Попросту не оставляя людям выбора. По Конституции, власть гарантирует нам безопасность. Коль скоро ни безопасности, ни наказания виновных нет, значит, власть систематически нарушает общественный договор. А раз так, значит, граждане могут считать себя вправе чинить самосуд, не так ли? И никто особо не удивится, если после очередной подобной истории кто-то все-таки накажет мажора по-настоящему, лишив жизни. И большинство людей, наверняка, встанет на сторону «мстителя»…