Государственная служба правопорядка, так предлагают назвать авторы законопроекта регионалы Василий Грицак и Валерий Коновалюк, - может стать самым влиятельным силовым ведомством страны.
Специалисты Счетной палаты сделали вывод, что внутренние войска имеют плохое техническое оснащение и обременительны для госбюджета.
Грицак и Коновалюк планируют превратить внутренние войска в специальный правоохранительный орган, действующий как воинское формирование, что-то вроде французской жандармерии.
"Сегодня жандармерия есть во Франции, Бельгии, Сербии и других государствах Евросоюза. Но взвесив отношение к жандармам в царской России, мы решили, что новая структура будет называться государственной службой правопорядка", - пояснил Грицак.
Государственная служба правопорядка (ГСП) это уже не просто армия или милиция - это сверхмощный силовой орган, который перебирает на себя полномочия других.
Скажем, "защиту конституционного строя и территориальной целостности, пресечение террористической деятельности", до сих пор считали исключительной функцией СБУ. А прекращение вооруженных конфликтов на государственной границе - полномочия вооруженных сил и пограничников.
Впрочем, оппозиция подозревает, что власть перестает доверять традиционным силовикам - и создает удобное и подконтрольное оружие.
"Это 33 тысячи вооруженных до зубов людей. Этот орган будет использоваться как оружие, как дубина против своего же народа. На сегодняшний день ни милиция, ни вооруженные силы не могут быть использованы против мирных граждан. В случае принятия закона будет спецорган, который будет абсолютно легально использоваться против своих же граждан", - считает глава юридического отдела объединенной оппозиции Павел Петренко.
Противники супермилиции беспокоятся, что под защитой конституционного строя и государственной власти можно понять что угодно - от ликвидации интернет-сайтов до разгона мирных демонстраций.
Размытость задач этой новой структуры Грицак и Коновалюк дополнили уникальными полномочиями: вести разведку, вести следствие и иметь право на оперативно-розыскную деятельность.
У супермилиции будет разрешение заходить в частное жилище граждан без санкции прокурора. А для пресечения общественных беспорядков применять не только спецсредства, но и настоящие пули.
"Если есть угроза для граждан, если идет нарушение общественного порядка, применяется физическая сила некоторыми физическими лицами, то в таком случае законом предусмотрено применение спецсредств и оружия. Вот и все", - говорит Грицак.
Французская жандармерия, которую так любит ставить в пример депутат Грицак, для разгона демонстраций использует слезоточивый газ и резиновые пули, и никакого огнестрельного оружия.
Интересно, что предусмотрено не только использование боевой техники для защиты государственной власти, но и наличие у службы правопорядка собственной авиации, которая будет с воздуха поддерживать восстановление конституционного строя.
Вопрос "откуда деньги на всю эту армию?" авторы закона обходят. А правоохранители в неофициальных разговорах хватаются за головы, потому что финансирование новой армии предположительно состоится за счет сокращения и перекраивания и без того небогатых бюджетов армии, МВД и СБУ.
Однако законодатели на этом не останавливаются. На очереди законопроект "О полиции", который те же авторы обещают представить 3 июля.