В последние месяцы на таможне начались тектонические сдвиги. Жесткая команда «все — для бюджета» привела к фактическому устранению т. н. «модных фирм», «помогавших» быстро и выгодно растамаживать грузы «серым» импортерам. Но как долго продлится эта акция? Не закончится ли она уже после парламентских выборов?

По информации «2000», негласным куратором нынешней кампании по прикрытию «сероимпортной лавочки» стал Нацбанк. Обусловлено это не только фактором личного доверия к руководителю НБУ Сергею Арбузову. Весомую роль здесь сыграла объективная необходимость стабилизировать платежный баланс, который постоянно страдает от прорех в торговом балансе, создавая тем самым риски для курсовой стабильности. А серый импорт, как известно, — самый мощный «пылесос», который поглощает валюту на рынке наличности.

Оценить масштабы «серого» импорта в Украине довольно проблематично. Особенно учитывая то, что они отличаются по разным группам товаров. Согласно оценкам участников рынка, по некоторым товарным позициям объем может составлять 5—20% (автомобили, нефтепродукты), в других — достигать 50% и более (одежда, электроника и т. д.). Вполне может быть, если учитывать, что по некоторым оценкам, в тени — около половины украинской экономики.

Политически обусловленная война власти с «серыми» импортерами — на руку всей стране. Во-первых, растут поступления в госбюджет (пошлина, сборы, НДС). Во-вторых, выравниваются условия конкуренции на рынке для отечественных товаропроизводителей и «белых» импортеров, работающих в легальном секторе экономики.

Сколько будет длиться нынешняя кампания против «серого» импорта, пока сказать тяжело. Учитывая непростую ситуацию в экономике и соответственно — вызовы с наполнением госказны в ближайшие годы, эта война может затянуться. Определенным сигналом для этого может служить то, что властная команда принялась конструировать системные предохранители борьбы с этим явлением. Среди последних примеров — «валютная паспортизация», которая если полностью и не перекрыла доступ «серых» импортеров к финансовой (валютной) подпитке на внутреннем рынке, то существенно усложнила этот процесс, за 9 месяцев объем наличной валюты, которую население покупало у банков, — упал в 5 раз.

Понятно, что одной «паспортизацией» все проблемы с «серым» импортом не решить. Пойти же путем жесткого и прямолинейного усиления таможенного контроля — тоже неправильно, так как пострадают, прежде всего, добросовестные субъекты внешнеэкономической деятельности и, в конечном итоге, из-за спада во внешней торговле снизятся таможенные сборы.

Как показывает мировая практика, соединением, казалось бы, несоединимого можно получить качественный результат: усилить борьбу с «серым» импортом, либерализовав систему проведения таможенных процедур. Но обязательным сопроводительным элементом здесь должно быть осуществление эффективного постаудита — контроля за товарами после пересечения ими таможенной границы.

Украина, собственно, пошла этим путем. В обновленной редакции таможенной «конституции» время таможенного оформления сокращено с 24 до 4 часов; уменьшен и перечень необходимых документов (их нужно де-факто два — инвойс и декларация таможенной стоимости). При этом вводится и полноценный постаудит. Сработают ли международные лекала в Украине?

В развитых странах таможенный постаудит обеспечивает более 30% всех таможенных платежей. Во Франции, например, таможенники непосредственно проверяют лишь около 5% импорта, остальное подлежит контролю в течение 1—3 лет после оформления таможенных документов. В Штатах же, скажем, в полтора раза меньше таможенников, чем в Украине. При этом американцы обслуживают в несколько раз больше субъектов внешнеэкономической деятельности (около 500 тыс.).

Происходит это прежде всего за счет возможности осуществления постаудит-контроля. Полноценно функционировать постаудиту мешала необходимость согласования проверок таможенными органами с налоговиками. В 2010 р. Гостаможслужба пыталась избавиться от «обязаловки». Но соответствующее правительственное постановление заблокировал Госкомпредпринимательства из-за опасений, что отсутствие координации действий между контролерами удвоит нагрузку на субъекты ВЭД.

По логике вещей, устранению потенциальных рисков дублирования контроля таможенников и налоговиков в ближайшей перспективе должно способствовать усиление взаимодействия между ведомствами. В мае налоговая и таможенная службы подписали соглашение об информационном сотрудничестве с целью усиления борьбы с уклонением от налогообложения предприятий, которые занимаются ВЭД.

«Увеличение оперативного обмена информацией между налоговой и таможенной службами позволит эффективнее и быстрее отслеживать налоговые риски и контролировать налоговые обязательства при осуществлении экспортно-импортных операций», — отмечает главный налоговик страны Александр Клименко. — Благодаря этому протоколу дополнительно удастся привлечь около 1 миллиарда гривен».

«Субъект ВЭД вместе с таможенной декларацией получит специальные марки со штрих-кодом, содержащие информацию о товаре, импортере, производителе, уплаченных налогах, — добавляет главный Гостаможслужбы Игорь Калетник. — Упрощение процедур на границе будет сбалансировано контролем товара внутри страны. Тогда ввезти и продать брендовую одежду под видом секонд-хенда не удастся».

Отношение к перспективам введения постаудита в бизнес- и оппозиционной среде весьма неоднозначно. «Таможенники смогут бесконечно проверять бизнес. На предмет чего, Таможенный кодекс прямо не определяет. Стабильности бизнесу это не прибавит», — отмечает первый зампредседателя Комитета ВР по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Сергей Терехин.

Действительно, опасения относительно риска роста злоупотреблений со стороны таможенников не лишены оснований. Но не стоит игнорировать и реалии. Согласно результатам «таможенного» опроса руководителей предприятий, проведенного Европейской бизнес-ассоциацией, попытки излишнего контроля в виде постаудита сократились почти на половину (с 40%). Этот факт говрит сам за себя.

Действующее законодательство (собственно, Налоговый кодекс), кстати, довольно лояльно к предприятиям в части уплаты штрафов в случае некорректного определения таможенной стоимости товаров. Если субъекты хозяйствования сами находят «ошибки», они должны заплатить 3% недоплаченных из-за собственного «недосмотра» сумм. Если их найдут представители таможни — 25% (при повторном аналогичном нарушении в течение 3 лет — 50%).

Полноценная имплементация постаудита — один из краеугольных камней Таможенного кодекса. А его неоднократно положительно оценивали, в частности, в МВФ. «Фонд видит и признает те существенные достижения, которые были сделаны в Украине. Как мы понимаем, новый Таможенный кодекс должен быть значительно более эффективным, чем тот, с которым страна работала раньше», — отметил постоянный представитель фонда в Украине Макс Альер. И это тоже что-то да значит.