Как известно, доли абонентской базы у мобильных операторов в каждой области Украины отличается. В одном регионе оператор может занимать доминирующее положение, в другом — быть аутсайдером. В большинстве регионов такая ситуация характерна для двух лидеров рынка — «Киевстара» и Vodafone.
lifecell с абонентской базой 9,2 млн активных пользователей занимает наименьшую долю рынка. Руководство компании считает, что два главных конкурента злоупотребляют доминирующем положением в регионах, искусственно завышают тарифы на мобильную связь там, где у них монопольное положение.
Такая ценовая политика вынуждает абонентов оставаться в сети «монополиста».
В связи с этим АМКУ рассматривает дела по признакам нарушения «Киевстаром» и Vodafone законодательства о защите экономической конкуренции на рынке услуг мобильной связи путем применения различных цен к равнозначным соглашениям с покупателями без объективно оправданных причин.
lifecell обращает внимание на ряд характерных особенностей работы мобильных операторов в областях.
1. «Региональные тарифы» действуют за пределами области в течение одного дня. Затем устанавливается тарификация с более высокими тарифами.
2. В областях в розничной сети находятся преимущественно или исключительно «региональные» тарифные планы, ориентированные на жителей таких областей.
3. При обращении абонента к сайту оператора не отображаются все тарифные планы, доступные для подключения на территории Украины, а только тарифы той области, где потребитель заходит на сайт оператора.
4. Завышение стоимости услуг на номера других операторов мобильной и фиксированной связи.
В АМКУ отмечают, что по закону о защите экономической конкуренции применение различных цен или разных других условий к равнозначным соглашениям с покупателями без объективно оправданных причин признается одной из форм злоупотребления монопольным положением. Комитет продолжает изучать это дело и по окончании обещает опубликовать свое решение.
Заблуждения о посекундной тарификации
В 2016 году АМКУ пришел к выводу, что «Киевстар», Vodafone и lifecell вводят абонентов в заблуждение, когда говорят в рекламе или пишут на сайтах, что тарификация исходящих звонков посекундная.
Когда операторы мобильной связи информируют потребителей о тарифах на услуги голосовой телефонии, как правило, отмечают «X» грн за мин. При этом операторы дополнительно сообщают о способах тарификации звонков.
«Киевстар» отмечает, что тарификация звонков посекундная. Далее добавляет, что тарификация осуществляется в первую секунду каждой минуты разговора в размере указанной стоимости минуты, а секунды со 2 по 60 не тарифицируются.
lifecell также отмечает, что тарификация звонков посекундная. Далее добавляет, что тарификация осуществляется в первую секунду каждой минуты услуг, а в счет стоимости первой секунды каждой минуты предоставляются следующие 59 секунд без дополнительной тарификации.
Vodafone отмечает, что стоимость звонков указана за первую секунду каждой минуты разговора и не указывает, что тарификация посекундная.
«Указанные способы изложения мобильными операторами сообщений о тарификации в той или иной степени являются неточными и неполными сведениями, а потому вводящими в заблуждение потребителей относительно условий тарификации голосовых услуг», — утверждает АМКУ.
В комитете говорят, что из-за таких формулировок у потребителя может сложиться впечатление, что при расчете за исходящие звонки оплата осуществляется за использованные секунды разговора, но это не так. В таком поведении операторов АМКУ видит признаки недобросовестной конкуренции.
В декабре 2016 года Vodafone устранил нарушения, а дела в отношении «Киевстара» и lifecell продолжаются. Последние две компании и сейчас называют поминутную тарификацию посекундной, говорят в АМКУ.
Однако в «Киевстаре» считают, что о всех нюансах тарификации информируют клиентов в соответствии с требованиями законодательства «в форме и способом, которые являются полностью доступными и понятными».
Аналогичную точку зрения озвучили в lifecell.
«Мы считаем, что информация о моменте списания средств со счета абонента доносится компанией доступным и исчерпывающим образом. Мы так и не получили ни рекомендаций, ни предварительных заключений по делу, где была бы описана позиция АМКУ, а именно — в чем заключается возможное введение в заблуждение потребителя», — прокомментировали в пресс-службе компании.
АМКУ не устраивает такая позиция операторов. Уполномоченный АМКУ Мария Процишен утверждает, что «Киевстар» и lifecell не следуют рекомендациям комитета. Госорган собирает информацию для вынесения уже не рекомендаций, а решений. Их проекты операторы получат в ближайшее время.
Дорогие городские номера
АМКУ отдельно озвучил претензии к «Киевстару» относительно завышенной стоимости звонков на фиксированную сеть. В 2015 году компания повысила этот тариф на 40% до 1,75 грн за мин для 85,8% абонентов предоплаченной связи. У конкурентов цена минуты в это время была в пределах 0,5-0,6 грн.
Комитет рекомендовал «Киевстару» снизить цены, на что оператор отреагировал запуском услуг «10 минут на городские номера» и «5 минут на городские номера».
«АМКУ не в полной мере был согласен с таким способом выполнения рекомендаций, поэтому «Киевстар» направил АМКУ предложения по дополнительной оптимизации тарифов», — сообщила пресс-служба компании.
Сейчас мобильный оператор разрабатывает тарифные планы «Комфорт», «Комфорт+» и «Ультракомфорт», в которых планируется привести стоимость звонков на сети фиксированной связи в соответствие со стоимостью звонков на сети мобильной связи. В комитете ожидают запуска этих тарифных планов.