Неделю назад посчастливилось ознакомиться с весьма любопытным документом - проектом концепции Государственной целевой программы "Украинская вакцина" на период 2011-2015 годов. Основы документа ИМК уже прокомментировал заместитель министра здравоохранения Константин Курищук. Он пояснил, что речь идет не только о собственном производстве вакцин. Развитие популярных нынче биотехнологий - вот глобальная цель министерской задумки, предполагающей уже через 5 лет явить стране эффективный и прогрессивный научно-технологический продукт.
Как знать, может мечтам чиновника и суждено сбыться, но пока поводов для оптимизма не много. Скорее наоборот, проведя собственный анализ концептуальных основ будущего "биотехнологического прорыва", мы пришли к неутешительным выводам: не подкрепленный практикой, а временами и подменяющий понятия популизм неплохо "окопался" уже и в медицине. А исповедуют его те, кто имеет большой опыт сокрытия весьма неприглядных и вполне прозаичных реалий за красивой ширмой бесконечных "реформ" и неусыпного "бдения национальных интересов".
Мечтать не вредно
Проект анализируемой госпрограммы (то ли с умыслом, то ли случайно) составлен так, что даже человек несведущий сразу отметит серьезный диссонанс в изложенных желаниях теоретиков - сиречь чиновников, и прогнозных возможностях практиков - то есть, собственно фармацевтов. Отсюда, к слову, непреодолимое ощущение некоего формализма, сквозящего в проектных целях и задачах. Но дело не только в этом.
Напомню, что госпрограмма "Украинская вакцина" предполагает развитие четырех магистральных производственных направлений: выпуск собственно вакцин широкого спектра, в том числе противогриппозных, выпуск препаратов так называемых рекомбинантных белков - инсулина, различных гормональных средств, выпуск препаратов крови и диагностических тест-систем. Сегодня все это, за редким исключением, в Украину завозится, но, как следует из концепта госпрограммы, в стране есть производства, готовые заменить критический импорт украинским товаром.
Что это за производства? Согласно официальным сведениям, их немного. В числе основных - ООО "Научно-производственная компания Интерфармбиотек", ОАО "Биофарма", ОАО "Фармак", Фармацевтическая корпорация Артериум, ЗАО "Харьковское предприятие по производству иммунобиологических и лекарственных препаратов Биолик", ООО "Фарма Лайф". Все они могут производить препараты рекомбинантных белков. Производство вакцин можно наладить на "Фармаке", "Биолике" и на "Фарма Лайф". Правда, последняя компания специализируется преимущественно не столько на производстве вакцины, сколько на расфасовке бельгийской и российской субстанции. ЗАО "Биолик" и ОАО "Биофарма" рассматриваются как потенциальные поставщики препаратов крови. К слову, в помощь этим двум структурам государство рассчитывает построить еще один завод. Проект строительства считается приоритетным.
И все бы ничего, но можно ли представлять заявленные производства в качестве основных наполнителей украинского рынка биопрепаратов? Оказывается, нельзя. В концепции госпрограммы четко сказано: объемы производимых на указанных заводах вакцин или, скажем, систем диагностирования инфекционных болезней ничтожно малы по сравнению с объемом аналогичного импорта. Календарь обязательных прививок в Украине насчитывает почти два десятка позиций, однако непосредственно украинские вакцины используются только против 4 контролируемых инфекций - и то далеко не в каждом случае. Ситуация с обеспечением отечественными препаратами крови и вовсе близка к катастрофе: специальные нормы ВОЗ даже по заготовке банка крови и плазмы у нас не выдерживаются несколько лет к ряду.
Немногим лучше положение дел в сфере определения возбудителей инфекций. В Украине работает около десятка производителей необходимых тест-систем. И хотя их мощности сертифицированы по стандартам ISO и в целом не вызывают нареканий, проблема в одном: едва ли не все предприятия - частные структуры, чей оборот не настолько велик, чтобы распыляться на дорогостоящее производство. Кроме того, в Украине нет стандартов качества диагностической продукции. Иными словами, мало того, что выпуск тестов сам по себе недешев, так мы еще и не можем предоставить точных требований к этим тестам. Кто, скажите, в таких условиях решится вкладывать деньги в "то, не знаю что"?
Сила самообмана
Сгладить наметившуюся нестыковку должна государственная помощь - моральная и материальная. Но сгладит ли? Предположительный объем выделяемых на четырехлетнюю программу госсредств составляет всего полтора миллиарда гривен, хотя никто толком не знает, откуда эта цифра вообще взялась. Но для сравнения скажу: примерно такую же сумму Украина ежегодно тратит на закупку все тех же вакцин, инсулинов и прочих диагностических препаратов. Заметьте, закупку уже существующих систем и таблеток, а не тех, которые еще предстоит изобрести и внедрить в массовое производство.
Наивно верить в то, что за полтора миллиарда бюджетных гривен здесь можно устроить фармацевтический рай. Мечтателей с небес на землю должен опустить уже тот факт, что привлекаемые производства (как мы уже знаем, преимущественно частные) либо очень засекречены, либо переживают не лучшие времена, либо украинскими не являются вовсе. Сканирование открытых источников наглядно подтверждает правильность этого тезиса. Более-менее развернутой информации о предприятии "ИнтерФармбиотек" или, скажем, о компании "Фарма лайф" фактически нет. Эти названия проскальзывают в информационных массивах всемирной паутины исключительно в отрывочных перечнях фармацевтических продуктов, из чего можно сделать вывод, что фирмы хотя бы существуют.
А вот о заводе "Фармак" данных, наоборот, много и разных. Например, о том, что 52% заводских ценных бумаг с лета минувшего года принадлежат кипрской (читай - оффшорной) компании "F.I & P holdings limited". Это значит, что контрольный пакет акций одного из крупнейших фармпроизводств в стране этой самой стране уже не принадлежит - ни в прямом, ни в переносном смысле.
Не менее уникальна история компании "Биофарма", с которой фамилия небезызвестного нам Константина Курищука и вовсе связана "одной цепью", поскольку именно он был непосредственным участником и смены формы собственности предприятия, и списка его собственников, что, в конечном счете, привело "Биофарму" к фактическому банкротству. Начало 2010 года стало официальным концом существования фирмы, проработавшей на украинском рынке более ста лет и до недавнего времени входившей в перечень стратегических предприятий Украины.
Получается, куда ни кинь - всюду клин. На бумаге картинка видится красивой, а по жизни - более чем проблематичной. В тонкостях устройства отечественной фарминдустрии сам черт ногу сломает. И чиновники от медицины этого не скрывают. Вот только комментировать ситуацию не хотят. На прямой вопрос о том, насколько глубоко проработан именно производственный аспект в отдельно взятой государственной программе, наш собеседник Константин Курищук предпочел не отвечать.
Кому все это выгодно?
Спрашивается: зачем же тогда вообще вести разговоры о каких-то передовых идеях и общемировых достижениях, если почва для них не подготовлена? Кто виноват в том, что почва таки не подготовлена? И чем же раньше были заняты головы сегодняшних стратегов, курирующих перспективные производственные направления?
Ответ очевиден: раньше головы были заняты совсем иными мыслями - менее пространными и более приземленными. Передел сфер влияния и установление контроля за производственными мощностями до недавнего времени царили не только в металлургии или, скажем, энергетике, но и в фармацевтике.
Руку к этому приложили многие, в том числе и уже упомянутые в нашем материале герои. Источники утверждают, что во времена существования Государственного комитета Украины по вопросам медицинской и микробиологической промышленности состоялось акционирование целого ряда украинских фармацевтических производств и их последующее разгосударствление - нередко посредством банального размывания государственного пакета акций. Эта технология сегодня считается анахронизмом, а в середине 90-х использовалась напропалую везде, в том числе в фармбизнесе, который из действительно флагмана всей экономики превратили в карманный гешефт для избранных.
И сегодня избранные, видимо, вновь рассчитывают поиметь свои дивиденды. Просто истинные желания умело упрятаны в красивую "программную" упаковку. Согласитесь, цена вопроса - полтора миллиарда гривен. Для отрасли в целом - это капля в море, а для отдельных лиц-распорядителей - вполне приличная сумма. И главное, отвечать за нее не придется: в стране худо-бедно реализованы уже десятки всевозможных программ общей стоимостью в десятки миллиардов гривен, и никому в голову не пришло анализировать отдачу от вложенных средств.
Во-вторых, берем проект концепции и читаем: в рамках "вакцинальной" госпрограммы в стране планируют создать два научно-технологических центра на базе Института микробиологии и вирусологии им.Заболотного и Института молекулярной биологии и генетики. Оба центра должны стать своего рода мостом между наукой, которая призвана разработать биотехнологию, и производством, призванным эту технологию внедрить. Получится ли внедрение - большой вопрос, и мы его уже обсудили. Дело за наукой, жизнь которой теплится нынче исключительно благодаря редким зарубежным грантам.
И вот тут на лицо еще одна нестыковка: кто гарантирует, что "продвижение технологий" или "коммерциализация отечественного научного продукта" не превратиться в лихую торговлю тем, что еще осталось в интеллектуальной собственности государства? Кто гарантирует, что под видом "передового опыта" нам не навяжут какую-нибудь устаревшую производственную линию ради банального заработка на государственном бюджете?
Наконец, не исключено, что вся эта хваленая забота о национальной безопасности государства и уходе от лекарственного импорта - неплохая ширма для дел куда менее пристойных. Смею напомнить, что летом прошлого года мы уже пытались самостоятельно побороть "свиной" грипп пятьюдесятью миллионами бюджетных гривен, выделенных на создание, в том числе, своей вакцины. Уже через месяц стало понятно, что за 50 миллионов своей вакцины с нуля не сделаешь, но деньги все равно ушли - на "другие" цели. А еще через полгода - в январе 2010-го - вниманию широкой общественности представили контракт на поставку в нашу страну злополучной вакцины французского производства в объеме двух миллионов доз по шесть евро за "пузырек".
Кому эти два миллиона доз будут теперь колоть - непонятно: пандемическая хворь прогнозов не оправдала, и вряд ли украинцы побегут массово от нее прививаться. Но продавцу до этого, в сущности, нет дела: 12 миллионов евро из бюджета страны - вынь да положи. И Бог с ним, что эту же вакцину мы могли бы получить (но не получили) еще три месяца назад в качестве гуманитарной помощи по линии ВОЗ. И Бог с ним, что под контрактом стоит подпись большого радетеля за "все украинское" Константина Васильевича Курищука.
На этом, пожалуй, и остановимся. Свое понимание проблемы мы представили, а какими будут оргвыводы - поживем-увидим.