Тема необходимости налоговой амнистии в Украине как особого порядка добровольного декларирования субъектами ранее полученных доходов, которые, в свое время не были задекларированы, и с которых, соответственно, не были уплачены причитающиеся налоги, поднимается не впервые, в том числе и на законодательном уровне.

Так, еще в 2000 году вносились законопроекты «О легализации доходов физических лиц, с которых не уплачены налоги, сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды» (№ 5376, внесен президентом) и «О налоговой амнистии» (№ 5376-1, внесен депутатом С.Терехиным, позже несколько изменен в 2002 г.). В 2001 году был внесен законопроект под названием «Об амнистии лиц, которые совершили отдельные хозяйственные или должностные преступления, и легализации доходов физическими лицами» (№ 6357, внесен депутатами Г.Омельченко и А.Ермаком). А в 2002 году автором самого короткого из всех когда-либо предлагаемых проектов закона «Об экономической амнистии» (№ 219) выступил тогда еще депутат Л.Черновецкий.

Из более свежих предшественников законопроекта «Об амнистии доходов, с которых не уплачены налоги, сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды» № 6071, полученный нашим парламентом 16 февраля сего года, автором которого является Яценюк А.П., и появлению которого обязана данная публикация, можно назвать доработанный законопроект депутата Г.Смитюха «О легализации доходов юридических и физических лиц» №1289, внесенный 14.04.2009 (взамен поданного 27.12.2007 и не принятого проекта).

Все упомянутые проекты отличаются не только названиями и фамилиями их авторов, но и правовой направленностью. Так, субъектами правового регулирования в одних являются не только граждане, но и предприятия, что определяет как возможные виды легализуемых доходов, так и виды налогов, от уплаты которых (или от ответственности за неуплату которых) амнистируемый субъект может быть освобожден при условии соблюдения выдвигаемых законодательных требований. Разнятся и терминологические подходы авторов, и предмет правового регулирования, и инструментарий. Если одни предлагают полное освобождение от уплаты налогов и сборов с ранее незадекларированных доходов, то другие предполагают неприменение наказания в виде штрафов и/или административной и уголовной ответственности, но с уплатой собственно причитающихся налогов.

Следует отметить, что, налоговая амнистия не является каким-то сугубо украинским изобретением: она в том или ином виде, с большей или меньшей частотой, проводилась в США, Франции, Аргентине, Бельгии, Италии, Великобритании и других государствах. При этом в одних странах налоговые амнистии проводятся достаточно регулярно, в то время как другие исповедуют принцип одноразовости амнистии в сочетании с угрозой сурового наказания в случае последующего выявления уполномоченными органами сокрытых и не легализированных доходов.

И многообразие украинских авторов и подаваемых законопроектов свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день единого нормативного подхода к пониманию сути и целей налоговой амнистии в нашей стране.

Мы время от времени слышим о налоговой амнистии как о способе наполнить бюджет, вывести реальные доходы из тени, улучшить инвестиционный климат и т.п. К примеру, много подобных обсуждений, поводом для которых стало проведение налоговой амнистии в Италии, звучало осенью прошлого года. Однако чтобы ответить на вопрос, насколько тот или иной законопроект способен разрешить подобные задачи, можно только после тщательного анализа предлагаемого в нем правового инструментария.

Что же касается, собственно, законопроекта, внесенного А.Яценюком, то прежде всего следует отметить, что он входит в так называемый «пакет антикоррупционных законопроектов Арсения Яценюка», которые, согласно пояснительной записки к проекту, «направлены на обеспечение системного и эффективного противодействия коррупции и должностным преступлениям, в частности, совершенным высшими должностными лицами». Из этого можно сделать вывод, что автор законопроекта ставит перед собой цель не добиться наполнения бюджета, возврата выведенных из Украины средств в страну или привлечения иностранного инвестора – все это, по его мнению важно, но второстепенно. На первом же месте стоит глобальная задача – эффективно бороться и по возможности побороть в результате коррупцию. Этим, собственно, и объясняется, почему субъектами декларирования выступают только физические лица – резиденты Украины. Именно им, в соответствии с проектом, предлагается задекларировать доходы, которые до даты потенциального вступления закона в силу не были насчитаны и с которых не были уплачены налоги. К таким доходам законопроект причисляет денежные средства, наличные и безналичные, в национальной и иностранной валюте, ценные бумаги, доли (паи) в имуществе юрлиц, прочие имущественные и неимущественные права, движимое и недвижимое имущество.

При этом «сдавшиеся» добровольно и в установленный срок получают индульгенцию в виде гарантий освобождения от уплаты всех налогов, сборов (обязательных платежей), пени и применения штрафных (финансовых) санкций, от обязанности раскрытия источников происхождения доходов, гарантии сохранения конфиденциальности информации, раскрытой при декларировании и непривлечения к уголовной и административной ответственности, предусмотренной отдельными статьями уголовного кодексу и кодекса об административных правонарушениях. Амнистируемым по сути придется потратиться только на оформление свидетельства о легализации задекларированных доходов – уплатить сумму, составляющую от 4 до 8 процентов стоимости объектов декларирования в зависимости от того, как скоро после вступления закона в силу лицо задекларирует свои сокрытые ранее от бдительного ока государства доходы.

Изложенное подтверждает выдвинутый ранее тезис о том, что наполнение бюджета как таковое не является целью номер один принятия законопроекта № 6071, так как сами поступления в него ожидаются минимальные ввиду освобождения декларанта не только от ответственности за допущенное ранее сокрытие, но и от уплаты налогов собственно.

Такой лояльный подход может стать хорошим стимулом для легализации доходов лицами, которыми в свое время эти самые доходы не были задекларированы в силу достаточно высоких применяемых налоговых ставок и желания сэкономить. Но вот вернет ли это существенную сумму средств из тени в реальный сектор экономики – весьма сомнительно.

Если речь идет о денежных средствах, хранящихся гражданами в Украине «под подушкой», то прежде всего это «черная зарплата», вывести которую из тени скорее помогут более лояльные налоговые ставки, а вернуть на банковские счета и, как следствие, в экономику, здоровая банковская система и возрожденное доверие к банкам.

Если же имеется в виду возврат средств в экономику Украины из-за рубежа, то неверное стоит отметить, что очень и очень малое количество простых граждан просто хранит их на заграничных счетах, разместив их в свое время все с той же целью сэкономить на налогах. Одной из главных задач, достичь которой позволяют счета и компании за рубежом – это анонимность и сохранность. Сохранность, которую не может обеспечить сегодня наше нестабильное и условно-правовое государство. И анонимность для того, кто не просто получил и незадекларировал свои доходы, - того, кто получил их нелегально либо же не совсем легально, в частности, для того, кто, занимая высокое служебное положение, накопил значительные доходы, объяснить происхождение которых размером заработной платы невозможно.

И вот здесь необходимо уделить более детальное внимание анализу того подхода, который использует А.Яценюк в предлагаемом законопроекте, параллельно обратившись к другому законопроекту из «антикоррупционного пакета», а именно, проекту закона «О Национальном антикоррупционном комитете», внесенном 15.12.2009 года.

Следует отметить, что вступление в силу закона о налоговой амнистии привязано к вступлению в силу закона «О Национальном антикоррупционном комитете». И если всем рядовым гражданам гарантируется анонимность, то высшим должностным лицам придется сдавать декларацию в двух экземплярах, один из которых будет немедленно направлен в Национальный антикоррупционный комитет.

Сам Национальный антикоррупционный комитет, по задумке одноименного проекта, есть ни что иное, как «военное формирование со специальным статусом», которому предоставляются права, в том числе, возбуждать оперативно-розыскные и уголовные дела, и который в своей деятельности руководствуется положениями Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Украины, Кодекса Украины об административных правонарушениях, законов Украины “Об основах национальной безопасности Украины”, “Об оперативно-розыскной деятельности”, “Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью”, “Об основах предупреждения и противодействия коррупции”, - то бишь образование достаточно грозное.

Учитывая это, можно сделать вывод, что закон о налоговой амнистии должен, по задумке автора, стать последней возможностью сдаться добровольно и таким образом избежать ответственности, к которой впоследствии такое должностное лицо может привлечь задуманный Национальный антикоррупционный комитет и которая обещает быть достаточно суровой.

Да вот сказать, воспользуются ли такой возможностью высшие должностные чины, понимая, что на следующий день после декларирования информация о реальных размерах их состояний, в том числе анонимно размещенных за рубежом, станет доступной, весьма сложно. Потому как не менее важным условием подобной налоговой амнистии является не только суровость и неотвратимость наказания после, но и серьезные гарантии сохранения конфиденциальности информации, а также ненаказуемости за.

Кроме того, для высших должностных чинов важно не столько избежать финансовой, административной и пока весьма редко наступающей уголовной ответственности, сколько не столкнуться с политическими и репутационными рисками. Ведь сколько бы ни гарантировал закон конфиденциальность источников доходов, но предположить, что явилось источником значительного состояние у, скажем, рядового судьи или даже министра, обыватель сможет и сам.

Только время покажет, насколько заинтересованы сегодняшние парламентарии в принятии закона «Об амнистии доходов, с которых не уплачены налоги, сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды» в версии, предложенной А.Яценюком. Вероятность его принятия в любом случае будет зависеть от готовности парламента воспринять весь антикоррупционный пакет Арсения Петровича.

Тем не менее, как показывает практика, пока уровень реальной заинтересованности в проведении налоговой амнистии и легализации доходов в каком-либо виде невысок, раз ни один из внесенных за последние десять дет проектов пока так и не дожил до стадии утверждения хотя бы во втором чтении.