После всего что довелось пережить Украине в 2014 году, говорить о еще худших сценариях для страны довольно сложно. И это вселяет надежду, что самое страшное уже случилось. А еще большую надежду вселяет то, что украинцы в шоковой ситуации не растерялись и нашли в себе силы организоваться и без участия государства, и даже вопреки ему.
В новом году большее внимание будет приковано к действиям политиков — мяч на половине поля новых составов парламента и правительства. С ними было связано слишком много ожиданий. Необходимый запас прочности и поддержки у власти пока есть. Но в отличие от прежних времен реакция общества на обман и профанацию будет куда более оперативной и жесткой.
Пережив в 2014‑м сразу две внеочередные избирательные кампании (не считая досрочных местных выборов в ряде городов, в том числе в столице), украинцы, если следовать букве закона, как минимум на год застраховали себя от очередной ярмарки тщеславия и популизма. Статья 90 Конституции гарантирует парламенту, избранному на внеочередных выборах, иммунитет от роспуска сроком на год.
Статья 87‑я наделяет таким же иммунитетом Кабинет министров, программа деятельности которого была утверждена парламентом (что и произошло 11 декабря 2014 года).
Беспрекословное выполнение норм Основного закона к заслугам действующей власти можно, конечно, отнести разве что с большой натяжкой — но если парламент и президент не станут нарушать две вышеупомянутые, у украинцев прибавится поводов для оптимизма. Дело в том, что в нынешних условиях парламентская кампания все равно никоим образом не связана с той политикой, которую проводят победившие политические силы. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить предвыборные программы партий-победителей, коалиционное соглашение, программу действий правительства и попавший в распоряжение журналистов план изменений в действующее законодательство. Понятно, что, проводя кампанию под лозунгами сокращения сроков обязательного среднего образования, введения платного высшего, повышения пенсионного возраста или сокращения медицинских учреждений, успеха на выборах добиться нереально. В связи с чем возникает общий вопрос о целесообразности затрат на соревнование политиков в популизме — выполнять розданные избирателям обещания они все равно не в силах.
С другой стороны, обоснованные сомнения вызывает прочность парламентской коалиции. Не секрет, что ее создание именно в осуществленном формате, равно как и утверждение правительственной программы, стало возможным не без давления внешнеполитических партнеров власти. В 2015 году выживание страны будет зависеть от своевременного предоставления Украине международной финансовой помощи — но именно этот момент и должен выступить предохранителем от разрушительных конфликтов в ней самой. Зарубежным донорам нужна политическая предсказуемость украинских партнеров — а это значит, что с высокой долей вероятности сохранится нынешняя модель коалиции. Это, конечно, не станет преградой для внутренних скандалов, жесткой критики, взаимных обвинений в непрофессионализме и шантажа — события декабря минувшего года уже во многом задали тон дальнейшего существования «союзников по расчету».
В самом парламенте также есть достаточный резерв для пополнения коалиционных рядов даже в том случае, если часть нынешних ее создателей прибегнет к открытому демаршу. Во‑первых, не в полной мере использован потенциал «независимых» депутатских групп и внефракционных парламентариев. Во‑вторых, скандалы могут ограничиться отзывом с должностей отдельных министров, назначенных крайними. Китайский календарь как бы намекает, что без козлов отпущения в новом году не обойтись.