Появление в зале Верховной Рады в пятницу, 16 января, практически полного состава правительства во главе с премьером Яценюком могло бы стать поводом для серьезного и системного анализа промахов и недоработок не только исполнительной власти, а также для комплексной работы над ошибками, уже выданными на-гора действующей парламентской коалицией.
Серьезнейшими основаниями для подобного изменения традиционных популистско-демагогических подходов народных избранников (на что все-таки надеялись некоторые неисправимые оптимисты-идеалисты) могли стать быстро набирающие разрушительную критическую массу проблемы украинской экономики (о них также «кричат» тексты Анатолия Гальчинского «Бюджетная похоронка», Владимира Дубровского «За флажки!», Юлии Самаевой «Выжить любой ценой» и других авторов в нынешнем и предыдущих номерах ZN.UA).
Увы, общественность поджидало очередное горькое разочарование: ничего подобного в парламентском зале не случилось, а участники происходящего, очевидно, преследовали совершенно иные цели.
К примеру, пафосно покритиковать главу Национального банка Валерию Гонтареву, которая тоже появилась на трибуне в зале заседаний, — отличный пиар-ход для любого депутата (благо, есть за что на фоне галопирующей инфляции и девальвации национальной денежной единицы). Так что лидер Радикальной партии Олег Ляшко, например, сразу же поспешил в кадр, чтобы весьма символично забросать главу НБУ бумажками с изображением знака доллара США.
Попиариться в этот день пытался не только Ляшко. Вопросы, которые задавали как Гонтаревой, так и членам правительства, звучали пафосно и с надрывом, но по сути своей были поверхностными, а порой и откровенно глупыми, причем произносились даже без видимых попыток услышать и понять, что звучало в ответ. Так что отстреляться, поставив зачетную галочку, Яценюку со товарищами не составило особого труда…
Наблюдая за этим жалким перформансом, оставалось только с горечью вспоминать, как после внеочередных парламентских выборов в октябре 2014 г. эксперты радовались тому, что в парламент почти не попали популистские партии, такие, как КПУ и «Свобода». «То есть украинский избиратель не только показал руководству (страны), что готов к реформам, а требует их», — написал в своей ноябрьской статье экономист вашингтонского Института международной экономики им. Петерсона Андерс Ослунд.
Но пока новый состав ВРУ не может похвастаться особыми успехами на реформистской стезе, при этом вовсе не брезгует откровенно популистскими решениями. Так, в середине января депутаты проголосовали за продление разрешения на досрочный (в 55 лет) выход на пенсию для украинских женщин, не думая, как это может отразиться на дефиците Пенсионного фонда. Так стоит ли надеяться, что этот парламент исправит в феврале все видимые (и глубоко припрятанные) изъяны в принятой впопыхах, практически не глядя, государственной смете на нынешний год? Но даже без особых надежд попробуем все же рассказать как обществу, так и депутатам о планах на эмиссию гривни, исходя из закона о государственном бюджете на 2015 г., сформировавших предпосылки для дальнейшей серьезной девальвации украинской валюты.
Рост не по зубам
Когда 22 декабря подготовленный правительством проект государственного бюджета на 2015 г. подавали в парламент, Арсений Яценюк заявил: бюджет-2015 будет жестким, а новый год должен стать годом жестких правил работы с государственными деньгами.
Особой жесткости правил в документе не вышло. По сравнению с дважды урезанным планом бюджета на 2014 г. расходы госказны в новом году вырастут почти на 20% (+86 млрд грн). В наступившем году Кабмин планирует сократить финансирование нескольких бюджетных программ. К примеру, Минэнерго и МинАПК должны получить на руки, соответственно, на 79 и 75% меньше, чем годом ранее. Под нож в правительстве решили пустить главным образом дотации на финансирование угольной отрасли и дотации сельхозпроизводителям.
Но многие ведомства, напротив, получат значительно расширенные бюджеты. Речь, прежде всего, о силовиках. В проекте основной государственной сметы, который правительство подало в парламент, бюджет Минобороны предлагалось увеличить на 164% по сравнению с бюджетом-2014; траты на МВД — на 82%. СБУ и прокуратура должны были получить 32 и 29% дополнительно.
Цифры не окончательные и могут измениться после 15 февраля с.г. К этой дате Кабмин должен внести в бюджет все изменения, согласованные с Международным валютным фондом. А они касаются крайне важных вещей.
Так, в принятом документе не учтены планы правительства по внеочередному повышению тарифов на газ для населения, а от этого будет зависеть дефицит НАК «Нафтогаз Украины» и объем бюджетных субсидий предприятиям ТКЭ на погашение разницы в тарифах. Провести повышение, согласно бюджету, Национальная комиссия по регулированию сфер энергетики и коммунальных услуг должна до конца первого квартала нового года.
Кроме того, до конца не понятен объем средств, необходимых для обслуживания государственного долга. Согласно бюджету, до конца июня Минфин должен реструктуризировать свою внутреннюю задолженность, обменяв существующие облигации на новые выпуски — с периодом обращения до 20 лет и доходностью не выше 5%. Это должно значительно снизить затраты правительства на обслуживание государственного долга.
Таким образом, Кабмин и парламент могут существенно изменить и доходную, и расходную части бюджета. Хотя вряд ли при этом они пойдут на значительное снижение плана по увеличению расходной части казны.
Есть ли возможности у правительства профинансировать такой рост расходов?
Исходя из закона о госбюджете, серьезных надежд на увеличение налоговой базы в новом году правительство не питает. Хотя в целом Кабмин ожидает, что доходы бюджета (без учета межбюджетных трансфертов) повысятся на 25,5%, поступления по основным налогам вырастут несущественно. Увеличение поступлений от НДС планируется лишь на 5,3%, а по налогу на прибыль и вовсе предусмотрено сокращение, причем сразу на 18,4%. Основной же рост поступлений — суммарно на 139,2 млрд грн — планируется за счет всего трех статей: повышения импортных сборов (в два раза по сравнению с планом на 2014-й) и налога на доходы физических лиц (в три раза) и перечисления авансом прибыли Национального банка (в 2,9 раза).
Поступления налога на доходы физлиц должны составить 42,3 млрд грн (против 14,2 млрд в прошлом году). Но не только за счет фактического роста, но и за счет перераспределения. Если раньше 100% этого налога (кроме города Киева) оставалось в распоряжении местных бюджетов, сейчас четверть налога пойдет в центральный бюджет.
Увеличение таможенных поступлений (до 31,5 млрд грн с 15,6 млрд в плане на 2014-й) должно произойти за счет введения специального импортного сбора в размере 10% (и 5% — для критического импорта). Соответствующий законопроект был проголосован парламентом тогда же, когда и закон о госбюджете. Правда, эта статья доходов пока под вопросом. Специальный импортный сбор вступит в силу только после того, как Кабмин согласует его введение с торговыми партнерами Украины, прежде всего с ЕС. Но с этим могут быть сложности, учитывая, что ЕС в одностороннем порядке ввел в действие положения Соглашения о создании зоны свободной торговли между Украиной и ЕС и в случае введения дополнительных сборов со стороны Киева эту преференцию для него может отменить.
Наконец, Нацбанк должен направить в казну 65,4 млрд грн (или более 10% доходной части казны) как авансовое перечисление своей прибыли. В прошлом году он перечислил в бюджет 22,8 млрд.
Но проблема в том, что такое авансовое перечисление прибыли Нацбанком — не что иное, как эмиссия гривни, говорит руководитель исследовательской компании «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук. «Поскольку Нацбанк должен перечислить прибыль, которой пока не имеет, финансировать это перечисление он может только за счет эмиссии», — объясняет он.
Более того, даже эти 65,4 млрд — лишь вершина айсберга того объема финансовой помощи, которую Национальный банк, судя по всему, окажет Минфину в 2015 г. Помощи стоит ожидать в рамках так называемой украинской политики «количественного смягчения», то есть масштабной покупки Нацбанком выпускаемых Минфином облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), а по сути, увеличения гривневой массы в обороте.
Проблема эмиссии
Суть политики — покупка Нацбанком на вторичном рынке облигаций внутреннего госзайма, выпускаемых Минфином. Министерство продает ОВГЗ банкам, а те перепродают облигации своему регулятору. Напрямую их покупка Нацбанком у правительства запрещена законом, а так НБУ стимулирует государственные и коммерческие банки покупать эти ОВГЗ у Минфина. И тем самым, по сути, через банки финансирует украинский госдолг.
Но проблема в том, что такое перекладывание денег из кармана Нацбанка в госказну не подкреплено реальным приростом экономики, НБУ просто «печатает» эти деньги. И в ситуации дефицита валюты это создает дополнительное давление на курс гривни и темпы инфляции в стране.
Более или менее активно эту политику «количественного смягчения» Национальный банк в тандеме с Министерством финансов проводит начиная с 2008 г. Но по-настоящему во вкус Нацбанк вошел лишь во второй половине прошлого года.
В целом за прошлый год НБУ приобрел в свой портфель ОВГЗ на 171 млрд грн. Это больше, чем за предыдущие шесть лет, вместе взятые
(147 млрд). И почти столько же, сколько в целом должен был привлечь на аукционах по продаже ОВГЗ Минфин. Причем массово скупать гособлигации Нацбанк начал с августа. Если за первое полугодие прошлого года он купил госбумаг на
40 млрд грн, то за второе полугодие — уже на 131 млрд. За год НБУ профинансировал 40% доходов сводного бюджета страны, что неприемлемо для экономики, признала на днях глава ведомства Валерия Гонтарева.
Что стимулировало Нацбанк включить печатный станок? «В спокойное невоенное время я бы первая была против монетизации государственного долга», — заявила в пятницу В.Гонтарева. Столкнувшись с резким падением поступлений в бюджет из-за военных действий на Донбассе и поняв, что в скором времени они не закончатся, власти начали очень опасную игру, которая очень похожа на «количественное смягчение», которое до сих пор проводят крупнейшие экономики (мира). «С одним лишь отличием, что Украина не настолько везуча, чтобы печатать одну из мировых резервных валют», — говорит об этой политике в своем октябрьском аналитическом отчете инвесткомпания Concorde Capital.
Последствия этой эмиссии ощутили все: вместе с паникой населения и не всегда предсказуемым поведением Национального банка увеличение объема гривни в обороте (в ситуации, когда наблюдался дефицит доллара) привело к новой волне глубокой девальвации национальной валюты. Согласно даже зачастую расходящимся сейчас с реальностью официальным данным, с начала августа 2014-го по 1 января 2015 г. американский доллар на межбанковском рынке подорожал к гривне на треть (с 11,963 до 15,768 грн).
Закон о государственном бюджете на 2015 г. не двузначно свидетельствует: в нынешнем году политика активной эмиссии гривни продолжится.
Суммарный объем выпуска ОВГЗ Министерством финансов на 2015 г. планируется на уровне 112,9 млрд грн. При этом в бюджете есть четкое указание на то, что львиная доля этого выпуска будет выкуплена все тем же Нацбанком.
Согласно закону о госбюджете, в течение года Минфин профинансирует через выпуск ОВГЗ нужды правительства в общей сложности на 88 млрд грн. На 36,5 млрд грн министерство должно выпустить госбумаг на докапитализацию банков, на 20 млрд — на нужды Фонда гарантирования вкладов физических лиц, еще на 31,5 млрд — для увеличения уставного капитала «Нафтогаза». Кроме того, на неоговоренную в бюджете сумму посредством выпуска ОВГЗ будут профинансированы уставные фонды госпредприятий ТЭК.
Почему это означает эмиссию гривни? Облигации выпускаются с целью повышения платежеспособности госкомпаний и банков. Но хотя выпуск ОВГЗ позволяет пополнить уставной капитал компаний или баланс банков, самими облигациями они расплатиться с контрагентами не смогут. А поэтому для получения реальных денег должны будут продать все эти ОВГЗ. Но проблема в том, что, кроме НБУ, покупателей на такой объем госбумаг в Украине нет. Как говорит один из авторов вышеупомянутого отчета Concorde Capital Юрий Товстенко, в прошлом году план по продаже ОВГЗ для Минфина составлял 172,4 млрд грн, но рыночный спрос на гособлигации, проданные Министерством финансов, составил всего несколько миллиардов гривен. Остальное было продано при поддержке спроса Нацбанком. То же самое, очевидно, ожидается и в нынешнем году.
«Такой способ финансирования правительственных нужд практикуется последние пять лет. Формально он позволяет не увеличивать расходы бюджета, а финансировать эти нужды за счет прироста госдолга. Но по сути это означает чистую эмиссию гривни», — объясняет Ю.Товстенко.
И, кстати, объем ОВГЗ, которые Минфин может выпустить (а значит, Нацбанк — монетизировать) на эти нужды, согласно бюджету, не ограничивается потолком государственного долга на 2015 г. То есть при необходимости объем такого финансирования может быть еще увеличен.
Как и другие статьи бюджета, объем вмешательства Национального банка в дела бюджета может подкорректировать МВФ. Отказ от авансовых перечислений прибыли Нацбанка в бюджет был одним из требований нынешней программы фонда. Кроме того, объем выпуск Минфином облигаций внутреннего госзайма для финансирования НАК «Нафтогаз Украины» (которые затем будут монетизированы Нацбанком) будет зависеть от того, какой будет цена для Украины на российский газ в течение года и на сколько будут повышены тарифы на газ для населения. В прошлом году Минфин увеличил уставной капитал НАКа при помощи этого инструмента более чем на 100 млрд грн (в бюджете на 2015 г. пока заложена цифра в 31,5 млрд).
Но даже если в феврале из бюджета исчезнет норма о прямом перечислении Нацбанком суммы в размере одной десятой от доходной части казны, планы правительства по поводу финансирования части его нужд через выпуск ОВГЗ вряд ли будут пересмотрены в сторону уменьшения. И риски активной эмиссии гривни никуда не уйдут. И пока одной рукой НБУ будет давать деньги на латание бюджетных дыр, другой, очевидно, и дальше будет пытаться бороться с последствиями такой политики, закручивая гайки на валютном рынке.