Гражданское недоовольство, выплеснувшееся на улицы столицы после избиения студентов в ночь на 30 ноября и моментально оформившееся в масштабную протестную акцию на Майдане Независимости, вряд ли могло остаться без «ответки» со стороны власти. В итоге в Киеве появилось два очага гражданской активности: антиправительственный, на Майдане Независимости, и провластный – в Мариинском парке возле Верховной Рады. Они – как две украинские параллельные реальности. Первый, ощетинившийся баррикадами наружу в постоянном ожидании штурма, стал известен на весь мир. Второй, укрывшийся за колючей оградой Верховной рады и милицейским кордоном, стал причиной для шуток, насмешек, а то и порицания внутри страны – особенно в столице. Евромайдан охраняют отряды самообороны. Антимайдан – милиция, «Беркут» и внутренние войска.
Однако сколько бы ни противопоставляли обе акции друг другу, у них есть одна важная общая черта. Обе они, по сути, – срез украинского общества. Настоящего, без прикрас. И сколько бы ни называли собравшихся в Мариинском парке «титушками», большинство собравшихся на провластном митинге оными – то есть, спортсменами, готовыми бить за деньги – не является. Поскольку в массе своей митинг под ВР – такие же среднестатистические украинцы, что и на Майдане Независимости. Но, в то же время, другие: с иными взглядами, идеологическими и жизненными установками.
«Комментарии», пообщавшись с участниками провластного митинга, выделили ряд самых частых обид и претензий, которые участники провластного митинга выдвигают своим оппонентам.
Нелюбовь СМИ
События в стране освещаются средствами массовой информации заангажировано и неравномерно, уверены многие участники Антимайдана. «За 11 дней мы ни единого раза не увидели в полном объеме наш майдан. Ни разу!», – возмущаются под Мариинкой. Еще одна претензия – изображение участников митинга исключительно как безработных, бомжей и прочих ассоциальных элементов, свезенных за деньги. «Я вчера дала интервью трем каналам. Все спрашивали, сколько платят. А я не за деньги стою! И что? Ни один не показал!» – негодует одна из митингующих.
Отметим, что корреспонденту «Комментариев» удалось отыскать тех, кто пришел на Антимайдан за идею – например, в местном медпункте работает врач из Луганска, приехавший помогать исключительно на добровольной основе. Но в целом проплаченность митинга не составляет большой тайны. Хотя многие слегка лукавят, скромно называя оплату «командировочными». Что касается публики, то она, без сомнения, отличается от евромайдановской – на Антимайдане средний класс и интеллигенция отсутствуют как явление, а преобладают рабочие, бюджетники, студенты, пенсионеры и сельские жители. Кроме того, вопреки весьма распространенному мнению, днем 15 декабря пьяных в «загородке» перед Верховной Радой не наблюдалось, хотя «русский дух» в воздухе периодически ощущался. Больше всего происходящее было похоже на обычную сельскую дискотеку, разве что контингент был постарше. А вот после окончания митинга в 16:00 бутылки из-под водки на дорожках Мариинского парка были не редкостью.
Посягательство на президента
Антимайдан, как и его проевропейский антипод, не является однородным: есть среди собравшихся в Мариинке и свои радикалы, и свои миротворцы, прагматики и критики. Однако поддержка Виктора Януковича и категорический протест против намерения Евромайдана отправить президента в отставку (о чем собравшимся регулярно напоминают со сцены) являются объединяющим фактором для всего митинга. «У нас есть президент, выбранный большинством народа, и мы против незаконных попыток его свергнуть – объясняют на Антимайдане свое недовольство. – Через год будут выборы, тогда и посмотрим. А сейчас зачем раскачивать страну, пусть работает».
А вот к Николаю Азарову митингующие особого пиетета не испытывают. И плоды его трудов характеризуют словечками, которых даже «фашисты» и «бендеровцы» на Майдане Независимости не удостаиваются. И, судя по услышанным отзывам, отставка правительства будет весьма тепло воспринята даже на Антимайдане.
Свергнутый Ленин
Снос столичного памятника вождю мирового пролетариата – больная тема для митингующих под Верховной Радой. «Зачем памятник Ленину ломали, не надо было! – сокрушается пенсионерка Раиса Адамовна из Малина (Житомирская обл.) – Во всем мире: в Калькутте, в Риме, во Франции бюсты стоят. Ленин – это наша история, наше детство. Мы так воспитаны».
При этом нельзя сказать, что многие испытывают к вождю и его деятельности какие-то отеплые чувства – многих, особенно тех, кто помоложе, устроил бы цивилизованный демонтаж по решению соответствующих органов. Возмущает именно «революционный» снос – люди воспринимают его как борьбу с памятниками и посягательство на историю. Что очень хорошо ложится перину из льющихся со сцены предупреждений о «фашизме» и так далее.
Снабжение и инфраструктура
«Я сегодня ходила на Майдан утром. Посмотрите: на бочке стоит миска с печеньем по 40 грн. за килограмм, и никто не берет! – показывает одна из митингующих фотографию на телефоне. – Это все у них за чьи деньги? То-то же! А мы тут на гречке с хлебом сидим!»
Условия пребывания митингующих на Антимайдане барскими не назовешь. Обычный продуктовый паек – это гречка с хлебом, чай и вода. Говорят, была еще перловка и суп, но их отыскать не удалось. Кроме того, людям явно не хватает скамеек либо поддонов для сидения, бочек для обогрева и прочих бытовых удобств. Инфраструктура Евромайдана устроена на порядок лучше – неизвестно, почему власть, устраивая акцию в свою поддержку, не озаботились данным вопросом. И это – еще одна причина для обид, поскольку замерзшие антимайдановцы в большинстве своем свято уверены: пир на Евромайдане оплачен «оттуда», там можно и пожировать. Объяснять, что протестующих активно поддерживают киевляне, можно даже не пытаться.
Отсутствие диалога
Часть из тех, кто предпринял вылазку на Майдан Независимости, пришли в провластный лагерь сытыми и довольными. Но другая часть, попытавшая пообщаться с евромайдановцами, вернулись обозленными. «Я к ним по-хорошему пришел, поговорить, разобраться, что к чему, а они на меня «донецкий бандит»! А я не бандит, я честно работаю! И пусть кто скажет, что они не фашисты…» – зло цедит сквозь зубы паренек из Мариуполя. Вопреки заявлениям Евромайдана, дескать, «Схід і Захід разом», прийти к общему знаменателю участникам обеих акций нелегко. Слишком уж они разные: антимайдановцев, пришедших в лагерь под стелой Независимости, видно сразу, не смотря на все нацепленные ленточки. И они это знают, чувствуя себя неуверенно. И зачастую именно поэтому ведут себя агрессивно, ведь в их регионах на оскорбление принято отвечать силой. Да и сами обыватели евролагеря тоже накручены вечным ожиданием провокаций. В котором весьма трудно определить, кто к тебе пришел пусть и с плохоньким, неуверенным, но миром.