Как и ожидалось, законодательная инициатива народных депутатов, устанавливающая штрафы для мобильщиков за рассылку SMS-спама, не вызвала особого энтузиазма у телеком-операторов компаний. В комментариях для «proIT» представители МТС и «Киевстар» отметили, что и так ведут интенсивную работу по фильтрации SMS-спама, а некоторые нормы законопроекта нардепов не только не согласуются с действующим законодательством, но даже создают основания для финансового шантажа операторов со стороны некоторых абонентов.
Однако эксперты считают, что стратегия операторов по борьбе со спамом главным образом основана на идее минимизации возможности несанкционированных именно оператором рассылок. При этом, когда речь идет о рассылках своих партнеров у операторов есть искушение скорее ослабить «гайки», нежели закрутить. «Поскольку SMS-спам приносит операторам всегда актуальную для них «копейку», ― объясняет Роман Химич, эксперт Netton Consulting Group.
По словам авторов законопроекта, проблема SMS-спама встала особенно остро в последний год, когда в общем потоке незатребованных сообщений объем SMS-спама мошеннического характера вырос с 10% в 2012 до 20% в 2013. И хотя он, по разным оценкам, занимает только 3-10% в общем SMS-трафике, что существенно меньше, чем в email, ситуация, по словам нардепов, уже вызывает обеспокоенность общественности.
Очевидно наблюдая бессилие мобильных операторов в борьбе с SMS-спамом, они решили передать инициативу в руки абонентов ― предоставить им техническую возможность самостоятельно задавать правила, по которым будут блокироваться спам-сообщения.
«Также должны быть созданы условия, при которых операторы будут реально заинтересованы в борьбе со спамом, прилагать усилия, которые разрешены нынешним законодательством. На сегодня их потенциал практически исчерпан. Введение административной ответственности, будет способствовать принятию эффективных мер по борьбе со спамом», ― считают авторы законопроекта. Нардепы, в частности, предлагают штрафовать операторов телекоммуникаций на 500-1700 грн. за умышленную рассылку или неблокирование спама.
Операторы, в свою очередь, утверждают, что и так сами активно борются с SMS-спамом. «Мы блокируем спам, отслеживаем его отправителей, контролируем контент-провайдеров, с которыми работаем, штрафуем их, если фиксируем нарушения. Но, как правило, контент-провайдеры соблюдают требования договоров», ― говорит Влад Войтович, пресс-секретарь МТС.
По его словам, в большинстве случаев абоненты сами провоцируют получение нежелательной информации, оставляя личные данные ― номера телефонов, почтовые адреса ― на общедоступных ресурсах, указывая свои номера в анкетах магазинов, формах в интернете, в электронной подписи письма, совершая заказ в такси-службе и т.д. А потом просто забывают об этом.
«С нашей точки зрения должен быть продуман четкий и действенный механизм контроля за спамом, с тем, чтобы, с одной стороны, свести его к минимуму, но с другой стороны не сделать операторов заложниками ситуации, ответственными за то, что делают не они. И уж, конечно, закон не должен создавать оснований для финансового шантажа операторов со стороны, например, некоторых «забывчивых» абонентов», ― считает пресс-секретарь МТС.
В «Киевстаре» также подчеркивают, что активно борются с SMS-спамом и даже утверждают, что являются единственным в Украине GSM-оператором, который внедрил в своей сети интеллектуальное решение для защиты абонентов от неавторизованного трафика.
«Провайдером технического решения стала американская компания Roamware Inc. Действие системы «SMS AntiSPAM» распространяется на весь SMS-трафик, который приходит из разных каналов, как украинских, так и зарубежных. Это интеллектуальная система: она позволяет отслеживать поступление спам-сообщений в режиме онлайн, устанавливать различные фильтры, блокировать нежелательный трафик», ― рассказывает Михаил Шуранов, директор по корпоративным связям «Киевстар».
Однако, он отмечает, что даже их интеллектуальная система не в силах полностью исключить рассылки со стороны третьих лиц. Михаил Шуранов это объясняет тем, что современное оборудование и ПО постоянно развиваются и обновляются, и производители анти-спам решений зачастую не успевают за злоумышленниками.
Впрочем, Роман Химич считает, что для эффективной борьбы с SMS-спамом необходимы гораздо более конкретные шаги, например, ввести ежедневную квоту на отправку SMS для абонентов предоплаты. «Пакеты препейда остаются одним из наиболее популярных инструментов для кустарных рассылок в силу своей анонимности», ― говорит эксперт.
Эффективной мерой может стать разграничение доступа к SMS-протоколу для разных категорий абонентов. Контролировать контрактных абонентов гораздо проще, поэтому для активного SMS-общения частных лиц и полупрофессионального использования в бизнесе целесообразно предлагать именно контракт, считает Роман Химич.
Кроме того, в рамках контрактов на информационные рассылки только сам оператор должен иметь возможность видоизменять поле «Отправитель», вставлять туда, например, TaxiPlus. Любое несогласованное с оператором текстовое сообщение такого рода должно блокироваться. То же самое должно происходить с подобными сообщениями, поступающими из-за рубежа, а также сообщениями внутри сети, в которых указанный в заголовке «Отправитель» номер не совпадает с фактическим номером отправителя.
И наконец, необходимо обязать любого абонента, который предполагает осуществлять сколь-нибудь массовые рассылки, регистрировать свой номер у оператора и вести базу данных тех номеров, на которые он рассылает информацию. Абоненты, в свою очередь, должны иметь доступ к этой базе, чтобы, при желании, заблокировать отправку сообщений на свой номер, независимо от предоставленных ими ранее разрешений и т.п.
«К сожалению, подобные нюансы не могут эффективно регулироваться нормативными актами уровня законов. Для этого нужна кропотливая повседневная работа органов исполнительной власти, в нашем случае НКРСИ. Однако для этого Комиссия не имеет, кажется, ни внутренней потребности, ни внешней воли. Поэтому перспективы урегулирования проблемы SMS-спама представляются мне маловероятными», ― заключает Роман Химич.