Практически одномоментно с появлением на Майдане Независимости палаточного городка, возникли и первые выездные кофейни (например, эспрессо-бара "Чашка"), которые стали угощать митингующих горячими напитками, а вскоре и владельцы близлежащих ресторанов и кафе начали предлагать участникам акций бесплатный чай, кофе и бульон.
Среди таких – сеть ресторанов Димы Борисова, ресторан "Опанас", "КофеХауз", "Суп и Ко", пабы "ProRock", "Барабан", продуктовый минимаркет на Большой Житомирской и многие другие.
За дармовыми напитками последовали предложения о бесплатном жилье. О своей готовности принять на временное проживание участников Евромайдана из других регионов заявили не только отдельные киевляне, но и владельцы коммерческих помещений.
Так, например, галерея MGGM на Подоле, отдала свой офис под бесплатный хостел, культурный центр "Мастер-класс" выделил у себя тридцать мест для бесплатной ночевки митингующих. К благотворительной акции подлкючилась галерея "Боттега", несколько спортивных клубов и другие.
Помощь бизнеса стала наиболее ощутима после избиения "беркутом" студентов, а также после штурма Евромайдана вночь с 10 на 11 декабря. В Киев тогда мгновенно съехались тысячи людей, которых необходимо было расселять, обогревать и кормить.
Сообщество неравнодушных
"Представители бизнеса нам очень помогают, - отмечает комендант Штаба народного сопротивления, депутат «Батькивщины" Степан Кубив. – Продукты постоянно присылают из разных регионов. Например, предприниматели с Восточной Украины прислали нам около четырех тысяч пицц. Местные также очень поддерживают".
При этом, по его словам, для бизнесменов это не пиар, а способ выражения гражданской позиции.
"Большинство бизнесменов не хотят, чтобы о них писали в прессе, - говорит Кубив. – Им не хочется, чтобы их помощь воспринималась как желание "засветиться".
Некоторые все же согласились рассказать мотивы своей безвозмездной помощи Евромайдану.
"То, что моя помощь понадобится, я понял сразу после первого разгона Майдана. Догадывался, что на улицы выйдет большая масса людей и им нужно будет чем-то питаться, как-то согреваться, - объясняет свою позицию владелец интернет-магазина "Домашние продукты" Святослав Смаков.
"Сперва я просто стал носить на Майдан небольшие пакеты с едой, а сейчас отдаю Майдану больше, чем получаю прибыли от магазина. Из-за революции количество заказов в нашем интернет-магазине упало, но, естественно, я не перестаю помогать, поскольку тот сумасшедший драйв и позитив, который я тут вижу, невероятно заряжает.
Клиенты нашего магазина тоже поддерживают Майдан – большинство заказчиков приходит из Facebook, а там аудитория в этом плане активная. Все они так или иначе присутствуют здесь, а некоторые заказывают у меня продукты и просят отвезти их людям. Честно говоря, я испытываю чувство благодарности перед теми представителями бизнеса, которые поддерживают Майдан", - признается он.
Майдан важнее бизнеса
Некоторые предприниматели и сами выходят на Майдан. Например, основатели кулинарной школы VeganoHooligano Рудольф Краевский и Карина Мельниченко после разгона Майдана в ночь на 30 ноября закрыли свой офис и отправились лично готовить еду на главную площадь страны.
Мотивация ребят проста и подкупает искренностью. "Когда произошли нынешние события, изменившие отношение к повседневной жизни неравнодушных украинцев, когда на улицы вышли люди, которые пытаются бороться за свои права и свободы, в то время, как они жестко регулируются и угнетаются властью, мы, как и многие, не смогли усидеть на месте. Кстати, когда мы решили, что будем кормить Майдан, то сообщили нашим постоянным клиентам, что 5 гривен с каждого заказа будем выделять на бюджет полевой кухни. Так и появились деньги на закупку и доставку продуктов", - поясняет он.
"Мы считаем, что обязаны присутствовать здесь, кормить людей, поддерживать их силы и дух улыбкой, хорошим настроением, вкусной и горячей едой, - подчеркивает Карина. - Это стало первичным для нас, важнее нашего собственного проекта. Мы на несколько дней закрыли наш офис и не работали, потому что хотели находиться здесь, старались приходить на Майдан два раза в день, в основном ночью, чтобы кормить людей, которые защищают нас и готовы отдать жизнь за то, чтобы мы чувствовали себя в безопасности".
Капли в океане
Некоторые предприниматели нашли оригинальные способы поддержки "евромайдановцев". Например, в самом начале протестов интернет-провайдер "Воля" объявил о том, что на весь период протестов устанавливает максимальную скорость передачи данных для своих пользователей и призвал всех, находящихся в непосредственной близости от Майдана Незавивимости, снять пароли с wi-fi.
А основатель InstaCase Вадим Тищенко инициировал проект UkrCase – чехлы с символикой и лозунгами Евромайдана. Интернет-пользователи могут выбрать себе чехол для телефона, например, со знаменитой картинкой "Я капля в океане", а вся прибыль от продажи пойдет на закупку необходимых продуктов и вещей для Майдана.
"Я с самого начала ходил на Майдан, поскольку неравнодушен к тому, что там происходит, - рассказывает Тищенко. - Не раз там ночевал, стоял в охране, помогал убираться. Потом захотелось сделать нечто большее, чем просто присутствовать. Решил использовать свои, хоть и не особо мощные, ресурсы".
Другие представители бизнеса решили помочь Евромайдану своими услугами. Таким обращом справа от стеллы появилась IT-палатка, в которой любой может зарядить телефон, посмотреть новости по телевидению и зайти в интернет.
"На Майдане я встретил сразу нескольких представителей IT-индустрии и сразу родилась мысль провести такой ночной уличный венчурный семинар, - рассказывает венчурный предприниматель, гендиректор компании Divan.TV Андрей Колодюк. - В тот же день Юрий Чайка (президент Payment System MoneXy – прим. авт.) предложил поставить IT-палатку, и мы это сделали.
У нее две цели. Первая – это сервисы: мощный wi-fi, организация поддержки связи, просмотр телевидения в режиме реального времени. Вторая - дать возможность айтишникам, которым небезразлична ситуация в стране, обсудить ее вживую. Офлайновое общение позволяет вырабатывать какие-то практические действия. Уверен, что многие инициативы, которые сейчас здесь рождаются, будут востребованы и в дальнейшем".
К слову, это не первый подобный опыт у представителей IT-индустрии: в период Оранжевой революции Колодюк вместе с коллегами организовал акцию "Хайтек-марш" – три тысячи человек вышли на Майдан с требованием свободы слова в интернете.
Перечисленные инициативы – лишь малая часть тех, что существуют сейчас на "революционном" поле. Бизнес продолжает подключаться к Евромайдану и это дает не только уверенность в том, что люди будут накормлены, согреты и обеспечены необходимыми медикаментами на все время протеста.
Это еще и знак, что в стране уже появился социально ответственный бизнес, которым так славятся западные страны. А это уже большая общественная победа.