Почти год и два месяца прошли с даты последней публикации на страницах ZN.UA о перипетиях вокруг так называемого Иракского контракта по поставкам украинских БТРов Минобороны Ирака. Ровно столько времени понадобилось Генеральной прокуратуре Украины для того, чтобы хоть как-то отреагировать на проблемные вопросы данной сделки и в условиях "глубокой" секретности открыть уголовное производство по факту заключения заведомо невыгодного для Украины внешнеэкономического контракта.
Кто взял кассу?
В состоянии ли Генпрокуратура разобраться в глобальном вранье и чиновников, и спецэкспортеров, причастных к катастрофическому провалу одного из крупнейших контрактов в истории экспорта оружия из Украины?
Надо быть наивным, чтобы надеяться на объективное расследование в такой тонкой сфере как экспорт оружия. Ни для кого не секрет, кто зарабатывает в Украине на этих сделках! Да и вопрос, подлежащий исследованию, может быть поставлен только в одной плоскости: "Сколько не донесли?".
Вполне вероятно, что и команда прокурорам была дана лишь после того, как выяснилось, что мимо известной всем кассы пролетели и комиссионное вознаграждение, и средства на проведение маркетинга, составляющие почти треть от всей стоимости контракта (данные из протокола заседания американского суда в Сан-Антонио, состоявшегося в сентябре прошлого года).
Поживившиеся на иракском контракте персоналии известны. Некоторые из них давно уже покинули нас и греют свои бренные тела на лазурных берегах Средиземноморья. Некоторые вернулись на свою землю обетованную и продвигают на зарубежные рынки оружие российского производства. Их души согревают перечисленные на оффшорные счета зарубежных компаний достаточно крупные суммы.
Для правоохранительных органов напомню названия этих компаний: сингапурская UST-Tech Consulting, зарегистрированная на Британских Виргинских островах Hectorian Services, британская Lanefield Exports, принадлежащая компаниям из Белиза Milltown Corporate Services и Ireland& Overseas Acquisition. Кстати, если кто помнит скандал с поставками украинской бронетехники в Кению (а по данным наших источников в спецслужбах — в Южный Судан), связанный с захватом судна "Фаина", то эти компании тоже там хорошо засветились. Украинские чиновники в то время распространяли легенду о легальной поставке оружия в Кению.
Еще часть комиссионных от иракского контракта "уплыла" на делаверскую компанию Universal Investment Group (UIG). По стенограмме упомянутого мною заседания суда в США, именно со счетов этой компании и перечислялись деньги украинским "лоббистам".
Наиболее "ярко" ситуация вокруг иракского контракта начала развиваться с приходом в госкомпанию "Укрспецэкспорт" Д.Саламатина, ставшего затем главой концерна "Укроборонпром". Переместившись в кресло министра обороны, Дмитрий Альбертович не забыл при этом своего ближайшего соратника Д.Перегудова, успевшего тоже плодотворно поруководить упомянутыми компаниями.
До сих пор остается открытым вопрос: почему вдруг Д.Саламатин принял единоличное решение о ликвидации основного держателя контракта с Ираком — дочернего предприятия "Укрспецэкспорта" внешнеторговой фирмы "Прогресс"? Ведь совершенно очевидно, что именно это событие положило начало срыву украино-иракской сделки стоимостью 500 млн долл. США. Именно с приходом Д.Саламатина на пост руководителя основного украинского спецэкспортера и его нелепых шагов начались активные действия российских оружейных баронов по зондированию возможности поставок российских вооружений в Ирак. Можно только догадываться, какие дивиденды от наших российских "друзей" мог получить такого рода деятель, приведший к фатальному исходу выгодную для Украины сделку.
Идем на срыв!
Проблемы с контрактом начались со срыва первой поставки 26 боевых машин, отправленных Минобороны Ирака с почти полугодовым опозданием.
Вторая партия БТРов в количестве 62 единиц была поставлена заказчику спустя полтора года — в ноябре 2012-го. Очень хорошо запомнились по этому поводу победные реляции Д.Перегудова и самого Д.Саламатина, который накануне отправки этой партии старательно доносил В.Януковичу, как он "развеивал тучи над контрактом", а на самом деле просто "разводил" президента.
Таким же образом удалось "развести" и главу правительства, который выпустил письмо с обязательствами, гарантировавшими со стороны правительства Украины выполнение "Прогрессом" этого внешнеэкономического договора, а также соответствующую компенсацию Минобороны Ирака в случае его срыва.
Как поговаривают в самом "Укроборонпроме", о том, что в броне этой партии бронетранспортеров появились трещины, в компании не говорил только ленивый. Не сомневаюсь, что, информируя президента о решении проблемных вопросов и получая гарантию правительства, горе-руководители госкомпаний знали об имеющихся в броне трещинах. Конечно же, необходимо тщательно исследовать вопрос о том, кто из должностных лиц "Укроборонпрома" и "Укрспецэкспорта", несмотря на выявленные дефекты, дал указание все же отправлять партию с дефектами заказчику.
Также весьма интересно, как и почему министр обороны Д.Саламатин подписал приказ о принятии этого типа боевой техники с многочисленными дефектами и недоработками на вооружение украинской армии. Кстати, по этому поводу уже подумала Генеральная прокуратура, которая, как стало недавно известно от прокурорских работников, открыла уголовное производство по факту превышения полномочий должностными лицами Минобороны.
Знали ли иракские военные о том, что в броне этой партии техники появились трещины? Думаю, знали, но, вполне возможно, рассчитывали на весьма "весомые аргументы".
По старой украинской традиции, после прибытия техники на военную базу в Таджи, о перечислении заинтересованным иракским военным "весомых аргументов" деятели из "Укрспецэкспорта" позабыли. Именно после этого иракские военные начали "активно" выявлять трещины в броне (см.фото).
Информация о проблемах с броней начала поступать в Украину уже в конце минувшего года по линии Госэкспортконтроля, да и спецслужбы робко намекали на возникновение проблем в исполнении иракского контракта.
На сегодняшний день почти 80% боевых машин не могут эксплуатироваться по их техническому состоянию.
Напомню, что Д.Перегудов практически до своего увольнения в июле 2013 г. старательно барражировал между Киевом и Багдадом, уверяя всех, что вот-вот иракская сторона подпишет, то ли уже подписала дополнение на продление контракта и согласование нового графика поставки техники. Зачем и кому была нужна эта ложь? Версий может быть несколько, но все они сводятся к одной — уйти от ответственности за свои действия, приведшие к срыву полумиллиардного внешнеэкономического контракта.
При этом ни в правительстве, ни в администрации президента не владели объективной информации о плачевной ситуации, связанной с выполнением Украиной своих обязательств.
Что же касается "Укроборонпрома", которым, кстати, с июня 2012 г. уже руководил С.Громов, то вероятней всего о многочисленных дефектах брони ему было известно достоверно, но он эту информацию скрывал.
Без сомнения, что мероприятия по нормализации ситуации вокруг украинско-иракского контракта необходимо было начинать еще в прошлом году, и результаты не были бы сегодня такими плачевными для украинской стороны.
Естественно, что и С.Громов вместе с Д.Саламатиным и Д.Перегудовым должны разделить ответственность за свою безответственность.
О роли С.Громова в срыве контракта стоит сказать отдельно. Достаточно провести анализ поездок руководителя "Укроборонпрома" в Ирак. Да, впрочем, и анализ проводить не надо. Даже количество пальцев на одной руке выглядит огромной цифрой. Особенно запомнился состоявшийся недавно очередной визит украинской делегации во главе с заместителем министра обороны А.Бабенко. Как и для доблестного замминистра, так и для С.Громова он, возможно, и первый, и последний по счету. Вероятно, руководитель "Укроборонпрома" так и не понял, что ему надо было дневать и ночевать в Ираке. А еще мчаться к американскому посреднику, которого "кинули" Саламатин с Перегудовым, и хотя бы попытаться склонить его к сотрудничеству.
Но даже и во время этого визита украинская делегация умудрилась отличиться. Представители Украины "дружно" махнули в Ирак во время священного для мусульман всего мира праздника курбан-байрам. Такая дремучая некомпетентность руководства самой крупной компании в сфере оборонно-промышленного комплекса Украины является свидетельством профессиональной непригодности и не иначе.
Естественно, что и результаты этого блиц-визита стремятся к нулю. Но если тур С.Громова еще как-то можно оправдать, то, что делал в Ираке заместитель П.Лебедева Артуро Франциско — вообще понять нельзя. Разве что украинское Минобороны желает разделить ответственность за провал контракта с "Укроборонпромом".
Еще хуже обстоят сегодня дела с поставкой в Ирак третьей партии из 40 БТРов, болтающихся с февраля текущего года на корабле в нейтральных водах возле порта Ум-Каср. В заложниках у "Укроборонпрома" находится сингапурское судно SE PACIFICA и его экипаж, брошенный, по сути, на произвол судьбы. Во что обойдется "Укрспецэкспорту", зафрахтовавшему корабль, его простой, можно только догадываться. Единственное, что ни С.Громов, ни его сотоварищи эти деньги не платят из собственного кармана, а зря!
Мало того, горячие головы в "Укроборонпроме" додумались своеобразным образом решить проблему — осуществить перегрузку военной техники на другой корабль прямо в открытом море. Попутного ветра!
"Морская болезнь" очень сильно повлияла на состояние бронетехники. Вся резина пришла в негодность, аккумуляторы давно окислились, корпуса покрылись ржавчиной. Для восстановления этой техники понадобятся немалые средства. Только по приблизительным оценкам, без учета работ по ремонту корпусов, на восстановление этой партии техники дополнительные затраты могут составить от 20 до 30% ее стоимости.
Что делать?
То, что украинско-иракский контракт разорван, является секретом полишинеля. Об этом еженедельник информировал читателей еще летом прошлого года. Знали об этом и в "Укрспецэкспорте", и в "Укроборонпроме", вот только с какой целью дезинформировали президента и правительство?
Мало того, посольство Украины в Ираке, правда, с огромным опозданием, но все же проинформировало премьер-министра о том, что исполняющий обязанности министра обороны С. Аль-Дулейми просит Н. Азарова, учитывая гарантийное письмо правительства, лично вмешаться в ситуацию с выполнением контракта. Он указывает на отсутствие прогресса в переговорах с руководством украинского спецэкспортера относительно решения проблемных вопросов и обращается с просьбой дать прямые поручения ДК "Укрспецэкспорт" остановить реализацию действующего контракта, ограничившись количеством техники, уже поставленной Минобороны Ирака.
Следует все же отметить толерантную позицию иракской стороны, которая пока воздерживается от подачи иска в Арбитражный суд г. Женевы в Швейцарии, что предусмотрено внешнеэкономическим договором. Это позволяет надеяться на то, что невыполнение предприятиями "Укроборонпрома" контрактных обязательств не слишком негативно повлияет на украинско-иракские отношения.
Лучшим вариантом для нашей страны была бы возможность продолжить поставки в Ирак военной техники, но для этого надо решить проблему с ремонтом дефектной брони. А если наши ремонтные группы сделать этого на месте не смогут, надо возвращать технику в Украину и менять треснутые корпуса.
Вопрос в этом случае лишь один: какова затратная часть? То, что эти средства исчисляются миллионами долларов, не сомневается ни один эксперт. И самое главное, что вся затратная часть будет компенсироваться не за счет "Укроборонпрома" и его предприятий, а за счет простых налогоплательщиков. Именно так ставят вопрос не только в концерне, но и даже народные депутаты, полагающие, что государство должно выполнять обязательства наших оружейных горе-коммерсантов.
Как поговаривают в "Укроборонпроме", ремонт БТРов силами украинских специалистов непосредственно в Ираке может составить почти 9 млн долл. США. Если же осуществить возврат всей поставленной партии и производить замену и ремонт корпусов в заводских условиях, эта сумма может увеличиться втрое и составить 25–27 млн долл.
По инициативе комитета Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны в конце октября т.г. состоялось совещание с руководством концерна "Укроборонпром" и госпредприятия "Завод им. Малышева".
Депутаты так "раздухарились", что начали критиковать "правительственные структуры", не выполнившие поручений президента и премьер-министра "относительно повышения эффективности функционирования и организации управления оборонными отраслями промышленности". При этом они как-то забыли, что именно для этого по указу президента и создано некоторое суррогатное управленческое образование в оборонно-промышленном комплексе, несущее полную ответственность за критическое состояние внешнеэкономических контрактов, кризис предприятий оборонки, невыплату зарплат.
Еще больше порадовало обращение одного из нардепов к Н.Азарову, где подчеркивается, что на предприятиях "Укроборонпрома" фактически вымыты оборотные средства (текст на сайте). Очень жаль, что представители законодательного органа не спросили у С.Громова: куда же делись эти самые оборотные средства? Или, например, почему для закупки даже туалетной бумаги на предприятиях этот вопрос необходимо месяцами согласовывать с аппаратом концерна? Или почему сфера госзакупок превратилась в весьма доходный бизнес для департамента безопасности "Укроборонпрома"? Почему комплектующие необходимо закупать у компаний и фирм, настойчиво рекомендуемых деятелями из концерна?
На фоне победных реляций "Укроборонпрома" в прессе об улучшении показателей работы предприятий концерна, в том числе необычайных достижений в экспорте вооружений, информация о катастрофической ситуации по выполнению внешнеэкономических контрактов, обнародованная в ходе упомянутого выше совещания с участием народных депутатов, вызывает недоумение. Так может совсем и необязательно правительству выдавать государственные гарантии концерну для финансирования выполнения экспортных поставок? Тем паче, наверное, нет и необходимости оказывать предприятиям оборонной отрасли финансовую помощь?
Кстати, "Укроборонпром" требует предоставление таких гарантий в сумме 1,7 млрд грн еще в текущем году. При этом как-то умалчивается ситуация с разрывом экспортного контракта с Ираком. Или на реализацию разорванного контракта правительство тоже должно выдавать гарантии?
Очень жаль, что до сих пор никто не разобрался и в том, кто получает роялти за использование марки брони для изготовления этих БТРов.
И почему никто не спросил у С.Громова: а сколько из авансового платежа иракского Минобороны "откатили" посредникам? Этой суммы вполне хватило бы на организацию замены большей части дефектных корпусов бронетранспортеров, поставленных Ираку.
Череду подобных вопросов можно продолжить. Обязательно надо поинтересоваться о комиссионных спецэкспортеров. И об "удачном" маркетинге, на который списывают миллионы, которые можно влить и в организацию производства, и в оздоровление ситуации на предприятиях. Может, народные депутаты не там ищут?
О маркетинге и комиссионных
Удивительные метаморфозы происходят в головах народных депутатов, которые, требуя финансовой поддержки от государства, абсолютно не интересуются у руководителей "Укроборонпрома" относительно того, кто зарабатывает миллионы на продажах оружия.
Яркой иллюстрацией может служить отправка в Ливию предприятием-участником концерна "Укринмаш" корабля с оружием, задержанным греческой береговой охраной. Кстати эту поставку "Укринмаш" реализовывал с помощью турецкой компании-посредника.
В результате проведения этой блистательной сделки Минобороны, передавшее для продажи на внешнем рынке "Укринмашу" оружие, с одной из поставок должно получить почти 40 млн грн, а вот причастные к этой сделке лица запланировали получить "вершок" в сумме около 140 млн грн. В данной ситуации даже главный аудитор Минобороны Максим Гольдарб спасовал, поскольку не заметил такой диспропорции в заработке.
Как согласовывалась такая сумма "заработка" посредников из Минобороны, стало понятно в ходе небольшого исследования этого вопроса. Оказывается, что "Укринмашем" руководит сегодня некий С.Хош, а вот в Минобороны должность советника министра занимает некий Д.Хош. При этом последний, хоть и не подписывал договор с "Укринмашем", но даже очень в курсе происходящего. На поверку оказалось, что между этими двумя господами есть кровная связь.
Только вот одна незадача. Ливийский корабль, задержанный греческой береговой охраной, вдруг внезапно затонул у греческих берегов. Не знаю даже, успели ли греки выгрузить на берег арестованное ими вооружение и боеприпасы, которые они объявили контрабандой. Что будет с этим грузом, понятно — он будет конфискован Грецией. Пострадавшей стороной в этой сделке будут лишь ливийские коммерсанты.
Не помог опыт М. Гольдарба и в выявлении коррупционной составляющей в еще одном договоре Минобороны с предприятием-участником концерна ДП "Укроборонсервис". В этом договоре цена на патроны занижена почти в два раза. То есть при возможности получить около 32 млн грн, Минобороны получит лишь 18 млн. Кто разделит остальное? Да и этот вопрос — не самый интересный. Оказывается, со стороны "Укроборонсервиса" этот невыгодный для Минобороны договор подписал некто Р. Бабенко. Фамилия ни о чем не говорит? И действительно, фамилия подписанта удивительным образом совпадает с фамилией одного из заместителей министра обороны.
Такой вот семейный подряд, оказывается, существует в сфере торговли оружием!
Я умышленно привел эти примеры для господ, пекущихся о поиске финансов для поддержки оборонно-промышленного комплекса. Практически все сделки, реализуемые в этой сфере, — с подобным "душком".
Может надо поумерить свои аппетиты и направить незаконно заработанные средства в развитие ОПК и армии?