Общество не может существовать иначе, кроме как на твердом экономическом базисе. Как ни банально это звучит, но людям надо есть, пить, одеваться и удовлетворять свои многообразнейшие потребности. Необходимые людям блага доставляет производство, а производство должно постоянно возобновляться. Иначе говоря, требуется воспроизводство – по крайней мере, простое, а лучше, все-таки, расширенное, т.е. воспроизводство в расширяющихся масштабах. Общество должно восстанавливать, обновлять и расширять свои производственные возможности, дабы обеспечивать в будущем получение необходимых ему жизненных благ.
Казалось бы, это – элементарные и самоочевидные азы экономической науки, понятные каждому. И, тем не менее, создается впечатление, что в сегодняшней Украине большинство людей этого не понимает или же не хочет понимать. Не понимают этого ни олигархи – генералы украинской промышленности, ни владельцы средних и небольших предприятий, ни высокопоставленные чиновники министерств, ни, тем более, обыватели, не желающие вообще ни о чем думать. Потому как на Украине уже давно отсутствует даже простое воспроизводство.
Уже двадцать лет наша страна тупо и безжалостно, «на износ», эксплуатирует тот экономический потенциал, который был создан «при Советах», проедает и проматывает его, не задумываясь и не заботясь об обновлении производственных мощностей. Остается лишь удивляться тому, что эта вакханалия длится уже целых двадцать лет, «посрамляя» тех людей, кто давно предсказывает катастрофу! Очевидно, «запас прочности» когда-то был заложен огромнейший. И все же, вечно продолжаться это не может; страна медленно, но верно, движется к той критической точке, за которой начнется деградация и развал донельзя изношенной техносферы, и тогда благополучию общества будет нанесен окончательный и смертельный удар.
Давайте же обратимся к фактам – к тем данным, которые можно найти в Сети и иных открытых источниках информации. Начнем с электроэнергетики – ибо это важнейший фундамент экономики, ее «двигатель». Большинство энергоблоков, действующих на украинских электростанциях, было введено в строй в 70-х – 80-х годах, и их номинальные сроки эксплуатации закончились. Проводящиеся работы по ремонту и замене оборудования недостаточны. Требуется кардинальная модернизация энергетики, но для этого необходимы 17–20 млрд. долл., которых у государства, владеющего большинством генерирующих компаний, как водится, нет.
Уже к 2007 году 90% блоков украинских ТЭС исчерпали свой расчетный ресурс. Степень износа основных фондов в электроэнергетической отрасли достигла 40%, а на отдельных станциях этот показатель оценивался в 70–90 %. Вдобавок старые советские энергоблоки имеют низкий кпд – примерно 30% против 40–45 % у теплоэнергетических агрегатов нового поколения, в которых реализованы новейшие технологии. В результате буквально «вылетают в трубу» миллионы тонн угля.
Похожие проблемы и у украинских «атомщиков». Износ основных фондов на АЭС превысил 55%, а на некоторых станциях – даже 70%. Нужна дорогостоящая реконструкция, однако до сих пор большинство планов развития отечественной атомной энергетики не выходит из стадии бумажных прожектов. Еще бы: для строительства новых и реконструкции старых энергоблоков потребуется 30 млрд. долл.! Но что-то ведь надо делать, ибо продолжение эксплуатации исчерпавших свой ресурс атомных энергоустановок крайне опасно – с атомом шутки плохи, мы это знаем лучше кого-либо!
Согласно пессимистическим прогнозам, к 2016 году Украина столкнется с острым дефицитом электроэнергии и будет вынуждена импортировать ее. «Неисправимые» пессимисты предрекают смерть украинской электроэнергетики еще раньше – сразу после «Евро-2012».
Однако помимо износа генерирующих мощностей еще имеет место быть износ электрораспределительных сетей, трансформаторов и прочего. Из-за него потери электроэнергии в распределительных сетях уже достигли 14%, тогда как в развитых странах они не превышают 6–8 %. В денежном выражении эти потери составляют 800 млн. долл. ежегодно.
В угольной промышленности Украины шахтный фонд едва ли не самый старый в СНГ; степень его износа – 80–90 %. По данным за 2007 год, 96% шахт работали более 20-ти лет без реконструкции. Оборудование катастрофически изношено, и это не только ведет к падению экономической эффективности добычи «черного золота», но и обусловливает высокий производственный травматизм, частые трагедии на наших шахтах. А производительность труда в угольной промышленности Украины в несколько раз ниже, чем в России и Польше, и в десятки раз ниже, чем в США, Канаде, Австралии и ЮАР. Все понимают, что нужна коренная техническая реконструкция, нужно внедрение инноваций, которые повысили бы производительность и безопасность труда, но… воз и ныне там!
Нашей стране жизненно важно сохранить за собой позиции главного транзитера природного газа в Европу, однако выполнению этой стратегической задачи препятствует угрожающий износ газотранспортной системы (ГТС). Еще в 2008 году Кабинет министров официально признал сей неприятный факт. На тот момент времени более 20-ти лет отработали около 70% общей длины газопроводов и 80% компрессорных станций. Затраты на обновление ГТС были оценены Кабмином почти в 2,5 млрд. долл.
Стержнем, «становым хребтом» украинской экономики служит черная металлургия – главная экспортная отрасль нашего хозяйства. От ее состояния непосредственно зависит благополучие миллионов граждан Украины, а в конечном итоге – благополучие всех нас. Но на этом благополучии в перспективе может быть поставлен крест – вследствие, опять-таки, физического износа и морального устаревания основных фондов металлургических комбинатов.
Первым «звонком в дверь» стал кризис 2008–2009 годов, нанесший нашим сталеварам очень тяжелый удар. Тогда, после эйфории предшествовавших лет «бурного экономического роста», вскрылась техническая несостоятельность нашей металлургии, которая в будущем, если ничего не менять, может сделать данный сектор отечественной экономики неконкурентоспособным и, вообще, совершенно нежизнеспособным. Накануне кризиса износ основных фондов горно-металлургического комплекса (ГМК) Украины достиг 70%. Дольше положенного срока эксплуатировались 54% коксовых батарей, 89% доменных печей, 87% мартеновских печей, 26% конвертеров, почти 90% прокатных станов. Применение устаревшей техники и технологий позавчерашнего дня является причиной высокой энергоемкости производства, большого расхода кокса и природного газа на единицу продукции. На наших комбинатах на выплавку одной тонны стали расходуется 840 кг условного топлива – против 450 кг в странах Евросоюза.
Вообще же, по уровню «технической вооруженности» металлургического производства Украина отстала уже не только от Европы, но и от России и Китая – отчего наш прокат сделался дороже российского и китайского. Достаточно сказать, что на изготовление одной тонны стали у нас затрачивается 52,8 человеко-часа, тогда как в России – 38,1, а в Германии – 16,8 человеко-часа.
Во всем развитом мире давно уже полностью отказались от мартеновского способа выплавки стали в пользу конверторного и электрометаллургического способов. У нас же с 1989 по 2007 годы удельный вес мартеновского способа с 55,7% был уменьшен только до 45,2%. А затраты энергоносителей (прежде всего столь дорогого сейчас природного газа) в мартеновском производстве Украины чуть ли не на порядок выше, чем в конверторном производстве стран ЕС! Выбросы пыли и вредных газов тоже в несколько раз выше.Далее: на Украине удельный вес непрерывного литья стальных слитков составляет всего лишь 33%, тогда как даже в России – почти 2/3, а в Германии – 98%.
В середине 2000-х годов (в фазе «бума»!) хозяева металлургических заводов Украины вкладывали в переоснащение производства всего лишь 18 долл. с каждой тонны выплавленной стали, тогда как европейцы вкладывали 40 долл. с тонны. По-моему, эти сравнительные данные лучше всего иллюстрируют нежелание наших горе-капиталистов осуществлять нормальный процесс воспроизводства. Тут еще можно и нужно вспомнить, что в 1986–1989 годах в черную металлургию УССР было инвестировано – в пересчете на сегодняшние цены – 10 млрд долл., чем, надо полагать, и был создан тот колоссальный «запас прочности», который позволил нашим сталеварам 20 лет кое-как держаться на плаву.
Вроде бы, кризис чему-то научил, и начали, наконец, приниматься решения о техническом перевооружении предприятий, о замене мартенов конвертерами и т.д. Однако, судя по всему, темпы модернизации металлургического комплекса страны оставляют желать лучшего. Ибо по данным на весну 2010 года износ фондов ГМК Украины все еще составлял угрожающие 65%. А торопиться-то с модернизацией надо – потому что следующий кризис нанесет технологически отсталому и донельзя изношенному производству куда более страшный, воистину нокаутирующий удар!
Теперь пару слов о «кровеносных артериях» общества – железных дорогах. Им явно грозит «закупорка» – образование «тромбов», что тоже чревато большой бедой. В середине 2000-х годов степень износа подвижного состава достигла 57%. Сейчас (октябрь 2010-го) в Интернете появились еще более шокирующие данные: общий износ производственных фондов – 80%, а износ тягового состава – вообще 92%! Состояние дел на наших желдорогах – одно из самых плачевных в СНГ, хотя серьезные проблемы накопились у железнодорожников всех постсоветских стран. Показательно, между прочим, что более-менее нормально обстоят дела в Белоруссии, где износ локомотивного парка составляет «всего-навсего» 50% – тоже, конечно, не ахти, но там данный показатель все же лучше, чем у нас и в России…
В то время как Европа, Япония, Китай реализуют захватывающие дух проекты постройки сверхскоростных железнодорожных магистралей, нам надо думать хотя бы о том, как уберечь в работоспособном состоянии то допотопное хозяйство, что остается еще у нас! Плохо дело и с городским электротранспортом – износ троллейбусно-трамвайного парка оценивается в 67%; во многих городах этот парк резко сократился. Даже Киев за последние 20 лет приобрел всего 2 новых трамвая.
И, наконец, напоследок о том, что близко и дорого (дорого!) каждому – о ЖКХ (жилищно-коммунальном хозяйстве). Водопроводы, канализация, газовые и теплосети, лифты – все это тоже, увы, не вечно, все это разрушается, приходит в негодность, теряет работоспособность, и в один отнюдь не прекрасный день все это сложное и своенравное хозяйство может «полететь ко всем чертям». И тогда о комфортной, цивилизованной жизни нам придется позабыть. Наступит тот самый «конец света», которым нас в последнее время все больше пугают. Произойдет ли светопреставление, как говорят календари майя, в 2012 году или чуток позже – неважно. Рано или поздно это все равно случится. Коммунальщики сдирают с нас огромные деньги, но средства эти уходят непонятно куда, а трубы в земле ржавеют, гниют, покрываются усталостными трещинами и прохудаются, грозя нам бесконечными «украинскими прорывами», «новыми Алчевсками», «холодоморами» и тому подобными кошмарами.
Как это ни прискорбно, но в аварийном состоянии находится уже более трети водопроводно-канализационных и тепловых сетей. 60% котельных отработали свой нормативный срок. Потери тепловой энергии в теплосетях вследствие обветшалой теплоизоляции составляют 11% от общей ее выработки.
Специалисты утверждают, что состояние водопроводов и канализации продолжает ухудшаться. С 2006 по 2008 год удельный вес аварийных сетей вырос с 29,2 до 32,5 %, а потери в них драгоценной воды – с 29,8 до 34,5 %. 40% водоочистительных мощностей нуждаются в капремонте, и оттого в 260-ти населенных пунктах 17% потребляемой воды не соответствует принятым нормам.
Совсем худо дело с местной газораспределительной сетью, изношенной на 60%, причем десятая ее часть изношена полностью. Уже сейчас существует угроза того, что 20–25 % потребителей отключат от газа. Чтобы не допустить полного развала газового хозяйства, в ближайшие 10 лет нужно вложить 3 млрд. долл. в обновление его инфраструктуры.
Каждый третий жилой дом в стране нуждается в капитальном или текущем ремонте. Только в ветхих и аварийных домах (таких, что «на ладан дышат», «ткни, и развалится!») проживает почти 200 тыс. человек. Каждый десятый лифт отработал более 25-ти лет и нуждается в замене или основательной модернизации.
«Апокалиптические» прогнозы, основанные на всех этих печальных фактах, состоят в том, что примерно через 5–6 лет начнется неконтролируемое разрушение систем жизнеобеспечения общества с опасными для людей последствиями. Не факт, конечно, что все это начнется в точно предсказываемые сроки. Повторюсь: «запас прочности» при Советской власти был создан солидный, и он может в очередной раз посрамить все «пророчества». И все же катастрофа неотвратима – если не предпринимать необходимые меры противодействия ей, если не действовать. Причем самое ужасное то, что, как говорят некоторые эксперты, Украине не хватает не только финансовых средств, но и специалистов-коммунальщиков. Попросту говоря, некому менять «горящие» трубы и провода! Не хватает в стране квалифицированных сантехников, электриков, газосварщиков. Вот уж точно: доборолась Украина до самого края…
На мой взгляд, проблема изношенности и отсталости техносферы является главной проблемой Украины, и на ее решение должны быть направлены основные усилия и ресурсы общества. Потому что решение всех остальных проблем будет невозможно, если остановятся, замрут безжизненно комбинаты, заводы, шахты, электростанции, если оборвутся магистрали и развалится городское хозяйство. Жизнь тогда прекратится! И оттого нужно бить во все колокола и добиваться принятия действенных мер, которые бы предотвратили грядущую катастрофу.
Как это сделать – вопрос сложный, требующий отдельного рассмотрения. Тут можно спорить – только не затягивая дискуссию, ибо время не ждет. Но одно понятно всякому нормально мыслящему человеку: действующая либеральная экономическая модель, основанная на извлечении быстрой прибыли и безудержном индивидуальном «потребительстве», ведет страну к гибели. Она, так или иначе, обусловливает «работу на износ», и модель эту надо в корне менять.
Во всякой нормальной экономике определенная часть валового продукта общества направляется на нужды воспроизводства. У нас же этого не происходит; у нас столь жизненно важные для общества средства проедаются, проматываются и разбазариваются. Олигархи вместо того, чтоб инвестировать в новые домны и станки, обставляют себя немыслимой роскошью, покупают футболистов, спускают деньги на предвыборные кампании и иные непотребства. Государство недополучает нужные ему средства (которые к тому же разворовываются на всех уровнях!) и оттого не в состоянии поддерживать те системы жизнеобеспечения, которые остаются в его ведении. «Среднему классу» – дабы он не проявлял недовольства – позволяют более-менее зажиточно жить, покупать автомобили и проч., отдыхать за границей. Каждый «гребет под себя», живет для себя и в свое удовольствие, не задумываясь о том, что же будет завтра. А завтра может оказаться страшным, если сегодня не заставить имеющиеся в стране деньги работать ради лучшего завтра – даже в ущерб эгоистическим интересам и «благополучию» отдельных граждан.