Накануне сочельника, когда общественности было не до новостей, Украинский центр оценивания качества образования (УЦОКО) незаметно поменял руководителя.

Игорь Леонидович Ликарчук, занимавший должность директора УЦОКО почти с первых дней его создания в 2006 г., узнал о своем увольнении из Интернета. Хотя тучи над ним сгущались с самого начала министерской каденции Дмитрия Табачника, все произошло молниеносно. Не было ни предупреждений, ни «задушевной» беседы с министром о недостатках в работе. Без шума и пыли на сайте правительства появились два распоряжения за подписью Н.Азарова: №5-р, о том, что Игорь Ликарчук уволен с должности директора УЦОКО, и №6-р, согласно которому на эту должность назначена Ирина Зайцева. Разумеется, что инициатива исходила не от Николая Яновича, ведь, согласно действующим нормативным документам, постановление об увольнении директора УЦОКО могло быть принято только по представлению МОНМС.

Какими же были причины увольнения? Министр воздерживается от комментариев. Его заместитель Евгений Сулима сказал, что к предыдущему руководителю УЦОКО „было много вопросов, связанных с организацией тестирования-2010, в частности по английскому языку“. Почему же тогда увольнение состоялось не сразу после вступительной кампании, а в разгар подготовки к ВНО? Сам Д.Табачник в свое время назвал ситуацию с английскими тестами „бурей в стакане воды“. А в предисловии к официальному отчету о внешнем тестировании-2010 лично написал: прошло успешно. Лукавил...

Регионал Максим Луцкий утверждает, что за четыре года работы И.Ликарчука существенного прогресса в деятельности УЦОКО не было и что директор не проводил работу над ошибками в своем ведомстве. Трудно сказать, какими данными руководствовался депутат, чтобы прийти к такому выводу. Между тем эксперты USETI, помогающие совершенствовать тестирование в Украине, каждый год отмечают прогресс — в организации проведения ВНО, обеспечении конфиденциальности информации, качестве тестовых заданий. А согласно результатам социологических исследований 2008—2009 гг., в украинском обществе росло доверие к ВНО, уверенность в том, что этот инструмент способен обеспечить честное вступление в вузы. Разве это было бы возможным, если бы система тестирования не развивалась?

Вряд ли можно связать увольнение и с „утруской“ чиновнического аппарата — ведь УЦОКО не реорганизовывался. Впрочем, после знакомства нового руководителя с сотрудниками центра (говорят, тон разговора был довольно жестким) два заместителя директора и еще несколько сотрудников уже подали заявления об увольнении. Если „наведение порядка“ в УЦОКО закончится массовым оттоком оттуда специалистов в сфере тестирования (которых в Украине и так немного), делу останется жить недолго...

Как и любой руководитель, Игорь Леонидович имел в своем активе и достижения, и огрехи. Слышал немало критики со стороны чиновников, работников образования, родителей и школьников. Тем не менее свои позиции всегда отстаивал твердо и упрямо, за что, ясное дело, не нравился тем, кто предпочитает „договариваться“ со „своими людьми“.

По мнению самого Игоря Ликарчука, основная причина его увольнения в том, что, работая директором УЦОКО, он „не выполнял заказы очень большого количества людей, в том числе и тех, которые сегодня у власти, на повышение или искусственное выставление результатов внешнего оценивания их протеже“.

Игорь Леонидович последовательно выступал против нововведений во ВНО, которые, по его мнению, не обеспечивали равные условия для абитуриентов (учет среднего балла аттестата в перерасчете по 200-балльной шкале, возможность избежать ВНО для тех, кто закончил школу до 2007 г.,

возможность предъявлять сертификаты предыдущих лет, дополнительные баллы для слушателей подготовительных курсов и т.д.). Критиковал непринятие закона о ВНО...

Будет ли замена лучше? Полистаем биографию Ирины Павловны Зайцевой... Единственная привязка к ВНО — летом в ходе круглого стола в Ливадийском дворце публично порадовалась тому, что тестирование больше не проводится исключительно на украинском языке.

Впрочем, еще с советских времен профессиональный чиновник должен был успешно освоиться на любом рабочем месте, даже если его с парфюмерной промышленности бросали на рыбное хозяйство. Думается, что Ирина Зайцева нужна министру на этой должности по вполне конкретной причине. Она является преданной сторонницей политического курса Дмитрия Табачника (защищала его от негодования общественности еще в начале министерской каденции), а следовательно, послушно будет делать в сфере ВНО все, чего потребует МОНМС.

„Цель увольнения (моего) — сделать независимое оценивание зависимым, — указал И.Ликарчук в интервью „Свідомо“. — Теперь тесты полностью контролируются министерством — результаты могут изменяться, корректироваться. В конце концов, это, учитывая все дополнительные действия Минобразования по вступлению в вузы, дает возможность вернуться к коррупционному поступлению“.

Его слова подтверждает и бютовец Владимир Полохало (у которого, кстати, прежде тоже были замечания к работе И.Ликарчука): «Все делается для того, чтобы снизить роль УЦОКО. Ведь при прежних министрах этот орган был довольно независимым, ни Вакарчук, ни другие министры не имели на него прямого влияния. Теперь он станет ручным органом, подчиненным министерству. А потому и доверие к нему будет соответствующим».

Между тем уже началась регистрация участников ВНО. Выпускники и их родители не знают, чего ждать, а новая директриса не спешит озвучивать свои планы...