Между прочим, тринадцатое января – это не только уникальный отечественный праздник под названием Старый Новый Год. Это еще и черный день в истории развития человеческой культуры. Потому, что именно в этот день сто пять лет назад в цитадели мирового зла… то есть, тьфу, свободы и демократии… в общем, в Соединенных Штатах Америки по радио впервые прозвучала реклама.
Человечество вообще обладает занимательной способностью изобретать инструменты низведения его, человечества, до состояния бессловесного животного, объекта неограниченного воздействия. То религию выдумает, то телевидение, то интернет. Реклама в этом списке занимает «достойное» место. Пожалуй, даже пресловутые жрецы, шаманы и церковники не оболванивали человечество так интенсивно и глубоко, как это делали за сто пять лет разнообразные рекламисты и их заказчики.
Формально реклама рассматривается чуть ли не как двигатель прогресса. Ну, или скромно: средство коммуникации продавца и потребителя. Мол, информирует реклама информационно обездоленных и неполноценных потребителей о совершенно необходимых им товарах. Впору пасть перед рекламистами на колени и воскликнуть: «Иншалла!» Ну, или что-нибудь в таком же сакрально-пафосном роде.
Но, как писал Евгений Лукин: «а вот до хрена там!» В значении: никого эта реклама ни о чем не информирует. А коммуникации не происходит и подавно. Вспомните рекламу «Кока-колы» – разве там хоть слово сказано об ортофосфорной кислоте в составе этого, с позволения сказать, напитка? Или рекламу стиральных порошков и чистящих средств – о чем она информирует? О том, что все люди, разговаривающие, как киношная деревенщина, пользуются жидким средством «Гала»? А о том, что этих средств руки только что коркой не покрываются, не информирует случайно?
Тщательно дозированная и ограниченная информация – это средство манипулирования. Разные там полуправды и прочее. В то же время рекламисты регулярно прибегают к прямой лжи. Ну, например: рекламируется уж не помню какое лекарственное средство от гриппа. Главный слоган – помогает и от вирусных, и от бактериальных инфекций. А это, извините, бред, бессмыслица. Таких примеров – ого-го. Что, в рекламе МакДональдса говорят что-нибудь о ртути в гамбургерах вместо кетчупа?
Реклама – это очень эффективный инструмент оболванивания потребителя. Даже если мы не будем принимать во внимание массу технических приемов, которые рекламисты используют для «снижения критики» и прямого воздействия на подсознание, все равно основной функцией рекламы останется манипуляция. Если угодно, конечно, можете называть это «стимулированием спроса», но это не более, чем эвфемизм. Не очень удачный, как и большинство маркетинговых терминов. Да, иногда реклама сообщает о появлении нового продукта – но крайне редко это осуществляется без попытки одновременного давления на подсознание человека. Да, существуют рекламные продукты невероятно высокого качества, по художественной ценности приближенные к произведениям искусства – но это считанные единицы. Да, бывает и так, что реклама помогает человеку сориентироваться в ассортименте – но, как правило, это ложная ориентация.
Помните: хороший товар в рекламе не нуждается? Все советские дети знали, что пломбир в шоколадной глазури – вкусный, а в омерзительно-оранжевой – тошнотворный. А если бы была реклама, то обязательно существовал бы и «сегмент потребителей» оранжевой глазури – невзирая на ее отвратительность. Попробуйте сосчитать, какое количество опасных для жизни продуктов ежедневно рекламируют – чипсы, кола, сухарики, лекарства (да-да! ведь в рекламе даже не говорят о необходимости консультации с врачом – отправляют к провизору!), пиво, водка, дезодоранты воздуха, да черт знает сколько еще. Курите? У вас может быть астма! Но бросать курить не надо – примите атму! Жрете, как свинья? Да жрите, жрите, любую дрянь – лишь бы мезим был под рукой! Спите с кем попало? Ну и правильно – лишь бы… не помню, какую-то фигню девушкам рекомендуют, чтобы ничем не заразиться. Вот это – логика рекламы.
А вспомните МММ. Вот уж трудно придумать более яркого подтверждения губительности рекламы для человечества…