«Наш батюшка еще раз нам напомнил, чтобы не забыли помолиться за мир и пришли на Крестный ход на Владимирскую горку», – говорит девушка своему спутнику, ожидавшему ее на входе в Свято-Успенский храм.
В последние дни на территории Киево-Печерской Лавры прихожане и священники живо обсуждали, как важно помолиться за мир. Многие из них ждут молебна с нескрываемым трепетом.
«Украинская правда» пыталась разобраться, кому и зачем понадобился Крестный ход за мир, который имеет все шансы усилить раскол не только в среде верующих, но и спровоцировать на агрессию радикально-настроенных украинцев.
Причина 1. УПЦ(МП) борется за свое место
Крестный ход прихожан Украинской православной церкви Московского патриархата был объявлен 3 июля.
В течение нескольких недель верующие, по задумке организаторов, должны были двигаться навстречу друг другу – от Почаевской Лавры (Тернопольская область) и Святогорской Лавры (Донецкая область), – символизируя объединение страны.
27 июля Крестный ход с Запада и Востока страны должен встретиться на Владимирской горке, где предстоятель УПЦМП Онуфрий проведет молебен за мир, приуроченный Крещению Киевской Руси.
Подобные минимолебны группы православных паломников проводили, пересекая границы областей. Большую часть пути паломники передвигались на автобусах, но, подъезжая к большим городам, дальше шли пешком.
Представители УПЦМП в эти дни практически не комментировали предстоящий молебен.
Но один из источников «УП», близкий к Синоду УПЦМП, пояснил ситуацию с Крестным ходом тем, что в последнее время Московский приход чувствует себя в Украине несколько на обочине.
«Задача молебна – благая, мы хотели помолиться вместе с прихожанами за мир в Украине», – прокомментировал он.
Тем не менее, у Церкви есть и другие мотивы: в Синоде обеспокоены тем, что желание некоторых политиков внести поправки в закон «Про свободу совести и религиозных организаций» может привести к ущемлению их прав.
По словам источника «УП», идея молебна за мир появилась внутри церкви, но была активно поддержана извне.
Причина 2. Религиозно-гибридная война
В РФ – церковь инструмент власти. Украинская православная церковь Московского патриархата, как известно, находится в подчинении РПЦ.
Поэтому неудивительно, что ее позиция часто дублирует позицию Русской православной церкви. В стенах УПЦМП осуждали Майдан, войну, действующее правительство. А некоторые священники этого патриархата на Востоке страны поддерживали пророссийских боевиков.
Например, в Славянске до сих пор вспоминают отца Виталия из Свято-Воскресенского храма, который приютил группу Стрелкова в Центре православной культуры, организовывал женщин с иконами, блокировавших украинских солдат. А еще забавы ради ездил по украинским блокпостам и проклинал военных.
Хотя в самой УПЦМП есть и «оппозиционная» группа священников, которая поддерживала Майдан и ратует за диалог с УПЦ(КП). Но их голос для церкви Московского патриархата пока малозначим.
Религиовед, директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос считает, что «русский мир» на территории Украины подорван, и единственным оплотом этого «мира» как раз и осталась церковь.
«В новых реалиях УПЦМП чувствует в новом социальном порядке все меньше места для Московского патриархата. Если будет подорвана религиозная идентичность, то почти не останется «опорных пунктов» русского мира», – считает эксперт.
Семиволос уверен, что молебен воспринимается Московским патриархатом как мобилизация, главный месседж которой – «не трогайте нас, у нас есть ресурсы».
Причина 3. Мобилизация электората Оппозиционного блока
Депутата Оппозиционного блока Вадима Новинского, младшего партнера Рината Ахметова, владельца «Смарт-групп» и «Смарт-холдинга», источники «Украинской правды» в церкви называют одним из ключевых спонсоров Крестного хода. Именно он последние недели чаще других говорил о защите верующих, комментируя необходимость молебна за мир.
Для Оппоблока прихожане УПЦМП – электорат. Несколько десятков тысяч человек, принимающих участие в «ходе», – это демонстрация способности собрать и предъявить свой электорат.
Политтехнолог Сергей Гайдай называет молебен политической акцией и вспоминает, как часто «регионалы» использовали верующих, впрочем, как и шахтеров, в ситуациях, когда необходимо было договариваться с властью.
«Выборы на носу, а у нас есть, посмотрите, какой боевой электорат! Он готов идти пешком на Киев, он готов пострадать за нас», – так описывает месседж политтехнолог.
Он называет религиозную акцию – «мягкой демонстрацией силы», причем хорошо спланированной. Гайдай убежден, что провокации невыгодны организаторам. Именно поэтому мобилизация «пророссийских сил», по его мнению, скорее всего, пройдет без физических столкновений.
Социальный психолог Олег Покальчук, который также последние недели внимательно следил за «ходоками» и тем, как их принимали в разных областях, уверен, что украинское общество за последнее время успело неплохо разобраться, как им манипулируют.
Несмотря на заявления организаторов Крестного хода о том, что их радостно принимали украинцы, активисты в нескольких городах не пустили Крестный ход через центральные улицы.
В Борисполе, например, верующих встречали вопросом: «Если вы молитесь за мир, почему тогда не идете в Москву?»
По словам Покальчука, молебен станет хорошим тестом общества на зрелость и экзаменом для силовиков. Пока, по его словам, есть все шансы, что тест будет сдан.
Общество повзрослело и способно распознавать манипуляцию.