Открывая вчерашнее заседание правительства, премьер-министр Николай Азаров жестко раскритиковал уровень выполнения утвержденной Кабмином в конце февраля Государственной программы активизации экономики на 2013-2014 годы. «В условиях, которые сложились, нельзя считать удовлетворительным состояние реализации Государственной программы активизации экономики на 2013-2014 годы», - констатировал глава правительства.

Следует напомнить, что именно реализация госпрограммы, как подчеркивали в Кабмине, должна была обеспечить возрождение украинской экономики. «Это большая и серьезная программа, которая позволит осуществить новую индустриализацию страны. Это первая такая программа в истории независимой Украины», — пафосно заявлял глава правительства. Еще в июле у Николая Азарова, по его словам, не было никаких сомнении в том, что уже к концу года благодаря госпрограмме страна получит «мощный финансовый ресурс». При этом, в правительстве неединожды высказывались надежды, что после падения на 1,1% по итогам первых двух кварталов рост экономики возобновится во втором полугодии, и это позволит по итогам года достигнуть хоть какого-то роста ВВП. 

Но, видимо, к жесткой критике правительственной программы, которая должна была обеспечить рост экономики на 2,5-3,4% в текущем и на 3-4% в следующем году, премьера подтолкнули именно последние данные по динамике роста ВВП Украины за третий квартал. «Подведены итоги работы экономики за девять месяцев текущего года. Госстат обнародовал статистику, которая показала, что в сентябре обнаружились определенные негативные тенденции», - констатировал Николай Азаров, впрочем, не уточнив конкретных данных. 

В целом, согласно Государственной программе активизации развития экономики на 2013-2014 годы, на ее реализацию предполагалось потратить более 460 млрд. грн. При этом финансировать ее планировалось за счет государственного бюджета (46,9 млрд. грн. за два года), местных бюджетов (13,9 млрд. грн.), кредитов международных финансовых организаций (20,5 млрд. грн.), а также средств из других источников, в том числе привлеченных под госгарантии (379,5 млрд. грн.).  

При этом, общий объем госгарантий, определенный законом Украины «О государственном бюджете на 2013 год», составляет 50 млрд. грн. Однако уже сейчас большая часть этих средств направляется не на развитие и привлечение средств для осуществления проектов на перспективу, а на обеспечение расчетов по долгам. В частности, для НАК «Нафтогаз Украины» было одобрено предоставление госгарантий в размере 11 млрд. грн. для обеспечения выполнения кредитных соглашений с «Газпромбанком» и «Ощадбанком». А госконцерну «Укроборонпром» госгарантии были предоставлены для получения кредита, часть которого и вовсе пойдет на погашение долгов по зарплатам.  

Надеяться на использование механизма предоставления госгарантий в следующем году еще более проблематично. Согласно проекту госбюджета на 2014 год, отдельные показатели которого появлялись в СМИ, объем займов, которые готово гарантировать государство, предлагается ограничить в размере 30 млрд. грн. 

В свою очередь не спешат выдавать кредиты предприятиям украинские банки. По данным правительства, с 1 марта 2010 года банковские депозиты выросли вдвое. В 2,4 раза также вырос объем предоставленных краткосрочных потребительских кредитования. Объем кредитов же предприятиям сроком более года за этот период увеличился лишь на 22%. 

В то же время, понижение международным рейтинговым агентством Moody´s Investors Service рейтинга еврооблигаций Украины до уровня «Саа1» (обязательства очень низкого качества,  подвержены очень высокому кредитному риску), потянуло за собой и рейтинги крупнейших украинских компаний, практически лишив их возможности занимать средства на внешних рынках.  

В таких условиях, привлекать необходимые средства для реализации правительственной программы будет неоткуда и шансов на ее стопроцентную реализацию нет. «Тут скорее оценка в ноль процентов будет ближе к итоговому результату. Непонятно на что рассчитывали авторы программы, поскольку бюджет уже напряжен, уже дефицитен. Сейчас не хватает денег даже на защищенные статьи. Планировать при этом такие масштабные вложения  просто безответственно. Вообще государственные инвестиции – это не способ оживления экономики. Если это инвестиции в инфраструктуру – то  с этим еще можно согласиться, но если это инвестиции в тех сферах, где прекрасно работает частный капитал, то кроме вреда это ничего не приносит, особенно в нашей стране», - уверен старший экономист CASE Украина, ведущий консультант Киевской школы экономики Владимир Дубровский. 

«Бумажные» планы: «рывок» вместо «активизации»

В то же время, стало известно, что в правительстве уже готовится новый стратегический документ. Как сообщил глава Министерства экономического развития и торговли Украины Игорь Прасолов, ведомство приступило к разработке долгосрочной стратегии «экономического рывка». В основу нового документа положены амбициозные планы – вывести Украину к 2020 году в двадцатку крупнейших экономик мира по объему ВВП. При этом за шесть лет нужно улучшить позицию Украины в этом рейтинге почти вдвое – сейчас Украина по объему ВВП занимает по данным Всемирного банка лишь 38 место в мире.   

Как отметил глава Минэкономики, такие результаты могут быть достигнуты только при наличии благоприятного бизнес-климата, что позволит привлечь и сконцентрировать необходимые инвестиции. «Для выполнения стратегической задачи Президента Украины ежегодные объемы инвестиций нужно увеличить в 2 раза. По нашим расчетам, это может дать рост годовых темпов реального ВВП ориентировочно в 4 раза и экспорта - на 11%» , - подчеркнул Игорь Прасолов. 

Однако акцент на улучшении бизнес-климата и на необходимости привлечения инвестиций был сделан и в существующей госпрограмме активизации экономики. Но ситуацию в этой сфере не только не удалось улучшить, более того – по всем экспертным оценкам она продолжает ухудшаться. 

В частности, во время последнего визита в Киев еврокоммисар по вопросам торговли Карел де Гухт был однозначен: по крайней мере, в Евросоюзе никакого улучшения перспектив для инвестиций в Украину не видят. «Бизнес-климат ухудшается и становится более непредсказуемым. Непредсказуемость – это не то, к чему мы стремимся и это ненормально», - подчеркнул еврокомиссар, отметив что конкретные шаги для улучшения бизнес-климата являются важнейшим требованием Евросоюза в экономической плоскости в преддверии возможного подписания Соглашения об ассоциации с ЕС.  

«Никакие госпрограммы не помогут, если не решить базовые вопросы. Для того, чтобы привлечь инвесторов, нужно не столько принимать какие-то решения по части «заманивания» инвестиций, сколько просто элементарно гарантировать самые базовые рыночные институты. По данным Торгово-экономического форума, который проводит ежегодный опрос в Украине, последние несколько лет по уровню защиты прав собственности, особенно, в том что связано с функционированием судебной системы, наша страна стабильно одна из последних в мире. И самой главной проблемой, на которой настаивают все инвесторы, и отечественные и зарубежные, является вопрос судебной системы. Если судебная система в стране не работает беспристрастно, а работает по указке или просто за деньги, то понятно, что защиты права собственности нет никакой. И ни один инвестор на таких условиях вкладывать деньги не будет», - констатирует старший экономист CASE Украина, старший консультант Киевской школы экономики Владимир Дубровский. 

При этом, как украинским, так и иностранным инвесторам, проблемы с защитой права собственности в украинских судах известны. Зачастую иностранные компании пытаются вывести решение спорных с их точки зрения вопросов на межправительственный уровень еще до исчерпания всех возможных процедур по защите своих интересов в украинских судах, инициируя официальные обращения к высшим украинским чиновникам. К примеру, всего несколько дней назад президент Чехии Милош Земан во время визита в Киев передал своему украинскому коллеге перечень проблемных чешских инвестиций в Украину, в отношении которых, по его признанию, возникли «некоторые неприятные обстоятельства».  «На наших предыдущих переговорах мы договорились, что мы передадим вам две страницы, потому что я знаю, что у Президентов нет времени читать больше», - отметил глава Чешской республики. И можно предположить, что пока решать коммерческие споры приходится на уровне президентов, любым масштабным программам правительства по привлечению инвестиций сложно рассчитывать на успех.