У меня такие слуги, что и самому мне страшно
В.Высоцкий
Президент России Владимир Путин весьма неплохой, хотя и далеко не блестящий оратор. Не Лев Давыдович, конечно, но уж никак не хуже Иосифа Виссарионовича. О других вождях и вспоминать, право, не хочется.
4 декабря 2014 г. Путин выступил с добротным, но не выдающимся посланием к Федеральному собранию Российской Федерации. Это далеко не мюнхенская, и не крымская речи. Хотя, возможно, значение этого документа будет не меньшим. Ведь важна не форма, одежда, а смысл. Послание слушали более 2 тыс. представителей высшего истеблишмента сегодняшней России. Речь несколько раз прерывалась аплодисментами.
Стилистику послания лучше всего охарактеризовал М.Бахтин, написавший еще в 1940 году: «Господствующая власть и господствующая правда не видят себя в зеркале времени, поэтому они не видят и своих начал, границ и концов, не видят своего старого и смешного лица, комического характера своих претензий на вечность и неотменность. И представители старой власти и старой правды с самым серьезным видом и в серьезных тонах доигрывают свою роль в то время, как зрители уже давно смеются».
Национальный лидер чрезвычайно серьезно, хоть и несколько устало, уже в который раз подчеркнул злокозненность Запада и его неистребимое уже который год (век) желание разрушить Русь Святую. На этот раз Запад, ведомый США, по словам российского президента, нашел предлог для очередных нападок с помощью погрязшего в заблуждениях несмотря ни на что братского малороссийского народа, изменнически свергшего легитимного правителя. Затем он несколько натужно отметил особую важность Крыма для русской цивилизации. Севастополь был провозглашен сакральным центром, сравнимым по своему значению с Храмовой горой в Иерусалиме. Сложно не согласиться со словами В.Путина: именно на этом полуострове и в этом городе Империя потерпела наиболее унизительные военные поражения в своей 300-летней истории. Воистину Иерусалим по-русски.
Отдельных добрых слов удостоилась вежливая, однако грозная российская армия. На это раз спичрайтеры почему-то забыли о флоте и славных чекистах. Но, вероятно, пробел с Лубянкой будет исправлен уже через две недели, на профессиональном празднике 20 декабря.
Интересен и пассаж о донесении правды до мирового сообщества. Не дорабатывают бойцы пропагандистского фронта, работа требует существенного усиления. Впрочем, их можно понять. Сложно расхваливать платье голого короля.
Характерно также, что кроме США и потерявшей суверенитет Европы, т.е. Запада, в послании российского президента нет ни слова о других крупных странах: ни об Индии, ни о Бразилии и даже великом стратегическом партнере — Китайской народной республике не сказано ничего. Странно это как-то. С Западом В.Путин воюет, но апеллирует только к нему. Есть о чем задуматься внешнеполитическим аналитикам стран БРИКС, и России в том числе.
Затем Владимир Владимирович снял парадный мундир государственника со смазанными сапогами черносотенца и облачился в элегантный фрак либерала. Открытость — миру, амнистия — капиталу, сокращение числа проверок — среднему и мелкому бизнесу, гордость России — компаниям, неостановимый подъем сельского хозяйства под благодатным воздействием враждебных санкций — аграриям, свободные экономические зоны и удвоение объемов дорожного строительства — региональному чиновничеству. Набор месседжей великолепно подходит для разговоров под водочку да под севрюжину с хреном в дорогих московских ресторанах. Небезынтересно отметить, что эта часть выступления была продумана и выписана с любовью и весьма конкретна. Кто там говорит о конце системных либералов?…
С другой стороны, в бочке экономического меда была и ложка дегтя — гневная филиппика о валютных спекулянтах. Что позволяет вновь спекулировать о падении влияния тех же сислибов.
И наконец, правитель вспомнил и о малых мира сего, облачился в толстовку интеллигента, а потом и вовсе в блузу рабочего. Он пообещал им блага доселе невиданные, точнее виданные, но в неуклонно возрастающих объемах. Демография, образование, система социальной помощи — все это было очерчено несколько неконкретно, но весьма занимательно, более того — обнадеживающе.
Все прошло в штатном режиме. Каждый получил свое: патриоты — слова о великой России и посылы об обороноспособности, бизнесмены — царское благоволение и подарки, народ — обещания. Всем спасибо, все довольны. В.Путин в очередной раз продемонстрировал свою внутриполитическую адекватность и способность хотя бы на словах удовлетворять запросы россиян.
Несколько разрушила идиллию чеченская прореха, через которую донеслась грозненская канонада. Там со своим посланием к городу и миру выступили представители ичкерийского сопротивления. Не так важно, какая именно организация на самом деле организовала и осуществила захват грозненского Дома печати и прилегающих зданий. Важно другое — атака вполне удалась. Россияне пропустили хорошо подготовленный удар в одном из самых охраняемых городов страны. Подразделение из десятков бойцов проникло в центр Грозного и развернуло настоящие боевые действия. Впервые за долгие годы Национальный антитеррористический комитет РФ был вынужден ввести режим контртеррористической операции в столице Чечни. Большинство нападавших заплатили своей жизнью за символическое унижение В.Путина и России. Ведущаяся уже не первое десятилетие Кавказская война опять напомнила о себе.
Дерзкий рейд в центр столицы княжества Рамзана отозвался в царстве славного Владимира барражирующими над Ясенево (штаб-квартирой Службы внешней разведки РФ) вертолетами и не только. В очередной раз реальность постучалась в кремлевский терем с пока еще достаточно вежливым напоминанием о хрупкости всего сущего.
Есть ли в окружении российского вождя люди, способные осознать важность грозненского послания? Да. И среди них важнейшая роль принадлежит Евгению Примакову — патриарху российского стратегического сообщества. Старый востоковед в штатском, говорят, вновь весьма вхож в первый кабинет России. Кто как ни он понимает значение политических диверсий? Другое дело, что ответ академика от внешней разведки, скорее всего, будет весьма традиционен: основная причина проблем состоит в усилении подрывной активности США и их европейских вассалов.
Наряду с традиционными инструментами нейтрализации этой угрозы, как то усиление контрразведывательного режима, подавление подрывных элементов, в первую очередь, бандподполья, Россия усилит свою внешнеполитическую активность на азиатском направлении. Несмотря на отсутствие риторических фигур в послании в этот адрес, другой разумной альтернативы у Российской Федерации не осталось. Тем более ситуация в принципе благоприятствует. Москва как сырьевой придаток — желанный младший партнер для Пекина и даже Дели.
Впрочем, дело даже не в этом. В Кремле не видят, точнее не хотят видеть иного.
Самая страшная угроза существующему режиму РФ сегодня — не Запад и даже не Кавказ. Инспирировав конфликт в Донбассе, Кремль разбудил на Востоке Украины силы, которые ненавидят Москву едва ли не больше, чем Киев. Восстание ведь поднято не так против Майдана, как против современности, в какие бы одежды она ни рядилась. Для многих донбасских бойцов, настоящие союзники которых — не чекистские или грушные кураторы, а террористы из ИГИЛ, современная Россия гораздо более ненавистна, чем чужой и враждебный Запад.
Украина для этих сил чужеродна и непонятна, а вот «Россияния» вроде бы своя, хотя и захвачена врагами-глобалистами, читай — евреями и олигархами. Социальный аспект в конфликте не менее, если не более важен, чем этнический. И поэтому для движения В.Путин — временный попутчик, а не настоящий лидер, что бы там ни утверждал полковник И.Гиркин. В конце-то концов, ему, служивому, простительно.
«Русская весна» пока стагнирует в краю шахт и терриконов. Ей нужен оперативный простор. На Лубянке и в Арбатском военном округе думают о степях Украины. Однако рядом необозримые пространства южной России. И там социальная справедливость попирается так же, как и по западную сторону от украинско-российской границы. И там правят бал богатеи, а командуют парадом продажные политики, менты и технологи. Что будет завтра — не знает никто. Ясно одно: привычный нам мир приближается к своему финалу. И это главное содержание декабрьского послания 2014-го.