В современном мире нередки ситуации, когда политические режимы, установленные демократическим путем, в итоге сплошь и рядом отвергают конституционные и моральные ограничения приобретенной власти и лишают граждан фундаментальных и даже элементарных прав. Территория демократии переполнена “фасадными”, “суверенными”, “декоративными” и прочими суррогатными демократиями, представляющими собой немалые угрозы для всего социума.
Сегодня в Украине, к сожалению, слишком хорошо известно, что очагом серьёзных опасностей для общества может стать сформированная им же самим власть. Накопилось немало примеров того, как демократия, мутируя в патодемократию, не препятствовала нелегитимному перераспределению собственности в чьих-то частных интересах вместо облегчения доступа к материальным и духовным благам для большинства населения. Более того, политика и власть могут предопределять такую перестройку социальной сферы, в результате которой возникают и расширяются возможности для социальных потрясений и конфликтов, и даже в определенных ситуациях вызывать их. Украина, к сожалению, убедилась в этом на собственном трагическом опыте.
В Украине возникли новые социальные группы, прослойки, элементы, которые сосредоточили огромные богатства и нацеленные на их последующее всевозможное наращивание, не занимаясь при этом ни производительной, ни другой общественно полезной деятельностью. Появились новые, необычные для части общества отношения: бедные — богатые, успешные — обездоленные и тому подобное. Социальное разграничение, «привычность» бедности сопровождалось появлением социальных групп и их политических разновидностей, заряженных агрессивностью, экстремизмом, ультра-радикализмом, экспансивностью, и готовностью к терроризму как средству решения острых социальных конфликтов.
В Украине политика фактически превратилась в разновидность бизнеса и получение коммерческой выгоды. Убедительный показатель этого– степень социального и имущественного неравенства: основные богатства государства очутились в распоряжении чрезвычайно узкого круга лиц (в массовом общественном сознании укоренилася мысль, что наиболее мощные частные состояния возникли не как результат производственных общественно полезных достижений, длительных, кое-где многолетних, или даже многовековых накоплений, а в результате несправедливого, морально и юридически нелегитимного перераспределения общенародной собственности).
Хотя этот процесс начался еще в период распада так называемого «развитого социализма», современная «элита» резко увеличила бездну между собой и обществом, то есть между двумя основными классами современного украинского общества – богатыми и бедными.
Серьезную угрозу обществу представляет то, что политика (и девальвация понятий «политик», «политика», «оппозиция» во многом вызвана тем, что основным методом привлечения во власть стала так называемая «негативная» селекция, в результате которой в ней оказываются далеко не наилучшие), соискателями и монополистами власти все в большем количестве становятся так называемые «суперанималы», люди, у которых животные, биологические инстинкты определяют их социальное поведение. Это тем более не делает власть, к которой они так стремятся, безопасной для общества. Полностью подтвердилась оценка, прозвучавшая ещё в ХIX веке : «Обеспечьте капиталу 10 % прибыли и он согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживленным, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % процентах он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.» [прим.авт. — данная цитата заимствована К.Марксом из работы «Профессиональные союзы и стачки». Т.Дж. Даннинга( T. J. Dunning), — лондонского деятеля профсоюза печатников того времени ( См. «Капитал», т.1 примечание 250) к п.6 гл.24. К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 23, с. 770.]. Ничем не ограниченная погоня за прибылью приводит к ускоренному развитию так называемой «дисоциальной (социопатической) экономики, в частности, к экономике обслуживания человеческих пороков. Воздействуя на общество. она приводит к деградация общества и личности, т к. развивать и усиливать потребность людей в различного рода удовольствий проще (в том числе порочных), чем развивать гармоничную личность, с иными чем у примитивного человека потребностямиВ силу того, что религия в значительной мере сдерживала массовое, широкое распространение всех мыслимых пороков (конечно, в каком-то объеме они всегда существовали) — теперь при «массовизации» псевдорелигиозных форм личностного и общественного форм поведения и сломе религиозных барьеров на пути «расцвета пороков», последние получают значительный потенциал развития, величина которого прямо зависит от «успехов» конечной прибыли. Материальные потребности нормального (с относительно сбалансированными материальными и духовными потребностями) человека ограничены, а основной объем его нематериальных потребностей удовлетворяется без посредства рынка. Таким образом, по мере неизбежного достижения границ в удовлетворении естественных человеческих потребностей в экономике западного типа все возрастает роль стимулирования искусственных и противоестественных потребностей (это констатация существующих закономерностей, а не рекомендация, не руководство к действию). Это не только наркотики, алкоголь, порно («экономика секса»), но и индустрия принуждающей рекламы, насилия в кино, триллеров и т.д., а также такие «безобидные» рынки, как фармацевтический, рынок спортивных зрелищ и прочих шоу, рынки правовых, особенно адвокатских, а также медицинских услуг, фондовые рынки, среди которых все возрастает доля «сервисно-паразитической экономики». Тесно примыкает сюда незаконный оборот оружия, торговля людьми, индустриально организованная контрабанда, силовое предпринимательство ( в котором главным источником дохода становится организованная сила – частные армии, охранные структуры). Адвокаты заинтересованы в росте преступности, и чем более серьезные преступления – тем лучше. Таким образом, помимо преступников как таковых мы получаем в обществе еще одну прослойку, кровно заинтересованную во всемерном росте преступности, за исключением, может быть, мелкой преступности, не сулящей адвокату больших доходов. Производители продуктов питания, конечно, нисколько не озабочены тем, чтобы пища была «здоровой» и улучшала (не ухудшала хотя бы) физическое и духовное состояние. К сожалению, можно говорить, что не только экономика, но и власть и общество в целом оказались во власти и под контролем социопатов.Среди наиболее деструктивных и деструктивных социопатического инфицирования и интоксикации становится так называемая поп-культура. Из инструмента «люмпен-развлечения» для маргиналов она сегодня превратилась в мощный инструмент информационно-психологического подавления социопатами всего общества. Ее основным содержанием стали зацикленные на алчности и жажде мгновенного обогащения телеигры и телеконкурсы, безголосые и «блеющие» поющие, косноязычные ведущие, физический и моральный «мордобой» как основное средство общественного поведения Современное телевидение, в его социопатической форме – профессиональный продавец ужасов.
Хотя той или иной мере социопатии подвержены большинство телевизионных каналов и выходящих в эфир информационно-политических программ, её апофеозом всё же является наиболее известное ток-шоу, фактически представляющее собой полемику социопатов с психопатами ( и наооборот).
Создание нервозности, нагнетание угроз и страхов, фобизация общественной жизни с целью ввергнуть и удерживать население в состоянии непрерывного, перманентного стресса является определяющим принципом информационной социопатии. Тотальная психопатизация превращает народ (коллективную личность, способную к осознанию, формулировке и защите национальных интересов) в население (скопление индивидов, живущих на одной территории, но занятых исключительно проблемой личного выживания). Высшей жизненной целью выставляется максимализация прибыли. Все больше появляется людей, для которых сумма денег намного важнее способов их получения, и все реже встречается чувство общественной ответственности, нормальное, а не искаженное правосознание. Несамокритичность, повышенная конфликтность, нетерпимость к чужой правде и нежелание знать ее становятся главными признаками поражённого соципатией общества
Справка:
По заслуживающему внимания определению, социопатия — это состояние личности, которое проявляется в игнорировании социальных норм, наличием агрессивности, крайней импульсивности, невозможностью поддерживать нормальные межличностные связи, неумении сопереживать, отсутствием чувства социального стыда, тяготении к обману, лжи, политическому и личностному лицемерию, в патологическом тщеславии. демонстративном сверхизбыточном потреблении.
Вот только одно из описаний социопатического синдрома: «Грандиозное чувство самозначимости; захваченность фантазиями неограниченного успеха, власти; вера в собственную уникальность; потребность в восхищении; чувство привилегированности; эксплуатативность в межличностных отношениях; отсутствие эмпатии; зависть к достижениям других; вызывающее поведение. Сюда же следует добавить опереточное высокомерие и безудержное хвастовство, имеющее мало общего с реальностью, истерическую реакцию на критику и характерные приступы ярости по отношению ко всему, что мешает или может помешать реализации собственных целей и планов. Следует признать, что выделение этого типа расстройства личности проводится на основании социальных критериев, основным из которых является неспособность следовать господствующим социальным нормам, жить в согласии с законом и общественными нормами. Политические социопаты равнодушны к общепринятым стандартам. . Самодовольство, безаппеляционная уверенность в своей правоте сочетаются у них с отсутствием критической оценки своих поступков. Любое несогласие, взыскание, критика или замечание расценивается как проявление несправедливости. Социопатам, особенно политическим, действительно трудно принять во внимание точку зрения, отличающуюся от их собственной. Вся их жизнь — это цепь непрерывных конфликтов с общественным порядком. То поведение большинства политических социопатов, которое время от времени попадает в СМИ, как правило, вызывается так называемым комплексом социопатического поведения, в который входят:
бессердечное равнодушие к чувствам других;
грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;
неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении;
крайне низкая толерантность к фрустрациям, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие;
неспособность испытывать чувство стыда и вины ;
привычка быть обязательными только перед собой и необязательность относительно других;
сверхдемонстративное и сверхизбыточное личное потребление
патологическое тщеславие ( погоня за наградами( в особой цене наградное огнестрельное оружие) учёными степенями и званиями, как правило, не заслуженными, и дипломами и всякого рода коммерческих конкурсов типа «Человек ( личность, персона, банкир, меценат и т.д.) года».
Одной из наиболее заметных агентов современной политической социопатии являются так называемые политические фрики. Под « фриком» (англ. — уродец, чудак) в данном случае следует понимать такой вид воздействия на электорат, который сочетает в себе следующие черты:
1) акцент делается на отличие от остальных кандидатов в прямом смысле
(вызывающая внешность, эпатажное поведение, которое расходится с традиционными нормами понимания поведения политиков);
2) позиционирование себя как игрока вне правил;
3) работа с избирателями происходит посредством воздействия на иррациональную сторону восприятия (абсурдные в той или иной степени
и популистские лозунги, их экспрессивное визуальное выражение ;
4) негативные стороны аспекты его поведения, биографии используются
политическим фриком в качестве одной из положительных сторон его имиджа, в результате чего критика в его адрес бесполезна и малоэффективна;
5) «фрик» сам становится ярким субъектом критики других кандидатов, благодаря своей необузданности и ультра-экспрессивному поведению;
Главная задача «фрикизации» политики – примитивизация политического сознания, отвлечение общественного внимания от сути происходящего. Именно этим, в первую очередь, объясняются и драки в зале заседаний и вне его, и топтание по нему босиком, и крестьянские вилы в качестве структурного элемента собственного имиджа, и групповое валяние на полу возле трибуны, и натужное поедание земли на виду у телекамер, и регистрация совершенно идиотских с точки зрения здравого смысла законопроектов, и многое-многое другое
Можно ли избавить и личность, и общество от разрушающего воздействия социопатии ? Увы, лечению подвергается приблизительно одна треть всех людей с этим расстройством, однако ни один из методов лечения не является, по-видимому, эффективным. Некоторые возлеполитические общественные объединения и даже крайне малое число правовых актов пытаются заставить политических социопатов откоррегировать своё поведение, однако, как правило, большая часть подобных усилий оказывает чисто внешнее, имитационное воздействие и незначительное влияние на политических социопатов.
Реальную угрозу для национальной безопасности представляет то, что социопатов особенно притягивает власть и особенно опасно, что больше всегда социопатов оказывается в ней в эпоху социальных и политических перемен и общественных кризисов. Весьма часто это псевдо-»харизматические» лидеры, которые выходят на публику с популистскими и, как правило, невыполнимыми лозунгами. И чем больше власти сосредоточено в руках социопатов, тем в большей опасности находятся общество, страна и государство.
В условиях экономики выживания, ставшей сегодня основной формой украинской — макро- и микро- экономики конкуренция идет в основном за госзаказ с последующим распределением цепочки подрядчиков и откатов. То ест , несмотря на все произошедшие реформы, в стране вновь воспроизводится традиционный исторический, и казалось бы, упразднённый тип раздаточной экономики В результате индивидуальная рыночная активность граждан , как правило, не получает удовлетворительного вознаграждения и приводит к усилению разочарований в переменах, поскольку источниками богатства становится прежде всего доступ к монопольным и рентным доходам и административному ресурсу. В частности, это могут быть, например, попытки перераспределения ресурсных потоков( ручейков) или лоббирования повышенной доли ренты из консолидированного федерального бюджета. В качестве подобных лоббистов манипулируемое политическими социопатами население ошибочно воспринимает собственных депутатов, якобы своих губернаторов и мэров, будто бы способных принести в регионы крупные инвестиционные проекты с участием государства, но делающих вид, что только они способны повысить уровень ренты своих избирателей или привлечь извне на свою территорию для освоения дополнительные бюджетные средства. На самом же деле главной задачей социопатических элит становится изъятие и концентрация общественных ресурсов с их последующим. Это способствует все новым виткам разрастания контролирующей все и вся социопатической бюрократии, для которой бессмысленные контрольные полномочия являются способом обоснования собственного социального статуса и проистекающего из него доступа к деньгам и власти
Таким образом, в исполнении социопатов политика приобретает форму соципатополитики.
Социопатолитика это скрытое, устойчиое, целенаправленоея влияние на власть со стороны её бенифициаров и приватизаторов с целью реализации своих приватных личных интересов, противоречащих национальным интересам. Главные цели соципатополитики — власть, ее обретение, использование и удержание, а также влиятельные позиции, связанные с распределением ресурсов и удовлетворением индивидуальных потребностей и амбици её модераторов.
За внешним безумием современной истории стоит, на самом деле, безумие социопатов, борющихся за свои интересы. И в то время, как их добыча подвергается всё большей угрозе, в том числе, и со стороны других социопатов, они становятся всё более отчаянными в попытках удержать её. Возрастающая концентрация социопатов на всех уровнях власти неминуемо ведет к патократии — системе, при которой социально и психически ненормальное меньшинство получает власть над различными институтами управления и даже над всем обществом.
В этом плане весьма показательно стихотворение знаменитого польского поэта Юлиана Тувима «Простому человеку». опубликованное ещё в 1929 году :
Когда опять листки, плакаты Расклеят по столбам заборным, И слово «Граждане, солдаты!» В глаза ударит шрифтом чёрным, И вновь щенок придурковатый Поверит их призывам вздорным, Что нужно вновь идти и биться, Жечь, грабить, рушить, навалиться; Когда по старому шаблону Писаки взвоют истерически, Когда оглохнут все от звона О «вечном праве историческом», О славе, рубежах и датах, О полководцах и солдатах, О пращурах и о знамёнах; Когда прелаты и раввины Опять восславят карабины, Веля во имя божьей славы Карать врагов своей державы; Когда наглеющие хамы Газетные заполнят строчки И побегут стадами дамы Дарить «солдатикам» цветочки, — Знай, мой дружище неучёный, Знай, почему попал в солдаты: Забили в колокол стозвонный Цари и толстые магнаты! Знай, если эта вражья сила На бой зовет в порыве яром, То значит где-то нефть забила, Запахло где-нибудь доллАром, В каких-то кассах дело плохо, В каких-то банках пахнет крахом Или какой-нибудь пройдоха Сырьё забрал единым махом. За их дела не стоит биться! Ткни в землю штык — и будь таков! И от столицы до столицы Кричи, что крови не пролиться! Паны! Ищите дураков!»
Социопатия очень вирулентна. Можно ли противостоять инфицированию ею общественной психики и морали? В масс-политологии ошибочно считается, что каждый народ имееет ту власть, которую он заслуживает. На самом же деле , правит то правительство, на которое народ соглашается. Социопатия не болезнь и медикаментозных средств её нейтрализации не существует, хотя определённую эффективность могут обеспечить административно-правовые, информационные, религиозные, профилактические меры. Безусловная, безоговорочная отмена неприкосновенности для всего депутатского корпуса, ограничение сроков пребывания в нём одной каденцией. санация общественного мнения, активизация правового и гражданского общества, подлинная, а создание не декларируемой, а реальной независимости СМИ от паразитарного капитала ( их реприватизация и одновременно разгосударствление, запрет на все виды политической рекламы) – минимальные начальные шаги для нейтрализации мутационного воздействия социопатии.