Как известно было советским школьникам, в жизни всегда есть место подвигу. И это чистая правда. Место подвигу имеется даже в мире украинского бизнеса. К молодой женщине, матери двоих детей, хозяйке крупного научно-производственного предприятия, в её рабочий кабинет является бандит при галстуке. С ним — 19 головорезов, снявших охрану на всех подступах. Почему-то не 18 и не 20, а именно 19. У бандита не считано всяких бизнесов и отец при большой власти. При о-о-очень большой власти. Без лишних слов он предлагает женщине 30% в её бизнесе. 70% достанутся, естественно, ему.

Употреблялись, понятно, такие слова, как слияние и поглощение.

— Пошёл на…

— Куда?!

— Куда слышал.

— У вас двое детей.

— Ничего. Новых рожу.

—Ну, смотрите.

Это было почти год назад. Ни второго визита, ни каких-либо мер со стороны как бандита, так и его отца пока не последовало. Женщина не заявила ни в СБУ, ни в МВД, ничего, кажется, не рассказала даже партнёрам-американцам, продолжает делать своё дело. На что она рассчитывала? И вот здесь — первый и главный ответ на вопрос, почему такие личности побеждают, не всегда, но довольно часто. Не рассчитывала ни на что. Просто это такой характер, такая натура, говорят все, кто её знает: от первой школьной учительницы до нынешних замов. Её будут жечь на костре — она будет твердить своё «Пошёл на…». Она, между прочим, доктор наук, профессор, знает языки (в отличие от бандитского папаши, толком не знающего ни одного).

Во время первой русско-чеченской войны автору пришлось видеть в деле обе стороны. Блок-пост перед Грозным. Тебя с твоей машиной без взятки не пропустят, дай хоть пачку сигарет. Вслед за тобой на пост въезжает «Нива» с вооружёнными чеченцами. Из окна торчит гранатомёт. Эту машину пропускают, не остановив. Почему? Потому что в ней люди, готовые умереть в любую минуту. Тюменский солдатик-призывник не готов, его товарищи по оружию на этом посту, включая лейтенанта, — тоже.

Готовый умереть человек непобедим. Это знают американцы из фильмов про нравы Дикого Запада.

Вторая причина — из области предположений. Бизнес нашей героини зиждется на высочайших технологиях. В нём заняты специалисты мирового уровня. Они реально незаменимы. С бандитом они работать не стали бы — все оказались бы за океаном. С ними можно только договориться, причём, по-человечески, но для этого надо знать хотя бы один из человеческих языков. Не случайно и в Украине, и в России спокойнее всех чувствуют себя наукоёмкие бизнесы.

Потому-то воротилы из налётчиков и напёрсточников, в свою очередь, предпочитают всё, что попроще, из первых времён индустриализации: горное дело, строительное, металлургия, грузоперевозки.

Третья причина — партнёрство с американцами. Они простодушны, доверчивы, уступчивы, но — до поры до времени. Если злоупотребить их терпением, над вашей башкой может появиться беспилотник с высокоточным оружием. В данном случае роль беспилотника мог бы сыграть комплекс оперативных мероприятий, в результате которых один бывший украинский премьер-министр уже постигает американский тюремный язык.

Готовый умереть человек — да, непобедим. Но таких мало вообще, а в бизнесе почти не бывает. Бизнес требует других качеств, первое из них называется по-научному комбинаторными способностями. Население, желающее хорошо жить, должно не находить таких людей — они сами находятся, а защищать их от бандитов с их папашами — как речистыми, так и косноязычными, как в данном случае. Тогда оно станет народом. Судя по всему, ожидать этого не приходится. Уповать остаётся на высокие технологии и таки на них, на американцев, на глобализацию, в которой они задают тон.