На прошлой неделе наше государство сделало небольшой шаг навстречу своим гражданам, а именно тем из них, кто взял или намерен взять кредит в банке. Конституционный суд (КС) вынес решение распространить нормы Закона «О защите прав потребителей» на заёмщиков не только на стадии заключения кредитного договора, но и во время его выполнения.
Раньше суды при рассмотрении тяжб между банками и их клиентами, как правило, выносили решения в пользу первых, поскольку отношения считались договорными. Но теперь ситуация может кардинально измениться: постановление КС даёт клиенту банка весомый юридический аргумент для защиты своих прав.
За время юридической практики в нашей общественной организации мне приходилось сталкиваться с тысячами случаев нарушения банками прав потребителей. Например, по закону вы не обязаны платить кредитору какие-либо сборы или проценты, если они не были прописаны в договоре. Но на самом деле в большинстве случаев указанная в договоре процентная ставка куда меньше реальной, которую платит заёмщик.
При получении кредита важно знать, что вы имеете право в течение 14 дней отозвать своё согласие на заключение договора с банком без объяснения причин. Этим правом можно воспользоваться в случае, например, навязывания банком кредитной карты для выполнения каких-либо операций.
Известно немало случаев, когда банки угрожали заёмщику тюрьмой за неуплату долга, хотя по закону нет уголовного наказания за нарушение долговых обязательств. Теперь клиент может подать на банк в суд за неправдивую информацию о последствиях неуплаты кредита.
Кроме того, могут быть оспорены и другие незаконные и несправедливые действия банков. Например, довольно часто финучреждения обращаются к заёмщикам с требованием погасить якобы возникшую задолженность по кредиту, который человек брал (и, возможно, погасил) 5 лет назад. Теперь по закону о защите прав потребителей банкам запрещено требовать возвращения потребительского кредита, срок давности которого истёк.
Есть у некоторых банков ещё и дурная привычка без согласия клиента и решения суда забирать заложенные автомобили или другое имущество до погашения клиентом просроченного долга. Но по закону банк и на это не имеет никакого права.
Более того, вы сами можете подать в суд, если финучреждение во время переписки с вами отмечает на почтовых конвертах, что письмо касается неуплаты долга. Точно так же нужно действовать, если банк без вашего согласия обратится за информацией о вашей платёжеспособности к вашим родственникам, работодателям или деловым партнёрам. Закон фактически запрещает передавать информацию о заёмщике коллекторам.
Нечестной предпринимательской практикой считается увеличение банком процентной ставки по кредиту, требование досрочного погашения задолженности или отказ банка от замены валюты кредита на гривну.
Конечно, недавнее решение КС не решит всех проблем потребителей финансовых услуг. Ведь в суде можно добиться лишь возврата излишне уплаченных средств на обслуживание кредита, а не изменения условий кредитного договора в пользу заёмщика. Но процесс, запущенный решением Конституционного суда, итогом которого станут решения в пользу заёмщиков, а не банков, является шагом к восстановлению справедливости.
После кризиса 2008 года положение заёмщиков банков постоянно ухудшалось, поскольку финансовые учреждения не останавливались ни перед чем, пытаясь вернуть за их счёт свои утраченные прибыли. Теперь же тысячи обиженных клиентов получили шанс добиться от обидчика компенсации убытков. Но для этого людям нужно перестать быть бесправными жертвами незаконных практик, а осознать свои права и решать проблемы цивилизованным путём.