Спасибо, Виктор Федорович, теперь я вам верю. Вы пообещали стране, что будете отдавать под суд коррупционеров, невзирая на лица и партийный билет, — так и действуете. Честь вам и хвала! Следуя примеру, начали действовать и ваши подчиненные.
Действие первое (предупредительно-профилактическое). Вы как Верховный главнокомандующий, может, о том и не знаете, но ваши подчиненные в армии уже приняли антикоррупционную присягу. И даже скрепили ее подписью. Факты в студию? Командующий Воздушных сил генерал-полковник Сергей Онищенко в октябре с.г. отбил подчиненным войскам телеграмму, в которой потребовал от всех военнослужащих неукоснительно соблюдать требования антикоррупционного законодательства, а кроме того — каждому написать на имя командира (начальника) рапорт: «Мне, капитану Петренко, доведены законы про коррупцию. Обязуюсь неукоснительно выполнять требования антикоррупционного законодательства, немедленно докладывать своему командиру (начальнику) о коррупционных нарушениях». Думалось, что после такой присяги с коррупцией в армии покончено навсегда. Ан нет…
А потому, действие второе (карательно-назидательное). Отчитался о нем начальник Военной службы правопорядка Вооруженных сил генерал-майор Федор Макавчук (неделю назад вы его произвели в генерал-лейтенанты). Так вот, за подписью генерала Макавчука в войска полетела телеграмма, в которой изложены вскрытые факты коррупции в армии.
Приведу три выдержки с антикоррупционной доски позора, датированные 2 ноября 2011 г.
— Винница. Старшим помощником военного прокурора гарнизона составлен протокол об административном коррупционном правонарушении старшего сержанта-контрактника К., который на территории парка воинской частизанимался реализацией пирожков домашней выпечки. Материалы направлены в суд.
— Донецк. Офицером по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Военной службы правопорядка составлен протокол об административном коррупционном правонарушении прапорщика Г., который, находясь в очередном отпуске, выполнял работы по ремонту автотранспорта на СТО и получил награду в сумме 100 гривен. Материалы направлены в суд.
— Севастополь. Начальником отделения по борьбе с коррупцией Севастопольского отдела Военной службы правопорядка составлен протокол об административном коррупционном правонарушении сержанта-контрактника Г., который на собственном автомобиле осуществил платную пассажирскую перевозку за 30 гривен без документов разрешительного характера. Материалы направлены в суд.
Впечатляет, правда, Виктор Федорович?!
Какая бескомпромиссная борьба с «вопиющими» проявлениями коррупции, wow! Читатель, наверное, тоже смахнул слезу умиления и благодарности вам лично.
Как и я, многократно излагавший на страницах ZN.UA преступные схемы высоких чинов Минобороны, стоимостью в сотни миллионов гривен, т.е. в особо крупных размерах. Наблюдая, как дела о «пирожковых коррупционерах» моментально передаются в суд, а коррупционеров из высоких кресел совсем даже не спешат пересадить на нары.
Если вы не возражаете, продолжу (освежу) разговор о коррупции «сливочной», а не «пирожковой».
Действие третье: Как отремонтировать зенитно-ракетный комплекс за один день и быстренько освоить 24,5 миллиона гривен
16 ноября 2010 года вышеупомянутый генерал Онищенко подписал с госпредприятием «Укроборонсервис» договор №70/10 (имеется в редакции) на ремонт и продолжение срока службы зенитно-ракетного комплекса С-300. Комплекс один из сложнейших в нашей армии, в своем составе имеет до четырех пусковых установок и 48 ракет. Дело серьезное и для поддержания боеготовности армии — очень нужное. Если бы не одно но...
Как оказалось, акт приема-передачи изделия из ремонта был подписан буквально на следующий день, 17 ноября 2010 года. Проверка комплекса и отдельных его систем, разборка, ремонт, замена блоков, сборка, опять проверка, контроль военными приемщиками, фиксация параметров, оформление документации — весь технологический цикл за сутки! Классные у нас специалисты, правда? Да и ценят свою работу тоже неплохо — 24,5 миллиона из бюджета за сутки, не всем так жить…
А если, кроме очевидных финансовых махинаций, проверить, имеет ли предприятие «Укроборонсервис» полный комплект конструкторско-технологической и ремонтной документации, чтобы вообще претендовать на право ремонта и продления срока службы комплекса С-300, который производили не в Украине? Кто гарантирует, что не повторятся трагедии с гибелью людей, как это было в Броварах и над Черным морем? Генерал Онищенко, начальник Генштаба Педченко, министр обороны Ежель? Неужели вы, как главковерх?
Добавлю, договор №70/10 по ряду позиций противоречит действующему законодательству — постановлениям Кабмина и приказам Минобороны. Как и другой договор, за №82/11 от 25.07.2010 г., пописанный тем же генералом Онищенко с тем же предприятием «Укроборонсервис» на ремонт еще одного комплекса С-300. В целом на проведение таких ремонтных работ по двум комплексам С-300 потрачено более 50 миллионов гривен из бюджета армии.
Подобные злоупотребления и правонарушения не единичны в ведомстве Михаила Ежеля. Здесь давно не празднуют ни закон о госзакупках, ни постановления Кабмина. К примеру, вообще без всяких тендеров произвели ремонт техники на сумму более 24 миллионов гривен!
При всей лояльности к Минобороны Генпрокуратура не смогла закрыть глаза на явные нарушения закона, о чем предупредила министра Ежеля в своем представлении №10/2-31151-11 от 30.09.2011 года (текст на сайте). Заместитель генерального прокурора Анатолий Пришко отмечает, что несоблюдение военным ведомством законодательства в сфере госзакупок «негативно влияет на обеспечение обороноспособности государства». Это уже другая, более серьезная статья Уголовного кодекса.
Действие четвертое: Как украсть миллион на ремонте фрегата
В составе Военно-морских сил Украины один фрегат «Гетьман Сагайдачний». Но и с ним не сладилось, хотя министр обороны Ежель — в прошлом военный моряк, адмирал.
В конце минувшего года Кабмин изыскал резервы и выделил из бюджета на ремонт фрегата 11,8 миллиона гривен. Минобороны провело торги, подписало семь договоров на ремонт, в основном с частными предприятиями. Срок исполнения истек 1 июня 2011 года. Но на сегодняшний день, спустя полгода, фрегата в боевом строю нет. Работы выполнены лишь по четырем договорам, на общую сумму 4 млн. гривен. Вопрос: где гуляет вдвое большая сумма бюджетных средств? Второй вопрос: если фрегат месяцами-годами бесцельно стоит на привязи у причала, так, может, он вообще армии не нужен?
Командование Военно-морских сил считает, что нужен. А потому решило побороться — уж если не за боеспособный фрегат, то хотя бы за деньги, которые частные компании должны вернуть на счета Минобороны. После неоднократных напоминаний частные (это важно) предприятия ЧП «Остов» и ОАО «Утес» подписали договоры (внимание!) с государственным предприятием «Прогресс» на импортную поставку двигателей М849 с завода-производителя ОАО «Звезда» в России! Сложная схема? Это кому как. Если бы министр-адмирал Ежель действительно хотел быстро отремонтировать фрегат, то он знает, кто и в какой стране производит двигатели, и тогда работал бы напрямую с госпредприятием «Прогресс», имеющим право закупать военную технику за рубежом. А если кто-то хочет заработать, вот тогда и возникают многоступенчатые схемы с предприятиями-прокладками. К слову, сумма штрафных санкций за срыв заказа Минобороны уже должна превысить миллион гривен, но тех, кто в теме и в доле, это не волнует. И в отчетах генерала Макавчука о борьбе с «пирожковой коррупцией» таких фактов вы не найдете.
Действие пятое: Как пилят бюджетные деньги на закупке томографа
Масштабная коррупционная афера в сфере закупок медицинского оборудования для Минобороны детально описана в статье «Хроники армии» (ZN.UA №13, 8 апреля 2011 г.).
Напомню, в конце 2010 года военное ведомство провело торги по закупке медоборудования на 71 миллион гривен. Почти половина этой суммы досталась по предоплате ООО «Эмансис», которое было определено поставщиком оборудования, в т.ч. томографа LightSpeed VCT, за который чиновники Минобороны умудрились переплатить «Эмансису» почти 4,5 млн. гривен бюджетных средств.
На удивление, сотрудники СБУ в начале лета текущего года быстро вскрыли схему контрабандного ввоза томографа, который предназначался Минобороны. Как оказалось, в документах указано, что ввозится не сам томограф, а…запасные части к нему. СБУ возбудила уголовное дело и приобщила контрабандный груз в качестве вещдока, опечатав все ящики, в которых в страну завезли комплектующие томографа. Санкция контрабандной статьи предполагает конфискацию предмета контрабанды в доход государства. Соответственно, фирма-поставщик должна была вернуть Минобороны предоплату за томограф в полном объеме. Но этого не случилось. По странному стечению обстоятельств СБУ передала опечатанные ящики в Минобороны. А военное ведомство спокойно приняло их на баланс, даже не вскрывая ящики и не описывая то, что находится внутри, руководствуясь лишь данными СБУ. Военные медики составили акт приема-передачи и приняли от СБУ запакованные ящики, которые по сей день так и остаются вещественными доказательствами по уголовному делу. После получения ящиков начальник Военно-медицинского департамента Минобороны Рафик Камалов вместе с подчиненным ему руководителем финансово-экономического отдела Сергеем Волосюком 1 ноября 2011 года сконструировали правильный отчет о выполнении ООО «Эмансис» своих обязательств по договору о поставке томографа (копия отчета), на основании которого задолженность коммерческой структуры перед Минобороны…была списана.
Итог? ООО «Эмансис» уже никому ничего не должно; крайне нужный для лечения военных томограф — не собран, не запущен, не взят на гарантию; а уголовное дело по контрабанде если и завершится приговором, то денежки из бюджета уже плакали. Картина маслом.
«Эмансис» и еще десяток подобных фирм, поставляющих медоборудование по всей Украине, прочно связаны между собой учредительством и созданием практически безукоризненной схемы выигрыша любого тендера. Посему следует ожидать, что 85 миллионов бюджетных средств, выделенных в 2011 году на закупки медоборудования для армейских госпиталей, будут так же успешно освоены компанией и ее клонами с помощью заинтересованных чиновников Минобороны. Не сомневаюсь, что стоимость поставляемого оборудования будет завышена не по-детски. Об этом уже свидетельствует возмущенное письмо луганчан, получивших из тех же рук томограф на 40% дороже его реальной стоимости.
Действие шестое (перманентное): А Ежель слушает — да ест
Злоупотребления в организации питания военнослужащих я детально описал в статье «Ежель в тумане» (ZN.UA, №6, 18 февраля 2011 г.). С того времени мало что изменилось. Могу посочувствовать Николаю Азарову: он вынужден разгребать эту тему, не будучи в доле, с первых дней пребывания на посту премьера.
А тут еще свежее поручение президента №020/59895-01 от 12 октября 2011 года, коим Азарову предписано лично проинформировать Януковича относительно поддержки предложений министра Ежеля по организации питания солдат (текст письма министра обороны).
В своем письме президенту министр обороны просит гаранта позволить ему, Ежелю… нарушить украинское законодательство. Убеждает в том, что правильно организовать питание солдат он не может из-за неправильного Закона «О проведении государственных закупок». Просит разрешить ему делать коммерсантам предоплату. Обойти упомянутый закон предлагает путем внесения изменений в другой закон, о бюджете-2012. Красота!
При Ежеле в Минобороны сложилась устойчивая практика генерирования конфликтов и их скандального разрешения. Вначале ситуацию с кормежкой солдат доводят до критической точки: перебои в питании, рыбные консервы вместо полноценного рациона, жены офицеров, пекущие хлеб солдатам, публичные скандалы и суды, заполняющие телеэфир. Потом, дабы погасить скандал, Ежель аврально задействует всех — президента, Кабмин и Верховную Раду, перекладывая на других ответственность за собственную халатность и личный интерес. Как это было в прошлом году, читатели знают из моих публикаций.
Понятно, почему Ежель не хочет менять участников рынка питания солдат. Могут возникнуть проблемы с организацией схемы откатов. Новые поставщики могут не захотеть работать на таких же условиях. Информация о том, кто и сколько «кушал» из солдатского котла, в лицах и суммах, может попасть не тому адресату. Рисков много…
По разным причинам, но очередной финт по доведению ситуации с питанием солдат до кризиса пока не принес Ежелю успеха. Кабмин на своем заседании инициативу министра, предлагавшего законом обойти закон, дабы оставить нынешних поставщиков питания, — отклонил, причем в нелицеприятной для Ежеля форме.
С жесткой критикой выступил Андрей Клюев: он обвинил Ежеля в сознательном срыве питания военнослужащих, неспособности усвоить нормы закона о госзакупках и научить подчиненных, как эти закупки проводить. Клюева поддержал Сергей Тигипко: ему тоже непонятно, почему из всех ведомств лишь Минобороны не в состоянии проводить закупки в сроки, предписанные законом.
Ежель пытался перевести стрелки на Антимонопольный комитет, который якобы блокирует его тендеры. Реакция Василия Цушко была нелицеприятной для министра обороны: по информации СБУ, заблокировавшая предыдущие торги «левая» фирма имеет прямое отношение к руководству тендерного комитета Минобороны.
Добил Ежеля заместитель генерального прокурора Виктор Занфиров. Он заявил членам правительства, что в законопроект Ежеля заложена коррупционная схема.
Точку в обсуждении поставил Азаров: вопрос с баней решен — бани не будет!
Но министр-адмирал — твердый орешек, а питание солдат измеряется сотнями миллионов. Потому не удивительно, что законопроект, написанный Ежелем и отклоненный Кабмином, тем не менее, зарегистрирован в Раде. Депутатом от Партии регионов Олегом Надошей.
По странному стечению обстоятельств вы, Виктор Федорович, в день празднования 20-й годовщины Вооруженных сил Украины отметили, что 2012 год станет годом реформы в армии. Дождались…
А я буду и дальше вам верить, господин президент.