22 марта Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) наложил штраф в размере 150 млн. грн. на сети ОККО, WOG и Shell по итогам рассмотрения дела о росте цен на нефтепродукты в декабре 2010 года.

Решение «наказать обнаруженный картель», объединяющий 14% автозаправок в стране, далось АМКУ нелегко. Причин этому две. Первая — крайне «жидкая», непрозрачная основа дела о декабрьском повышении цен на АЗС. Тогда антимонопольщикам пришлось открывать дело под таким же давлением, под каким принималось и решение по нему. Но существуют факты: мировая цена на бензин А-95 в декабре по сравнению с ноябрем 2010-го увеличилась на 7,5%; аналогичными темпами росли цены внутреннего оптового рынка (7,6%), тогда как розничные цены повысились на 2%. Идентичная динамика — по дизтопливу.
Что касается второй причины, то прослеживалось желание главы АМКУ Василия Цушко отстоять законную независимость, отказавшись от роли комитета как дубинки в руках различных ведомств.
Ключевую роль в процессе сыграло Минэнергоугольпром. Его работники буквально прописались в АМКУ, участвуя в заседаниях по «нефтяному» делу, что вообще-то противозаконно, говорят юристы. На камеру Юрий Бойко заявил, что наказания спекулянтов могут достичь 1 млрд. грн…
Зачем это министру? Дело в том, что резкий и поэтому шокирующий рост цен на топливо в марте во многом обусловлен просчетами Минэнерго. Несмотря на предупреждения экспертов и участников рынка, министерство не увидело опасности в «смешивании» растущих мировых цен, повысившегося с 1 января 2011-го на 50 коп./л акциза на бензин и низких запасов продукта на внутреннем рынке. Адекватная и своевременная оценка ситуации сделала бы процесс объективного роста цен более плавным и не привела бы к отсутствию запасов нефтепродуктов накануне посевной.
Но признавать свою вину и просчеты не принято. Куда проще переложить ответственность на «импортеров», «спекулянтов» и «тяжелое наследие Ю.Тимошенко»…
Вопрос в том, что это изменит? «Вся вина за дальнейший „неожиданный“ рост цен и возможный дефицит нефтепродуктов будет лежать на Минэнергоугля, которое в течение последних месяцев не считает нужным вести равноправный диалог с участниками топливного рынка», — говорится в сообщении Ассоциации операторов нефтерынка.
В день оглашения вердикта АМКУ цены на топливо снова начали расти, в том числе и на станциях «спекулянтов».
А Минэнерго, видимо, осознав всю серьезность ситуации, еще 16 марта направило на рассмотрение заинтересованным министерствам законопроекты о снижении акцизного сбора на бензин и дизтопливо.