В последнее время борьба с фальсифицированными лекарственными средствами в столице, с легкой подачи прессы, практически стала национальной задачей, едва ли не «проблемой номер один» для киевлян. Колоссальные усилия были потрачены на то, чтоб никакое подорожание услуг ЖКХ, никакой снос памятников культуры не волновал нас больше чем призрачный фальсификат. Для этого все газеты пестрели заголовками о том, что треть лекарств в украинских аптеках – подделка, а очередное выявление крупнейших производств поддельных медикаментов становилось резонансным.
«Если хотите жить, не покупайте лекарства в Украине» - убеждало нас СМИ. «Фармацевтическое пиратство - выгоднее наркобизнеса» - вторили им новоиспеченные Интернет-источники. На самом же деле, подделок не так много как пишет пресса, а вот чего действительно много - так это не понимания проблемы. Таким образом, говоря о подделках, киевлянам подсунули «раздутую» проблему. Очевидно, что всякое публично освещаемое наведение порядка – всего лишь набирание политических очков. Впрочем, выборы проходят, информационный поток почти прекратился, а страсти казалось бы улеглись. Возможно до очередных выборов? Вопрос конечно риторический.
Всегда ли фальшивка – фальшивка?
Можно сказать, что «фальсифицированный препарат» – не всегда означает «некачественный». Некоторые медики даже считают, что ряд контрафактных лекарств иногда даже лучше оригинальных по своим целебным свойствам. Так, несколько лет назад был резонансный случай, когда в продаже появилось лекарство для снижения давления у гипертоников, по своей действенности превосходящее аналоги в 2–3,5 раза, а по цене – в 7 раз ниже. Очевидно, что быстро оно стало популярным. Однако очень скоро оказалось, что страна-производитель (Индия) этот препарат не выпускала. Выходило это - фальсификат. Естественно, что его тут же сняли с продажи. Но гипертоники до сих пор спрашивают его в аптеках и поливают грязью чиновников, запретивших этот препарат.
Кроме того, важно различать фальсификацию лекарственного средства и контрафактные лекарства. Если фальсификация — это сознательное изменение рецептуры производства лекарственного средства (например, замена дорогих компонентов более дешевыми, снижение содержания или отсутствие необходимого компонента, нарушение времени и последовательности технологического процесса, занижение степени очистки, некачественные упаковочные материалы и т.д.), то контрафактные лекарства — лекарства, выпускаемые без разрешения патентодержателя (фирмы-разработчика). Что интересно, процент контрафактных лекарств в Украине значительно больше, чем фальсифицированных от общего объема рынка.
Фальсификат лекарственных средств существует в каждой стране
Фальсификат лекарственных средств - с этой проблемой каждый день сталкиваются все страны мира. Вот только говорят об этом везде по-разному. Так, в Беларуси отрицают даже возможность появления фальшивых лекарств, ссылаясь на жесткую систему контроля и санкций. В некоторых странах третьего мира, наоборот, открыто заявляют о 50% фальсификата от общего объема рынка. В США фальсификат лекарственных препаратов достигает 10-20%. В Европе средний уровень присутствия фальсификата 2-5%, и это с учетом повышенного внимания ЕС к этой проблеме.
В текущем году в Украине, по данным Госинспекции по контролю за качеством лекарственных средств Министерства здравоохранения, подделки вместе с некачественными и незарегистрированными лекарствами составляют 1,5—1,8% объема рынка, причем некачественных лекарств – больше. Таким образом, некачественных лекарств больше, чем подделок, вот только политики предпочитают об этом умалчивать. Самое интересное, что специалисты, в отличие от политиков, не могут точно ответить на вопрос, сколько сегодня в Украине фальсификата. Это так же тяжело, как указать точный процент преступности, упуская любые погрешности.
Препараты из глобальной паутины
Отдельной проблемой в фальсификате лекарств стоит покупка и продажа медикаментов через сеть Интернет. Красноречивый пример того, как благое намерение сократить дистанцию «покупатель-товар» превратилось в самую обычную аферу. В прошлом мы наблюдали в основном фальсифицированный товар, произведенный в одной стране и переправленный в другую, где уже другой предприниматель через дистрибьюторскую сеть распространяет товар отдельным покупателям. Вместе с глобализацией и развитием информационных технологий, любому пользователю Интернет, даже не выходя из дома достаточно только подключиться к сети, оформить заказ он-лайн и через пару часов получить любой, даже самый редкий препарат.
Большинство приобретаемых через интернет лекарств – подделки или содержат в себе неустановленные компоненты или же несоответствующие дозировки. Кроме того, самодиагностика может нанести вред здоровью. Даже если вы приобрели препарат, полностью соответствующий всем требованиям, вы не можете самостоятельно учесть все аспекты его взаимодействия с другими лекарственными средствами и продуктами питания, а также предвидеть развитие побочных эффектов.
Это только одна сторона медали, но с другой стороны, разве покупка лекарств через стационарные аптеки не несет тот же риск натолкнутся на подделку?
Генерик генерику рознь
Говоря о фальсификате лекарств, важно понимать, что вопросы взаимозаменяемости лекарственных препаратов — это наиболее конфликтные и сложные вопросы фармацевтического рынка. Взаимоотношения между оригинальными и воспроизведенными препаратами (или так называемыми «генериками») далеко не безоблачны.
Не достаточно вникнув в суть вопроса, многие путают проблему генериков с подделкой лекарств. Так, в Украине зарегистрировано более 14 тысяч лекарственных средств. Из них на рынке почти 90% всех препаратов – это генерики, то есть официальные копии оригинальных препаратов, причем такая ситуация во всем мире. И это объяснимо - генерики стоят дешевле оригинальных лекарств, а ведь именно к удешевлению стоимости лечения стремятся все страны мира. Кроме того, закон разрешает любому производителю начать выпуск копии изобретенного препарата уже через пять лет после того, как оригинал появится на рынке. За границей этот срок больше – 7-10 лет. Это приводит к тому, что на прилавках аптек можно найти 132 различных вариаций противогрибкового препарата флуконазол, 114 цефтриаксона, выпущенных разными заводами, около 30, и это только отечественных, диклофенаков. Очевидно, что производителям, чтобы хоть конкурировать между собой, остается снижать стоимость своего лекарства, а значит и качества таблетки. Как следствие страдает пациент, который о «фармацевтических войнах» зачастую даже не слышал.
Выход из ситуации
Во-первых, нужно понимать, что фальсификат лекарств в различных вариациях был, есть и будет. Но сколько его будет - зависит не только от государственного контроля, но и от ответственного отношения самих потребителей и их информированности. Важно не покупать лекарства с рук, а так же избирательно подходить к покупкам лекарств через сеть Интернет. Увы, но большинство граждан упорно продолжают заниматься самолечением, а при покупке лекарств ориентируются, в первую очередь, только на его стоимость. Этим мы, украинцы, все больше способствуем увеличению всевозможного фальсификата лекарств в Украине.
Во-вторых, логичным шагом является усиление юридической ответственности именно за изготовление фальсификата, а не за распространение такой продукции. Очевидно, что аптекари не всегда могут знать, что именно продают и далеко не все подделки можно определить «на глаз». Поэтому лаборатория, которую хотят сделать в Киеве по выявлению подделок - это очень хороший и правильный шаг. И выделенные на нее бюджетные 20 млн. гривен вселяют надежду, что она появится в ближайшее время. Бывает на практике и так, что некоторым фармацевтическим компаниям легче отказаться от своей некачественной продукции и сказать, что это фальсификат, чем признавать ошибку, принимать ее назад, и утилизировать. Подобных лжезаявлений в Украине, по данным Госинспекции по контролю за качеством лекарственных средств Министерства здравоохранения было уже более десяти.
В-третьих, в борьбе с фальсификатом нужно использовать специальные методы защиты оригинальных упаковок лекарств. Речь идет о применении микронаклеек, радиометок, голограмм и др. И это уже зона ответственности самих производителей и стоимости препарата.
В завершении хочу отметить, что всегда выступал категорически против политизации обсуждения любой насущней проблемы нашей столицы. Особенно не нужно увязывать между собой политику и здоровье людей. Фальсификат лекарственных средств существует в каждой стране, независимо от того, признает ли официальная статистика наличие подделок на фармрынке. Важно не делать «из мухи слона», а объективно смотреть на проблему.