В феврале на взятках попались три судьи, и что показательно, в трех главных городах Украины. Сначала попался «колядник» в Донецке, вымогавший 20 тысяч грн за положительное решение по гражданскому иску. Затем прихватили взяточника во Львове, получившего 400 тыс. грн за освобождение от уголовной статьи. И наконец в Киеве попался судья на сущей мелочи – взятке в $1 тыс., также по гражданскому делу. О причинах явления рассказал Юрий Василенко, бывший судья Апелляционного суда.
– Юрий Александрович, зарплаты у судей довольно высокие…
– Оклад судьи местного суда – около 5,5 тыс. грн, судьи Апелляционного получают около 6,5 тыс грн, а оклад судьи Верховного и Конституционного суда – около 10 тыс. грн. Точнее сказать нельзя, потому что многим полагаются еще и доплаты за выслугу лет, за пребывание на должности, за научную степень, за доступ к гостайне и т. п. Но все равно деньги эти не астрономические.
– А сколько стоит место судьи?
– Смотря какого… По слухам, около $5 тыс. – за место судьи в глухой провинции, и $50 тыс. – за место в одном из районных судов столицы. Расценки за место в Хозяйственном суде – а там решаются самые денежные вопросы – начинаются от $100 тыс. Не зря сейчас множество чиновников пытаются из министерств перейти в судебную систему – там крутятся громадные деньги.
– Кто назначает украинских судей?
– Президент. Но сначала должна «дать добро» квалификационная комиссия, затем высшая квалификационная, затем кто-то в администрации должен рекомендовать президенту утвердить судью.
– Сколько дел рассматривает судья?
– Ну какой-то сельский – десяток дел в месяц. А судья района крупного города – 6–8 в неделю. Я когда-то подсчитал, что за полгода рассмотрел 536 уголовных дел и около 1400 гражданских, не считая административной «мелочи». Естественно, при такой нагрузке судья успевает лишь бегло просмотреть дело. Да и то если захочет. А они не всегда и хотят, предпочитая выносить приговор по звонку начальства или договорившись с адвокатом.
– Кто распределяет дела между судьями?
– Некая компьютерная система, выбор которой якобы нельзя скорректировать. Я в этом сомневаюсь. Слишком часто сильным мира сего попадаются удобные для них судьи. Кстати, отвести судью нельзя – он сам должен это одобрить.
– Есть ли какая-то «такса» взяток? Сколько заплатит «мажор», убивший пешехода?
– От ста долларов до ста тысяч. Четкой «таксы» нет и быть не может. Очень важно, кто обвиняемый – водитель маршрутки или водитель министра, а также есть ли у него связи в суде, как его действия квалифицировали следователи (им тоже можно дать взятку). По слухам, плата за снижение срока исчисляется тысячами долларов, а за оправдательный приговор – десятками и сотнями тысяч. Ну а ста долларов хватит, чтобы поставить бутылку хорошего коньяка, если судья – ваш родственник или знакомый.
– А можно ли надавить на судью, запугать?
– Физически угрожать никто не будет, конечно. Да и зачем? Судья – человек системы, в которую случайные люди не попадают и откуда безжалостно выдавливаются все проявляющие принципиальность. У нас же коррумпировано все – депутаты, исполнительная и судебная власть, прокуратура, силовики...
Судью не обязательно запугивать или подкупать, чтобы он вынес нужное решение. Достаточно звонка. Допустим, крупный бизнесмен застраивает исторический центр. Люди протестуют, дело в суде. А часть квартир в этом доме обещана прокурорам и депутатам. Они «ласково попросят» судью – и решение будет в пользу застройщика. Кстати, многие судьи не обеспечены жильем, и получить квартиру могут только максимально лояльные к власти.
– Как же с этим бороться?
– Суд должен, наконец, стать независимым. Первое: ведающая кадровыми вопросами квалификационная комиссия не должна подчиняться главе Верховного суда, зависимого от президента. Сами судьи должны выбирать ее состав. Членов комиссии нужно освободить от текущих дел, тогда они смогут назначать достойных судей.
Второе: нужно создать независимую дисциплинарную комиссию. Туда нужно включить реально независимых судей на пенсии, прокуроров, правозащитников – чем их будет больше, тем лучше. Такую комиссию не убедишь закрыть глаза на делишки каких-нибудь Зварычей, когда за них заступаются высокие чины.
Третье: создать суд присяжных. Украина более десяти лет не может это сделать, тут мы на уровне Беларуси, Туркменистана, Северной Кореи. Даже Россия и Косово уже ввели суд присяжных. Пока эти шаги не будут сделаны – будем иметь то болото вместо судебной системы, которое пока и имеем.
Кому идут деньги
(кликните на схеме, чтобы увеличить)