Миротворцы ООН на Донбассе? Судя по частым комментариям российских журналистов и дипломатов, в Москве очень даже не против этого. Вот и во время Мюнхенской конференции по вопросам безопасности российский журналист спросил Петра Порошенко о целесообразности ввода миротворцев ООН в Украину.
Киев против такой идеи. «Нам не нужны миротворческие контингенты. Просто закройте границу и отведите иностранные войска», — повторил в Мюнхене позицию Украины Петр Порошенко. Одновременно он обратил внимание на то, что решение о введении «голубых касок» затянется минимум на полгода, и все это время будут гибнуть украинские граждане.
В свою очередь, заместитель официального представителя генсекретаря ООН Фархен Хак заявил на днях: в Совете Безопасности ООН не ведутся дискуссии о миротворческой миссии в Украине. То, что вопрос о направлении миротворцев не обсуждается ни в кулуарах Организации, ни на ее Генассамблее, ни на Совете Безопасности, подтвердил в беседе и постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев: «Нет никакого обсуждения вопроса о введении миротворцев в нашу страну».
Тем не менее, в Кремле не собираются отказываться от этой идеи. И независимо от решений, принятых в Минске, тема миротворцев — под эгидой ООН, ОБСЕ, СНГ или ОДКБ — обречена постоянно появляться в информационном пространстве: конфликт на Донбассе, в существовании которого заинтересованы в Москве, будет периодически выливаться в ожесточенное вооруженное противостояние. А значит — и сопровождаться призывами ввести «голубые каски».
Столь же последовательно Киев будет отказываться от введения миротворческого контингента. Причин такой позиции несколько.
Петр Порошенко прав, когда говорит о том, что может пройти полгода, прежде чем на Востоке появятся миротворцы, а за это время погибнут многие украинские граждане. Украине же нужен мир уже сейчас. При этом стоит помнить, что миротворцы — это барьер, который разъединяет противоборствующие стороны, а не умиротворяет их. Оружие же «голубые каски» могут применять только для защиты себя и мирного населения. И то не всегда эффективно.
По словам Юрия Сергеева, к которому ZN.UA обратилось с просьбой рассказать о процедуре направления «голубых касок», подразделения миротворцев ООН могут быть отправлены Организацией только по инициативе правительства страны, где происходит конфликт. Добро на отправку контингента, его состав, использование и финансирование дает Совет Безопасности ООН. Он же и предоставляет мандат, в соответствии с которым «голубые каски» осуществляют свою миротворческую миссию.
Ооновские же процедуры таковы, что с момента обращения правительства до отбытия миротворцев проходит от полугода до года. ООН, к сожалению, не имеет механизма моментального реагирования на вооруженный конфликт, в отличие от уже разработанной процедуры, применяемой в случае гуманитарной катастрофы.
Столь долгое время отводится ООН для технической подготовки миссии — ее планирования, когда определяется, что нужно и кто нужен, организации и проведения тендеров. И, конечно же, для формирования миротворческого контингента, которое происходит по принципу «кто может». Поэтому вполне возможно, что если будет принято решение о миротворцах на Донбассе, то среди них окажется и российский контингент.
Именно перспективы российского участия в миротворческой миссии ООН на Востоке и вызывают серьезные опасения у Киева. Ведь Россия — непосредственный участник вооруженного конфликта: ее солдаты воюют на Востоке, используя современное российское оружие, а руководство страны оказывает сепаратистам политическую и экономическую поддержку.
В этой ситуации россияне не могут быть беспристрастными миротворцами. Они лишь станут дополнительным фактором узаконивания российской оккупации Донбасса. А если в мандате миротворческой миссии будет прописан и охрана границ, то Киев может забыть о том, чтобы перекрыть поставки оружия боевикам.
И ситуацию не изменит даже возможное участие в контингенте белорусов и казахов. Ведь Беларусь и Казахстан — члены ОДКБ, где главную скрипку играет Россия.
Подобные опасения существуют не только у украинцев. Спикер польского сейма Радослав Сикорский еще прошлым летом заявил, что никто не поверит в миротворческую миссию России в Украине, «несмотря на то, какого цвета будут российские танки».
Опять же, история всех миротворческих операций показывает: появление миротворческого контингента в зоне конфликта — это, как правило, его замораживание, а не разрешение.
Участие же России в миротворческих операциях в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии привело к тому, что российское военное присутствие было легализировано в Молдове и Грузии, конфликты оказались заморожены, а центральные власти утратили контроль над этой территорией. В общем, появление миротворцев станет еще одной дополнительной скрепой, позволяющей России удержать оккупированные территории под своим контролем. Нужно ли это украинцам?
Зато неудивительно, что представители «народных республик» с готовностью реагируют на разговоры о вводе миротворцев под эгидой ООН или ОДКБ. (Ранее сепаратисты уже неоднократно призывали Россию ввести своих миротворцев на территорию Донбасса.) В Киеве же опасаются реализации на Востоке абхазского сценария «миротворческой» операции России.
Напомним, что в 1993 г. Организация Объединенных Наций и Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (предшественник ОБСЕ) согласились, что функции по международному руководству в конфликте в Абхазии должна принять на себя ООН, тогда как в Южной Осетии оно должно отойти к СБСЕ. В том же году была создана Миссия ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ). С 23 июня 1994 г. на территории Абхазии находились миротворческие силы СНГ. Фактически это были те же российские подразделения ВДВ, дислоцировавшиеся здесь ранее.
«Россия сумела склонить постоянных членов Совета Безопасности ООН в пользу присутствия миротворческих сил СНГ, полностью состоящих из российских военнослужащих. ООН же до последнего дня играла роль наблюдателя за прекращением огня», — пояснил Юрий Сергеев.
Причина такого решения заключалась в нежелании членов СБ ООН оспаривать прерогативы России, изъявившей желание принять на себя ведущую роль в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве. Свою роль сыграло и то, что в СБ ООН возникли разногласия по поводу того, каким должен быть мандат контингента ООН.
Долгое время в ООН считали, что «взаимодействие между ООН и СНГ в деле поддержания мира в Грузии — яркий пример решения проблем безопасности совместными усилиями ООН и региональных организаций». Но «миротворчество» России привело в 2008 г. к российско-грузинской войне и признанию Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. «Такое «взаимодействие» недопустимо в нашем случае», — считает Юрий Сергеев.
Кроме того, при введении миротворцев Киев теряет возможность проведения любой военной операции по восстановлению контроля центральной власти над территориями, контролируемыми сепаратистами и российской армией. Ведь в таком случае это приведет к обострению отношений Украины с ООН и международным сообществом, в глазах которого украинская сторона будет выглядеть виновницей в эскалации конфликта. А вот сепаратисты и Москва сохраняют полную возможность возобновить боевые действия в любой удобный для них момент.
Вот почему, хотя ввод миротворческого контингента и является одним из способов прекратить насилие на Востоке, в Киеве выступают против ввода миротворцев.