Безопасность скромного по киевским меркам двухтысячного «майдана» берегли несколько сот правоохранителей, но самооборона не ставит им это в заслугу. Как правило, милиция в городе сохраняет нейтралитет, не вмешиваясь в столкновения сторонников федерализации и единой Украины. «Мы просто лучше организовались в этот раз, договорились с ультрас и совместно усилили охрану. Да и локацию сменили – очень удачно переместились на площадь Конституции, здесь такое место, что сложно подступиться незамеченными», - говорит Вячеслав, активист Самообороны Харькова, который стоит возле Монумента Независимости в каске и балаклаве.
Горожане очень напуганы. Тех, кто поддерживает идеи целостности страны, гораздо больше, чем тех, кто выходит на площадь. Проблема города – в большом количестве безразличных людей.
«Процентов 60 харьковчан сохраняют нейтралитет, им все равно, они не верят ни красным, ни желто-голубым, никому. А те, кто ходил на площадь эти 5 месяцев - они и будут ходить», - констатирует Виктория Шведун, экономист, постоянная участница местного Евромайдана. Проукраинские харьковчане настроены на долгую борьбу и готовы выходить даже несколько лет подряд, чтобы поломать систему.
Глазами страха
Накануне митинга участники движения «Автомайдан Харьков» вместе с киевскими коллегами двумя десятками машин проехались автопробегом по улицам города, LB.ua присоединился к этому мероприятию. К месту встречи – стоянке около супермаркета в одном из спальных районов - автомобилисты подтягивались без опознавательных знаков, по одному, соблюдая предосторожность. Только на месте сбора украсили машины украинскими флагами, которые и сняли там же после пробега, прежде чем разъехаться по домам. Ехать в центр города колонной с флагами и музыкой автомайдановцы осмелились лишь в сопровождении ГАИ на следующий день.
Опасения харьковчан небезосновательны. С 15 марта в городе не проходило ни одного митинга без провокаций и избиения людей: продолжая отстаивать свои права на площади, они берут с собой зеленку, бинты и другие медикаменты, готовясь к худшему. За национальные флажки под стеклом автомобили бьют цепями по капоту, а то и поджигают.
«У нас «ментовской» город, и в последние три года это все равно что бандитский», - замечает харьковчанин Виктор, спешащий мимо памятника Ленину на работу. Объявленный в розыск Евгений Жилин, лидер харьковской организации «Оплот», берущей на себя ответственность за многие силовые провокации в городе – УБОПовец на пенсии. Считается, что костяк организации составляют его бывшие коллеги, которые как никто другой умеют нападать, бить и стрелять. Они-то и составляют основную угрозу общественному спокойствию. Последний пример - после того, как одна из машин столичного «Автомайдана» проехалась с патриотической музыкой и флагами по городу (на нее экипаж смотрели, как на камикадзе), к гостинице, где остановились киевляне, подошли представители «Оплота» и пригрозили, что в случае повторения этого «демарша» забросают здание коктейлями Молотова.
Даже без музыки пробег 22 апреля действительно удался - лишь в одно авто во время остановки на светофоре недоброжелатель запустил яйцом. «Яйца – это прекрасно, - искренне радуется Павел, один из водителей-активистов. – Ведь не побили никого!».
На самом деле, полуторачасовый автопробег, самый масштабный за эти месяцы, показал, что очень много харьковчан – за Украину: при виде желто-голубой колонны прохожие, в основном, улыбались, показывали большой палец и знак «Victory», махали в след. Встречный транспорт сигналил в поддержку – даже некоторые муниципальные троллейбусы и автобусы. Только единичные недоброжелатели крутили пальцем у виска.
Игры власти
Утром 23 апреля матери арестованных захватчиков ХОГА (их более шести десятков) и сочувствующие проводили митинг у здания городского совета, пытаясь не пустить на работу городского голову Геннадия Кернеса. Требовали освободить задержанных сепаратистов, провести референдум об отделении региона. Тонко чувствуя настроения горожан, Кернес играет на них – сейчас ему выгодно поддерживать единую страну, потому, в противовес возмущенным родителям, для демонстрации своей силы он вывел около сотни крепких мужчин с украинскими флагами. Говорят, у действующего мэра все еще неплохие шансы удержать кресло после выборов: альтернативного кандидата, способного объединить город, просто нет.
«Кернес разочаровал. Я думала, он за народ, а он только свой бизнес защищает», - сетует пожилая харьковчанка с георгиевской ленточкой, одна из оставшихся около горсовета «идейных». Матери быстро разошлись, лишь несколько групп харьковчан после окончания митинга спорили между собой о взглядах. Кто-то хотел присоединения к России и «защиты» от Путина, кто-то возлагал надежды на Януковича как «выбранного большинством легитимного президента», другие разочаровались в политической борьбе настолько, что желают «сильной руки» вроде Лукашенко – мол, только он способен быстро навести порядок в стране.
«Федералистов», верящих в страшилки о Правом секторе и бандеровцах, в экономическом плане возмущает лишь то, что «Харьков кормит запад»: мол, большие деньги, которые зарабатывает город, проходят мимо местного бюджета. Слово «децентрализация» для них ново и непонятно, потому более привычная «федерализация» превратилась в самоцель и лозунг противников действующей власти.
«Что это вообще за власть такая? Кто эти люди? – отчаянно ругается со сторонником Майдана еще одна пенсионерка. – Вот этот ваш Ярош, нам такие не нужны». Люди в возрасте мало разбираются в политике, но, благодаря деятельности коммунистов и не без помощи телевидения уже запрограммированы на агрессию. Решение из центра о расширении полномочий местных чиновников вместе с правильной информационной политикой со стороны государства способно умерить пыл коммунистов. Но усмирить «оплотовцев» можно, кажется, только с помощью правоохранителей – а те, не имея приказа вмешиваться, стоят в стороне даже когда проливается кровь мирных людей.
«Да, нас бьют постоянно. Но нас больше становится - город все равно проснется. Так, 22 февраля, когда был съезд, который проводили Кернес с Добкиным и ждали Януковича - мы начинали с трех тысяч человек под метро. Но в 14:00 нас уже было 20 тысяч, мы стояли во дворах и сами не верили, что так много людей собралось», - говорит Шведун. По ее словам, власти «втихую» принуждают бюджетников участвовать в движениях за федерализацию. Если это давление прекратить – в городе станет гораздо спокойнее.
«Победить можно с помощью милиции, гражданского общества и организации населения. Поймите, выходит 500 агрессивно настроенных парней или до 20 лет, или после 40, у которых в жизни что-то не получилось, которые имели проблемы с законом, - говорит юрист Ярослав Шкодин, постоянный участник митингов за единую Украину. - Харьков - украинский город. И большинство харьковчан однозначно не за федерацию или присоединение к России. Проблемы языка в городе вообще нет. Мы как говорили на русском, так и будем говорить».
Усилить защиту
По мнению Шкодина, если бы на площадь выходило больше инициативных людей, а власти обеспечивали бы спокойное проведение митинга, у сепаратистов не было бы шансов. Агрессия нагнетается искусственно из России, уверен юрист.
На въездах в город сейчас действует почти два десятка блокпостов, на которых правоохранители дежурят вместе с общественными активистами, чтобы не допустить попадания в город вооруженных сепаратистов извне – в частности, из Донецкой и Луганской областей, а также из РФ. Во время массовых собраний активистов стабильно защищают ультрас харьковского «Металлиста», молодые люди, которые прославились своим маршем с песней о Путине.
«Люди с георгиевскими лентами занимаются настоящим террором. Запугивают, они именно на это настроены. И Харьков боится. Женщины боятся за свои жизни, за детей. Мужчины боятся за свой бизнес и за семьи. Мы собирали женский митинг. Я общалась с сотней женщин, которых не отпускали мужья, они говорили: «Да, мы поддерживаем, но ради чего мы должны умирать?», -говорит постоянная участница Евромайдана, психолог Алена Лящевская.
Киевляне приехали, чтобы усилить сопротивление, помочь объединить местные организации и движения для совместной борьбы за единство, показать, что все возможно, если не поддаваться страху. Вместе с харьковскими активистами они разрисовали желто-голубыми полосками столбы и деревья, оставили патриотические графити на стенах, покрасили знак «Харьков» на въезде в город. Запускали над протестующими у памятника Ленина квадрокоптер с украинским флагом. Небольшой группой в строительных касках с национальной символикой выходили на площадь Свободы, где собираются сепаратисты – столкнулись с агрессией, но «под разачу» не попали, общаясь мирно и не реагируя на провокации. 24 апреля во время сессии облсовета (первой за несколько месяцев противостояния) на площади Свободы без эксцессов прошли пикеты обоих лагерей.
Несколько акций без избиений добавляют смелости харьковчанам. «Мы хотим жить в правовом обществе. Считаем, что чиновники поставят себе нового «пахана», и только общество способно изменить систему», - объясняет Лящевская позицию свою и своих друзей. Эти люди продолжат отстаивать свои права быть украинцами, что бы ни случилось.
Неделю назад харьковский Совет ректоров объявил о подготовке к масштабному студенческому шествию за единство страны, которое пройдет в ближайшее время совместно с трудовыми коллективами – речь идет как минимум о нескольких тысячах человек. Приближающиеся выборы, скорее всего, будут стимулировать местные власти поддерживать безопасность на митингах. Переломный момент может наступить, если в городе появится массовый и сильный Майдан, способный себя защитить.