Два месяца, прошедшие после вооруженного восстания в Киеве, позволяют поставить вопрос о возможных путях дальнейшего развития Украины. Желая формализовать это обсуждение и систематизировать полученные выводы, я предлагаю посетителям сайта принять участие в не вполне обычном опросе. Вашему вниманию предлагаются развернутые описания трех вариантов развития ситуации: 1-й, 2-й и 3-й. Вы даете свой ответ в виде последовательности трех цифр, трех номеров вариантов, которые представляются вам: самым вероятным - возможным - почти невероятным.
Разумеется, сведение великого множества возможных сценариев развития ситуации в Украине всего лишь к трем вариантам является грубым упрощением. Кроме того, сами эти варианты сформулированы мной преднамеренно резко, "без полутонов". Соответственно, прошу понять, что оценивая тот или иной вариант, вы высказываете не согласие с каждой буквой и фразой, а лишь даете общую оценку вероятности данного вектора развития.
"Якобинский переворот"
Радикально-революционная "улица" (Майдан) отстраняет от власти нынешнее киевское руководство. Верховная Рада или распускается вовсе, или из нее изгоняют депутатов от Партии регионов и коммунистов. Новая власть позиционирует себя как временный и чрезвычайный "комитет национального спасения", даже не пытающийся обосновать свою легитимность происхождением из старых структур, сформированных при Януковиче. О президентских выборах, назначенных на 25 мая, или вовсе забывают, или же новоизбранный президент превращается в сугубо декоративную фигуру.
Новая власть незамедлительно формирует собственные вооруженные силы ("революционную гвардию"), старые же силовые структуры (милиция, СБУ) распускаются формально или, по меньшей мере, фактически лишаются большей части своих полномочий. Сепаратистский мятеж на востоке подавляется силой оружия. После этого (одновременно с этим) происходит разрушение старых криминально-олигархических "элит" (аресты, посадки, конфискации). Начинается и активно проводится широкая люстрация сотрудников милиции, судебной системы, административных и пропагандистских органов прежней власти.
Хотя недовольство Кремля при реализации такого варианта доходит до точки кипения, его реальная роль в развитии событий перестает быть сколь-нибудь значимой: возможность прямой вооруженной агрессии парализуется западными санкциями, а методы "мягкой силы" против "якобинского переворота" не действуют по определению.
После завершения периода "бури и натиска" (3-6 месяцев) проходят выборы в новый парламент, состав которого (и с точки зрения имен, и с точки зрения представительства социальных групп) радикально отличается от нынешней ВР. На смену "чрезвычайщине" приходят спокойные и глубокие буржуазно-демократические реформы, в общем и целом повторяющие те, что произошли в странах восточной Европы в начале 90-х годов (но с конструктивным учетом допущенных тогда ошибок).
"Тихий слив"
Кремль переходит от установки на прямое свержение "киевской хунты" к поиску компромисса и подбору приемлемых для него коллаборационистов. Сепаратистский мятеж на востоке отменяется, Донбасс номинально остается в составе Украины, но ценой значительно увеличения автономности местных криминально-олигархических "элит". В таких условиях нынешнее руководство удерживает власть вплоть до 25 мая, после чего передает её победившему на выборах ставленнику старого олигархата (тимо-поро-шенко). Про досрочные выборы ВР тихо забывают. Кремль возвращается на Украину в качестве, по меньшей мере, одного из важнейших участников подковерной борьбы за очередной передел собственности и власти.
Структуры радикальной народной самоорганизации (майдан) последовательно (и не всегда мирно) вытесняются на обочину политической жизни, а затем тотально разрушаются (все это подается под соусом "хватить митинговать, пришло время созидательного труда!"). Люстрация де-факто свертывается, так и не начавшись ("надо сохранить квалифицированные кадры, время матросов с пулеметом давно ушло"), хотя разговоры про необходимость расследовать в зале суда преступления старого режима все еще в ходу.
В целом к началу 2015 г. ситуация в Украине становится карикатурной копией 2005 года ("померанчевая революция-2" с постаревшей Юлей без косы).
Полный крах
Убедившись в полной импотенции нынешних киевских властей, Кремль усиливает давление на востоке и юге Украины. Начинается "парад суверенитетов" марионеточных "народных республик" по всей дуге от Харькова до Одессы. Скорее всего, они не будут официально включены в состав Российской Федерации, но для Украины будут потеряны полностью (вместе со всей своей промышленной инфраструктурой и выходом к Черному и Азовскому морям). Одновременно с этим активизируется подрывная деятельность кремлевской агентуры в центральном аппарате власти в самом Киеве.
Перед лицом надвигающейся катастрофы Майдан пытается взять власть в свои руки, но безуспешно; ожесточенная (и не всегда мирная) борьба в Киеве ослабляет и парализует обе стороны. О выборах 25 мая забывают (или быстро забывают фамилию номинального победителя). Государственные структуры и их сотрудники полностью дезорганизованы, и их единственной задачей становится "самоснабжение". Так называемые "правоохранительные органы" окончательно превращаются в сеть разрозненных ОПГ.
Глядя на все это, западные области Украины начинают готовиться к провозглашению "истинно-украинской западной республики". Запад (США и ЕС) приходят к выводу, что Украина безнадежна, и свертывают сотрудничество до уровня ритуальных визитов и скромного финансирования отдельных гуманитарных проектов. К началу 2015 года государство, создание которого было провозглашено 24 августа 1991 года, прекращает свое существование.