25 октября по всей Украине должна пройти выборы в местные органы власти. Об этом совершенно однозначно говорить Конституция страны (ст.141). это правило распространяется и на те местные советы, и тех мэров, которые были избраны на внеочередных выборах, состоявшихся в один день с президентскими, в мае 2014-го года. Это установлено решением Конституционного суда № 2-рп/2013 от 29.05.2013.
То есть, и в Киеве, и в Одессе, и в Николаеве избранные менее года назад мэры/местные советы вынуждены будут пройти проверку общественным доверием.
И, тем не менее, шансы, что выборы в срок не пройдут, велики. Что может помешать «празднику волеизъявления»?
Как будем выбирать?
Нынешний закон о выборах депутатов местных советов (и городских/поселковых/сельских голов) – не совершенен. Провести выборы по этому закону – наступить на те же грабли, что и при внеочередных выборах в Верховную Раду. На это, в частности, Украине указала Европейская комиссия.
На выборах в местные советы правящая коалиция готова обкатать идею «открытых списков». По крайней мере, подобный пункт записан в коалиционном соглашении. На практике он не пока не реализован. Но тут есть запас прочности: предвыборное законодательство можно менять до августа. Достаточно оставить между сменой закона и самими выборами хотя бы 60 дней (плюс две недели для подстраховки), и провести их удастся.
Тем более, что в Госбюджет на 2015-й год заложены 1 млрд. 180 млн. грн. на местные выборы – в виде субвенций местным бюджетам.
Закон поменять можно, но…
А Конституцию?
Сам по себе закон поменять не так сложно, как определиться с тем, под какую систему местного самоуправления проводить выборы. Власть говорит о децентрализации, власть пропагандирует определенную ее модель. Петр Порошенко даже назначил персональный состав Конституционной комиссии, а вот успеет ли она предложить новый вариант основного закона, успеет ли Рада в течение двух сессий его утвердить?
Механизм-то прост. Парламенту нужно на двух сессиях подряд сподобиться найти голоса для того, чтобы наконец-то начать в стране механизм децентрализации. Под эти изменения – принять закон о местных выборах. Каковы шансы, что ВР примет изменения в КУ, найдя 300 голосов? Честно говоря, минимальные.
А нет таковых. Парламент может отменить децентрализацию, не проголосовавза соответствующие изменения в КУ
Возможен и еще один вариант: принятие изменений в закон, но не в Основной.
Еще раз: организация местных выборов целиком ложится на плечи ВР, ведь именно ВР назначает их проведение.
Логичный вопрос: почему бы не проводить выборы под новые полномочия местной власти, вязнет в недрах Рады.
О пользе логики
В самом деле, избрать местные советы, а потом изменить их права и обязанности – не лучший путь. В таком случае всегда возникнет вопрос: избирали для другого и с другим объемом прав.
Но идти по логичному пути: изменения КУ, изменения закона о местных выборах – мешает сам же парламент. Центральная власть все еще не может определиться с моделью децентрализации.
И это – не считая более мелких местных проблем. К примеру, власть желала бы не проводить выборы в столице, попытавшись искусственно продлить жизнь Киевсовета и мэра до 2019 года. Почему? Очевидно: шансы на повторный успех Кличко малы.
Поэтому сегодня одним из базовых вариантов считается перенос проведения местных выборов на весну-2016, как минимум. Мол, сначала поменяем КУ, потом закон, а потом уже проведем выборы.
Для продавливания такого решения требуется или 300+ голосов в парламенте, или решение Конституционного суда. Последний вариант технологически проще.
Вот только с реальным соблюдением прав и интересов регионов ни тот, ни другой не будут иметь ничего общего.