«Наші Гроші» дошли от торговой марки «Трибушани», зарегистрированной на главного милиционера Украины Виталия Захарченко, до двух банков, телеканала "112”, аэропортов Одессы и Симферополя.
Чего до сих пор не оценили украинские журналисты в министре Виталии Захарченко, так это его открытости. Потому что и в самом деле: чиновники по обыкновению прячут свою собственность в офшорах или среди подставных лиц, а руководитель милиционеров прозрачно, ни от кого не скрываясь, зарегистрировал на себя торговую марку «Трибушани».
А тем временем зарегистрировать на себя trademark - это подтвердить, что, какие бы номинальные собственники у предприятия не менялись, настоящий хозяин здесь только один.
Напомним, что, говоря «предприятие», имеем на внимании ПрАО "Мраморный карьер "Трибушани". Мы уже писали о том, что его первым собственником через ЗАО "Горно-рудные технологии" была жена министра Людмила. Кто не видел: сюжет об этом телепрограммы «Наші Гроші».
Однако речь пойдет не о трибушанском мраморном карьере, или даже о мужиевськом золотом (который тоже входит в сферы интересов семьи министра), а о других, более важных бизнесах.
Дело в том, что официальными собственниками ЗАО «Горно-рудные технологии» (а соответственно - мраморного карьера «Трибушани») поочередно были Людмила Захарченко, ПАО «Страховая компания «Стар-Полис» и нидерландская компания Stіchtіng admіnіstratіekantoor LVV (остается владельцем до сих пор). А министр Захарченко, напомним, все это время владеет торговой маркой «Трибушани». То есть и страховщики, и нидерландцы министру - не чужие. Следует присмотреться к ним внимательнее.
Так вот. Сначала о " Стар-Полис". В прошлом году эта компания засветилась в скандале с Государственной миграционной службой (координируется министром внутренних дел). Тогда оказалось, что сотрудники ОВИРов заставляли людей при получении загранпаспорта оплачивать незаконные страховки у компаний «Стар-Полис» и "ВУСО".
Но не эта история сейчас важна. «Стар- Полис" более интересна своими корпоративными связями. В 2010 году, после победных для Партии регионов выборов, эта страховая фирма основала "Банк рыночные технологии". В 2012 году, правда, из 100% у нее осталось лишь 40% банка. На кого переоформили остальные акции банка неизвестно, однако в его органах управления осталось полно менеджеров "Стар-Полиса".
ПАО "Банк рыночные технологии" оказался невероятно успешным. Несмотря на то, что он был учрежден крошечной страховой компанией, и бизнес вел таким специфическим образом, что дажеаналитики удивлялись, результаты все равно оказались впечатляющими.
Пример: подводя итоги финансового 2013 года Ассоциация украинских банков назвала те, которые более всего нарастили активы. Фрагмент отчетаее заседания стоит процитировать: "Члены жюри определили те банки, которые более других приумножили свои активы. Главных претендентов было два: "Всеукраинский банк развития" и "Банк Рыночные технологии".
Лидером банковской системы оказался "ВБР" Саши Януковича, а "Рыночные технологии" заняли почетное второе место.
То есть реальные собственники "Банка рыночные технологии" закачали в свое финучреждение столько кэша, что проиграли в этом деликатном вопросе лишь сыну президента.
И все-таки банк нас больше заинтересовал не своими успехами, а одним таинственным его работником - советником главы правления Андреем Подщипковим. Он более известен для широких масс как владелец нового информационного телеканала "112", который последние месяцы поражает медиатусовку размахом капиталовложений в аппаратуру.
Таинственности его персоне добавляет много что.
Во-первых, абсолютно непонятно, где Подщипков взял столько денег, чтобы построить дорогой канал. Собственный бизнес у него не самый крутой - несколько точек из продажи мобилок в Полтаве, да и то десятилетней давности, потом робота в каком-то аналитическом центре. И все. В конце концов, даже на его сайтеединственное, что достойно внимания - это должности советника главы правления "Банка рыночные технологии" и советника президента Киевского речного порта.
Еще среди статусов Подщипкова есть президент Украинской ассоциации боевых искусств "Ориентал" в Полтавской области. Но на этом много денег тоже не заработаешь. По крайней мере в цивилизованной стране. Тем временем в устав ООО "Партнер ТВ", которое владеет каналом, Подщипков внес миллион долларов, то есть свыше восьми миллионов гривен. Не говоря уже о текущих расходах.
Во-вторых, какие высшие силы помогли новому телеканала провернуть операцию по получению цифровых лицензий? Напомним, что схема эта была уникальной даже для Украины. Пять победителей конкурса вдруг передали свои лицензии новообразованному каналу, и Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания это позволил. Несмотря на то, что лицензии были региональными, а теперь фактически слились в одну национальную. И это в то время, когда другие телеканалы не могли получить хоть какое-нибудь разрешение на существование в эфире после 1 января 2015 года.
Поэтому ничего странного, что уже в ноябре прошлого года истинным бенефициаром канала стали называтьВиталия Захарченка, а вовремя Майдана журналисты телеканала попали в ряд скандальных историй.
Но пока что оставим телеканал и вернемся к более системному бизнесу.
В лабиринте, который выводит из "Трибушан", есть еще один банк, совсем свежий - "Инвестиционно-Трастовый банк". Чтобы выявить его, надо присмотреться к настоящему собственнику "Горно-рудных технологий", которым напомним раньше владела жена министра Валентина Захарченко. Это нидерландская фирма "Stіchtіng admіnіstratіekantoor LVV", владельцем которой является нидерландский траст "Molade Trust Management", к которому мы вернемся немного погодя.
Так вот фирма "Stіchtіng admіnіstratіekantoor" в 2011 году была основанная луганчанкой Валентиной Фоменко.
О ней можно написать не просто много, а очень много. Чего только достойна история с попыткой монополизировать рынок оценки. Напомним, что в 2012 году состоялась первая попытка завести многомиллионные потоки на 12 фирм, связанными с директором ГО "Ассоциация содействия правовой деятельности" Валентиной Фоменко и руководителем юрдепартамента этого ГО Игорем Кушнаревым. Но не будем о старом.
Недавно Валентина Фоменко вместе из еще десятью партнерами учредила ООО "Бируанг".
В августе 2013 года "Бируанг" создал "Инвестиционно-Трастовый банк", направив в него уставный капитал 129 млн. грн. Правление возглавил Александр Подолян, который до этого был советником главы правления "Банка рыночные технологии". Одним из совладельцев также стал член ревизионной комиссии банка "Рыночные технологии" от акционера "Стар-Полис"Алексей Кармазин. То есть банки между собой оказались далеко не чужими. В конце концов, совпадений там больше, чем нужно. Другие журналисты тоже заметили сопряженность этих сосудов, занеся "Инвестиционно-Трастовый банк" в категорию "карманных".
Вообще, от учредителей "Бируанга" бизнес- связи расходятся просто-таки пучками. Например, фирмы с красноречивыми названиями ПАО "Налоговый аудит Украины" и ПАО "Аудит налогов и сборов Украины" специализируются на налоговом консалтинге. Они были созданы в сентябре 2011 года во времена председательства Виталия Захарченка в Государственной налоговой администрации.
На этом блуждание в лабиринте пока что прекратим. Слишком он большой, чтобы описать в одном тексте. Напоследок заглянем лишь в один тупика, который вывел нас к совсем уже нестандартному бизнесу: аренды государственных аэропортов.
В прошлом году симферопольский аэропорт попал в управление нидерландской фирме Van den Akker Holdіng. Конкурс был проведен настолько непрозрачно, что шокировал многих. Прозрачностью не отметилась и компания-победитель. Зарегистрированная на некоего голландца, со штатом в один человек и с дешевым сайтом, она наконец отметилась и своим телефоном. Оказалось, что голландский телефон + 31 20 6402803 на самом деле принадлежит другой местной фирме, а именно Molade Trust Management. А это, напомним, и является вышеупомянутой структурой, на которую сегодня заведены "Трибушани".
Понятно, что слово Trust в названии означает, что эта структура предоставляет услуги разным клиентам. Однако может предоставлять и одному. В конце концов, это вполне могут проверить местные государственные финансовые инспектора. Тем более, что речь идет не об одном государственном аэропорте, а о двух.
Дело в том, что, согласно расследования "Зеркала недели", одним из презентантов проекта от Van den Akker Holdіng был Алексей Кочанов - директор ООО "Одесса аэропорт девелопмент" - структуры, которой с не меньшим скандалом отдали одесский аэропорт. Владелец ее неизвестен - номинально британская компания с кипрским учредителем и местными аборигенами.
И, хотя реальными бенефициарами одесской схемы называют местных бизнесменов Грановского и Кауфмана, мы в этом напрочь не уверены. Так как для того, чтобы попасть в схему, которую мы описываем, нужно быть в VІP- клубе, где количество мест очень ограничено.
Напоследок скажем лишь, что мы не утверждаем, что та или иная структура на самом деле на сто процентов принадлежит тому или иному человеку. Мало того, в процессе работы над массивом информации, мы убедились, что много структур, которые влияют на экономику Украины, на самом деле имеют корпоративное управление. Такие себе кооперативы. Однако в члены этих кооперативов принимают очень немногих - человек 5-6, не больше. Называть фамилии не будем. Потому что журналистов еще студентами учат не писать банальностей.