Официальный Киев хочет назвать любое сотрудничество с российской администрацией в Крыму актом коллаборации. Хотя сам не спешит защищать права украинцев на полуострове, и уж тем более — отчитаться перед Военным трибуналом за свои преступные действия за сдачу полуострова без единого выстрела врагу.
После окончательного (на сегодняшний день) захвата Россией Крыма вполне логичными выглядят попытки украинской власти юридически противостоять иностранной аннексии наших территорий. В этом контексте следует понимать и законопроект нардепа от «Батькивщины» Сергея Соболева о статусе оккупированных территорий.
В нем предусмотрено немало справедливых ограничений на экономическую деятельность страны-оккупанта в автономии, на добычу полезных ископаемых, на перевозку товаров, логистику и т.д... В частности, речь идет о санкциях к тем компаниям РФ и третьих стран, чьи самолеты или суда будут осуществлять рейсы на оккупированные территории.
В этом нет ничего нового. Если вы, к примеру, без разрешения властей Республики Кипр посетите так называемую Турецкую Республику Северного Кипра, оккупированную войсками Турции, то вы не сможете въехать на греческую часть острова. Если будете отдыхать в Абхазии или Южной Осетии, у вас будут проблемы с посещением Грузии. Жители Крыма не смогут бывать в странах Европейского Союза, США, Канаде и государствах, делегации которых проголосовали в Генеральной Ассамблее ООН за сохранение территориальной целостности Украины (таких оказалось ровно 100).
Однако в этом общем нужном законопроекте есть слабые места. Особенно в том, что касается ответственности за коллаборационизм. Коллаборационизм — это сотрудничество с оккупантом, врагом государства, гражданином которого лицо являлось до захвата. Когда Красная армия в 1941-1942 годах бежала на восток, оставляя под нацистской оккупацией десятки миллионов подданных красной Москвы, коллаборантом считали любого, кто даже просто зарабатывал на жизнь, работая в разрешенных захватчиком учреждениях.
Считалось, что настоящий советский человек должен героически умереть от голода, бойкотируя агрессоров. Интересно, что когда в 1944-м из Крыма депортировали местных армян, их обвинили в том, что они под оккупацией вели мелкую торговую частно-предпринимательскую деятельность, ремонтировали обувь, шили одежду и т.д...
В законопроекте Соболева любое вынужденное сотрудничество с российскими властями в Крыму объявляется коллаборационизмом.
Однако возникает простой вопрос: как смогут жить в автономии около 500 тыс. украинском и 300-350 тыс. крымских татар, полностью игнорируя оккупантов? Разве Украинское государство полностью возьмет их на свое содержание? Даже если бы оно имело таковое намерение, те же захватчики обязательно будут препятствовать его осуществлению.
Как быть служащим, учителям, врачам, мелким предпринимателям, деятельность которых регулируют государственные структуры (теперь РФ)? Как быть студентам и школьникам? Ведь не вступать ни в какие контакты с оккупационными структурами для них нереально... Да и можно ли считать коллаборационистами жителей Галичины и Волыни под властью Польши в 1920-1939 годах? Однако им приходилось весьма тесно общаться с польскими властями...
Наверное, коллаборационизмом надо считать только участие в каких-то акциях против Украинского государства, в преследованиях сторонников Украины, в искоренении на оккупированных территориях украинского и крымскотатарского языков и национально-образовательных и культурных учреждений, в пропагандистских спецоперациях захватчиков т.п... Обычная трудовая деятельность ради куска хлеба изменой считаться не может.
На днях в эфире одного из самых популярных ток-шоу крымская украинка, вдова и мать двоих несовершеннолетних детей спросила Арсения Яценюка, как ей быть, ведь без паспорта РФ она становится в Крыму человеком вне закона и без средств к существованию.
Премьер патетически произнес что-то очень патриотическое, но по существу так и не ответил. Почему бы именно для жителей временно оккупированных территорий не совершить исключение из правил и не позволить, учитывая такой форс-мажор, двойное гражданство? Когда люди в Крыму сохраняли бы украинский паспорт и вынужденно пользовались бы паспортом РФ? Можно, конечно, всех их объявить коллаборационистами и предателями и навсегда разорвать человеческие связи между Украиной и ее гражданами в Крыму, но...
Здесь есть еще один моральный вопрос относительно того, кто перед кем больше виноват. Имеет ли украинское государство моральное право обвинять граждан, живущих на полуострове, если оно и его военно-политическое руководство не защитили тех людей от иностранной вооруженной агрессии и без единого выстрела отдали под оккупацию? Может, именно этому руководству стоит отчитываться за свои действия перед Военным трибуналом? Во всех государствах за такие национальные катастрофы наказывают очень жестоко.
Персонально представителю «Батькивщины» Сергей Соболеву: три высшие должности в государстве — и. о. президента и и. о. Верховного главнокомандующего, председателя Верховной Рады и премьер-министра — при названных трагических событий занимали его партайгеноссе из «Батькивщины». Есть вопрос и к ВО «Свобода» и его выдвиженцу на должность главы военного ведомства...
Сегодня определенная часть украинских военных в Крыму перешла на службу в Вооруженные силы РФ. Да, это однозначно нарушение присяги на верность Украине. А как быть с теми политическими руководителями, генералами и адмиралами в Киеве, бросившими своих военных на полуострове на произвол судьбы, не давая адекватных приказов, ничего не делая для разблокирования окруженных частей, не позволяя обороняться и применять оружие?
А когда запоздалое разрешение все-таки дали, это было сделано вполне по-иезуитски, мол, действуйте по обстоятельствам и берите всю ответственность на себя, а мы ни за что отвечать не будем. Поэтому многие военнослужащие чувствуют себя преданными и подставленными официальным Киевом, брошенными на растерзание оккупантам.
Весьма показательно, что те украинские военные, кто выехал из Крыма, чтобы и дальше служить Украине, к своим коллегам, поступившим иначе, по их утверждению, претензий не имеют и их не осуждают. Вот над этим надо задуматься во властных кабинетах Киева.
В истории украинского войска такое уже было. Вспомним довольно сомнительные договоренности Симона Петлюры с Польшей, когда Украинская галицкая армия, считая это (небезосновательно) предательством, оказалась сначала в лагере русских большевиков, в котором стала называться КУГА (Красная Украинская галицкая армия). В основе того, что произошло, были несостоятельность и бездарность политиков, их неумение и нежелание упорно учиться, быстро делать выводы, а главное — не убегать от ответственности.
Не знаю, станут в официальном Киеве объявлять коллаборационистами крымских татар, но они, брошенные всеми, также будут вынуждены приспосабливаться к реалиям. Неизвестно, сколько продлится оккупация, а народ должен выжить и сохраниться. Конечно, определенное понимание или хотя бы положительный нейтралитет со стороны крымскотатарского народа очень нужен Путину как аргумент в полемике против Запада, мол, татары смирились с изменением статуса полуострова, и все можно спустить на тормозах.
Не исключено, что Путин что-то предложит крымским татарам, возможно, даже какие-то формы автономной национальной государственности в Крыму, например, несколько автономных районов, где татары составляют не менее 30% населения (Бахчисарай, Джанкой, Судак, Алушта, Карасубазар). Если это сделает Путин, Украине будет очень трудно Крым вернуть. Поэтому наша власть должна действовать так, как она обычно действовать не способна: на опережение.
Верховная Рада Украины должна быстро принять закон об определении права крымскотатарского народа на создание Крымскотатарской автономии. Потому что пока ничего подобного в украинском парламенте не происходит, президент Республики Татарстан (субъект РФ) Рустам Минниханов готовит встречу российского президента с председателем Меджлиса Рефатом Чубаровым.
Вполне возможно, Путин наплюет нежелание крымских русских позволить любую крымскотатарский автономию и что-то даст, чтобы изолировать крымских татар от Украины и Запада и нарисовать им какую-то (конечно, сомнительную!) этническую перспективу в составе «большой России». Это совершенно нежелательный для Украины вариант развития событий на оккупированных территориях, и тут киевская власть должна действовать как можно активнее.
Необходимо создать специальную государственную структуру, например, Комитет помощи оккупированным территориям, который стал бы центром координации всех усилий по их возврату, поддерживал бы постоянные контакты с крымскими татарами и местными украинцами, мониторил бы нарушение прав граждан Украины на полуострове и т.д... Надо действовать, ибо слова, призывы, декларации не остановят внешние силы, имеющие целью ликвидацию Украины как суверенное и целостное государство.