Картинка с Украины, которую сейчас видит мир, довольно неприглядна: вооруженные захваты зданий, призывы «Смерть врагам!», расправы с мирными жителями, избиения на камеру кандидатов в депутаты. Неудивительно, что столь варварские методы борьбы – как социальной, так и предвыборной, – пугают Европу и США. И, разумеется, не добавляют популярности нашей стране, которую не так давно успели окрестить одним из мировых трендов. Но такой «тренд» ни США, ни Европе не нужен. Он разрушает негласные нормы того самого «общественного договора», фундаментальные тезисы которого стали когда-то основой их конституций.
Нарушать негласные нормы договора чревато опасными последствиями для всех и, не в последнюю очередь, для самих нарушителей. Нанося оскорбления противнику, оскорбляющий должен быть готов к зеркальному ответу. Если где-то падают памятники Ленину – в другом месте начнется осквернение национальной символики. Если в Киеве вооруженные люди врываются в административные здания – значит, и в Луганске можно делать то же самое. Выход за рамки цивилизованного диалога неминуемо приводит общество в состояние, когда единственным законом становится право сильного.
Хуже всего то, что происходит это в период предвыборной гонки. Политики включаются в «парад провокаций», торопясь заработать на этом очки. Олег Царев, не избитый только ленивыми, получил статус жертвы, на котором пиарится вовсю. Фото Михаила Добкина в зеленке за час облетело весь интернет – и о наличии такого кандидата вспомнили даже те, кто не интересуется политикой. В какой-то момент «пиарщикам» улыбнулась неслыханная удача: «нападения» осудил – правда, через своих помощников – сам генсек ООН Пан Ги Мун.
Глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко прямо заявил, что в условиях кризиса на Востоке любые агрессивные действия – нападения на политиков, акции радикального характера, призывы к самосудам, жжению шин у стен Верховной Рады – «фактически являются потворством агрессору и сепаратистам». И что задача «ответственных политиков, которые думают о будущем страны», – «не повышать, а снизить градус политического напряжения». Но снижать градус они не торопятся, как будто специально играя на руку российским, да и западным СМИ, которые с удовольствием тиражируют любую порочащую Украину картинку. Ни Царев, ни Добкин, ни Порошенко и Тимошенко пока не высказали четкой миротворческой позиции. Каждый из них, по мнению Фесенко, работает на настроение своих избирателей. Пока единственным, кто высказался против «площадной демократии», остается Сергей Тигипко. Он избрал имидж примирителя и призывает всех сложить оружие – от Львова до Луганска. Чтобы прекратить провокации, а затем спокойно провести выборы, легитимизировать власть и объединить страну.
Приходится признать, что призывы эти разумны. Все-таки безопасность и объединение страны – основные задачи, которые стоят сейчас перед правительством. Внутренние свары делают Украину еще более слабой и практически беззащитной перед угрозой внешнего вторжения.
В то же время, если массовые беспорядки и унижения кандидатов продолжатся, это может сорвать президентские выборы. Либо, в случае их проведения, заставить иностранных наблюдателей усомниться в том, что голосование прошло законно, не «под прицелом» той или иной «народной самообороны».
Поэтому власти пора озаботиться восстановлением цивилизованных правил игры – без унижений и применения силы. А, кроме того – начать работать над созданием после выборов широкой коалиции, чтобы никто не смог сказать, что в стране есть хоть один регион, голос которого не учитывается при разработке планов по развитию страны. Ряд экспертов неслучайно настаивает: давно пора признать неоднородность Украины в этническом, религиозном и культурном аспектах. Сейчас временное киевское правительство представляет, в первую очередь, интересы западной Украины. А вот от Востока, Юга и Крыма у власти нет никого. Ранее мощная Партия регионов утратила влияние – не пережила утраты власти, а потом еще усугубила положение, выдвинув малоперспективного Михаила Добкина в кандидаты на пост президента. Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев уверен, что спасти страну от раскола можно, только услышав претензии Востока. «Чтобы его услышали, нужно говорить в правильной тональности, чего не делает ни Царев, ни Добкин. В этой ситуации роль Тигипко как политика, способного представить Юго-Восток, более существенна и полезна», – убежден Карасев.
Если власти и ведущие политики не услышат призывов к мирному диалогу и не захотят учитывать позицию представителей Юго-Востока, войны не миновать. И просто «отрезать» Донецк без Днепропетровска, Харькова и Одессы вряд ли удастся. Не из-за идеологии, а по куда более прагматичным причинам: разрывать экономические и производственные связи по географическому принципу никто не будет. А раз так – без насилия и жертв не обойдется. И это – слишком высокая цена за рейтинг, поднятый радикальными призывами, и за нежелание сложить оружие и просто выслушать друг друга.