Говорят, где-то банки работают исключительно для клиента. Они деньги его хранят как зеницу ока, кредиты дают под такие проценты, которые в нашей державе кажутся трижды смешными и все прочие услуги оказывают на таком уровне, что в наших условиях представляется не иначе как сказкой. Сказкой – по той простой причине, что помимо всяких разительных отличий в смысле качества обслуживания у нас можно увидеть и такую жажду наживы, с которой банальный грабеж покажется мягким обходительным обращением.
С начала этого года на мой телефон стал кто-то звонить с неизвестного мне киевского номера (044) 393-04-96. Сам по себе факт даже не удивительный – мало ли кому понадобится разговор со мной. Но звонивший явно не ставил целью общение, поскольку звонков всегда раздавалась максимум пара и все. Попытки ответить на вызов ни к чему не привели – звонивший быстро бросал трубку. Зато после каждого такого звонка мне приходило СМС-сообщение.
«Ваше кредитное дело на контроле в Секторе досудебного сбора ПАО «Банк Русский стандарт». Неустойка (штрафы) уже начислены. В случае неоплаты задолженности в размере 30 грн. До 11.02.2014, Банк вправе в одностороннем порядке досрочно расторгнуть договор. Оплатите долг и оставайтесь лояльным коиентом.» - писал мне отправитель. «Выезд согласован. Начальником Отдела досудебного взыскания будут подписаны протокол на взыскание и рапорт на выезд сотрудников, должник будет помещен в маршрутный лист выездной комиссии в 15:00 сегодня, 18.03.2014. Проведен предварительный опрос родственников и соседей на предмет платежеспособности/благонадежности, собрана информация с места работы. Материалы будут добавлены в дело. ПАО БРС» - бодро извещал меня банк «Русский стандарт». И так происходило постоянно, каждые два-три дня раздавался звонок, затем - сообщение с угрозами.
Один звонок по номеру, с которого мне так своеобразно пытались дозвониться показал, что номер этот принадлежит все тому же банку «Русский стандарт» и расположен в приемной. Если я буду в состоянии сказать, с кем я хотя бы поговорить, меня тут же соединили бы. Но звонящий не оставлял мне шанса ответить и потому просить соединить неизвестно с кем я не стал.
Банк негодовал и его можно было бы понять. Но была одна проблема - я никогда ни по какому поводу не посещал это заведение. По этой простой причине я не вступал с банком ни в какие формальные или неформальные отношения. Я не брал у «Русского стандарта» деньги взаймы, я не доверял ему свои собственные сбережения под видом депозита, я не поручался за честность и платежеспособность кого-либо из клиентов, я вообще не имел с банком никаких дел. Вот так. Абсолютно никаких. Соответственно, я элементарно не мог задолжать «Русскому стандарту» ни единой копейки, равно как и банк – мне. Да и клиентом такого банка я уж точно никогда не стану. Тем более, клиентом лояльным. Но тем не менее банк нагло требовал у меня деньги, угрожая изъятием имущества. Причем, как это следует из содержания его сообщений, не только моего, но и всей семьи.
Срочно звонить, бежать в банк и что-то там доказывать я не стал. Хотя бы потому, что я вполне могу поручиться, что ни разу не заключал какие-либо договоры с «Русским стандартом», находясь в состоянии, когда душа витает где-то в небесах отдельно от тела. Впрочем, со всеми остальными юридическими и физическими лицами мое тело отдельно от души также ничего не заключало. А раз так – то и причин беспокоиться нет. Тем более, что в нашей державе все еще действуют законы. И их выполнения при желании можно добиться – даже если банк «Русский стандарт» удумал забрать у вас имущество лишь по причине катастрофической нехватки собственных активов.
Это я имею ввиду их угрозы насчет выезда какой-то комиссии, подписи мифического начальника отдела взысканий, опроса соседей, родственников и сотрудников, а также составления каких-то мифических дел. Ибо насколько мне известно, изъятие имущества у нас допускается только по решению суда. Одного желания какой-то комиссии, начальника какого-то отдела, даже если они имеют отношение к банку «Русский стандарт» явно недостаточно. Но тогда в чем смысл этих угроз? Зачем банковские клерки так упорно наяривают на телефонах? И откуда у них мои данные – допустить, что они звонили и писали СМС абы кому наугад я до сих пор не могу? А раз у сотрудников банка «Русский стандарт» появились мои персональные данные, возникает еще несколько вопросов. Во-первых, где, каким образом и на каком основании банк их приобрел? Во-вторых, каким способом, в каких условиях и на каком основании банк «Русский стандарт» их хранит? В-третьих, каким образом и на каком основании банк «Русский стандарт» их использует? И раз визита сотрудников банка ко мне домой по понятным причинам дожидаться не стоило, я решил сам нанести визит. Заодно и узнаю, где находится офис банка «Русский стандарт».
Все свои вопросы я аккуратно изложил в заявлении на имя председателя правления банка и впервые переступил порог банковского офиса. Присутствовавшая там девушка в приеме не отказала. Но выяснилось, что сотрудники банка понятия не имеют о существования элементарных правил делопроизводства. Например, сотрудница оказалась расписаться на копии заявления, которую я принес с собой. Сказала, что их порядок велит ей снять копию на ксероксе и уж на ней поставить автограф, печать и дату приема. Ладно, в конце концов результат от этого не меняется. Зато потом выяснилась одна замечательная вещь – в банке вообще никто понятия не имеет ни о порядке и правилах делопроизводства, ни о действующем законодательстве, регламентирующем порядок ответы на обращения граждан. В смысле – в течение месяца банк не счел нужным прислать хоть какой-нибудь ответ.
Ладно, раз банк не желает отвечать на мое заявление – есть же и Национальный банк Украины, которому уж точно ответят. И который гарантированно ответит заявителю – хотя бы потому, что о существовании украинских законов знает. И заявление пошло в областное управление НБУ. Там волокитить дело не стали. Я получил ответ в установленные сроки и был вполне удовлетворен. Нацбанк обратился в «Русский стандарт», а те ответили – мол, в своей базе клиентов моего телефона они не нашли, данных для проведения служебного расследования им не хватило, зато стало понятно, что мои персональные данные в банке не обрабатываются. Поэтому отвечать мне не сочли нужным.
Стоп-стоп-стоп… А как же быть с назойливыми звонками и СМС – подумал я. И решил задать тот же вопрос пресс-службе банка, благо руководитель оказалась готова принять запрос обычной электропочтой. Так я и поступил – и получил поистине замечательный ответ.
«Действительно, в связи с возникновением технических ошибок, могут быть ситуации, когда смс-сообщения либо звонки поступают на телефонный номер человека, который не брал кредит в банке либо не является поручителем заемщика. В случае если такое происходит, просим звонить в Контакт-центр Банка, который работает круглосуточно по телефонам: 0-800-300-880 (звонки бесплатны на территории Украины); 583 (звонки бесплатны с мобильных телефонов, 2 грн - плата за соединение (с НДС, без учета сбора в ПФ); 0-44 390-95-95. Либо связываться он-лайн посредством Skype: адрес rsb_ua или кнопка автоматического вызова <Call> на сайте Банка: http://www.rsb.ua. Изложенная информация оперативно будет передана в работу для проведения внутреннего расследования и решения вопроса.» - ответили мне в пресс-службе.
Иными словами, банковские сотрудники могут месяцами названивать человеку, который не имеет понятия даже о существования банка «Русский стандарт» - и все по ошибке. Банковские клерки звонят, сами не понимая куда, а попадают на мой телефон. И так восемь раз подряд? Они запускают СМС-сообщение в белый свет как в копеечку и оно приходит, опять же, на мой телефон. Следуя этой логике, все в нашем мире случайность. Например, если американских марсоход Curiosity вдруг найдет среди песков красной планеты обертку от «Киндер-сюрприза» и детский ботинок с клеймом днепропетровской обувной фабрики – это тоже будет случайность. Вы же не станете утверждать в этом случае, что туда действительно слетал ребенок и немного там порезвился? Если на Луне обнаружится стол со вчерашними объедками и пустой коньячной бутылкой – это тоже случайность. Точно такая же, как если бы я позвонил в банк «Русский стандарт», чтобы выяснить, какой такой долг у них за мной числится и оставил им две гривны за соединение.
Как часто такие случайности происходят – я имею ввиду «случайные» звонки и СМС людям, которые не являются клиентами банка? Даже самый простой опрос друзей и знакомых уже дал результат. Среди известных мне людей шесть человек в течение последнего года подвергались телефонным атакам «Русского стандарта». Поиск на специализированных сайтах, где люди высказывают свои претензии к банкам даст поистине гигантское количество результатов. Зайдите хотя бы на banki.ua. Мало? Зайдите на Минфинили на Prostobankir.com.ua. Аналогичных жалоб масса, равно как и всяких других. Кстати, по поводу ответов на запросы – и тут нашлись люди, утверждающие, что им банк не отвечает ни на какие обращения. Даже на требование клиента предоставить выписку по движению средств на его собственном счете. Но вернемся к угрозам по телефону. Ибо когда становятся понятны масштабы обзвона «Русским стандартом» граждан Украины, которые не являются клиентами банка, появляется закономерный вопрос о причинах этого явления. Особенно с учетом того, что этим целенаправленно занимаются сотрудники банка – вместо выполнения своих прямых обязанностей. На это уходит уйма рабочего времени – и все впустую. Какой же работодатель будет мириться с гигантскими непроизводственными расходами рабочего времени. Да и вообще становится непонятно –банковскими делами сотрудники вообще занимаются?
Ответом может быть только предположение о том, что такие телефонные атаки и есть частью производственной деятельности банка «Русский стандарт». Конечно, не стоит ожидать, что каждый человек, кому пришло сообщение от чрезмерно предприимчивых банкиров немедленно бросится отдавать им несуществующий долг. Но и утверждать, что такое вообще невозможно я бы тоже не стал. Зато в ответе руководителя пресс-службы банка содержится указание на разгадку. А именно: 2 грн. – плата за соединение. Это вроде бы и немного, но тут как в старом анекдоте по Достоевскому: 10 бабок – уже один рубль. Не являешься клиентом банка? Все равно позвони, оставь пару гривен. Ты, неклиент, не обеднеешь. А банку уже приятно. Пару миллионов таких неклиентов – и сумма «за соединение» становится вполне ощутимой. А коль скоро стал понятен смысл этой аферы, остается вопрос как с ней бороться.
Все, написанное ниже, подготовлено по рекомендациям адвокатом, не первый день защищающих законные права и интересы клиентов. Для начала зафиксируйте сам факт звонков и получения СМС-сообщений. Если рядом есть лица, имеющие возможность выступить свидетелями – смело привлекайте их к делу. Продемонстрируйте им список входящих вызовов в вашем телефоне. Лучше, если сможете продемонстрировать непосредственно вызов. Сделайте скриншоты полученных от «Русского стандарта» СМС-сообщений. Опять же, продемонстрируйте их свидетелям. Займитесь сбором документов, подтверждающих причинение вам ущерба. Например, если вы, прочитав сообщения банка переволновались и вынуждены были поправлять здоровье с помощью лечебных процедур и/или лекарств – сохраните чеки об оплате. То же самое – если переволновался кто-то из ваших родственников. Если вы – предприниматель и у контрагент отказался с вами в дальнейшем сотрудничать – сохраните договора и сообщения об их расторжении, г де указано, что вас посчитали ненадежным партнером, поскольку вы не рассчитываетесь с банком по кредиту. Возможно у вас по этой же причине возникли неприятности на работе. Собирайте все документы. А когда убедитесь, что собрали их все – отправляйтесь к толковому адвокату, который поможет вам составить исковое заявление. И – смело в суд, желательно вместе с тем же адвокатом, который отстоит ваши права в соре с непомерно алчным банком. Кстати, не забудьте включить в сумму иска судебные расходы – государственную пошлину, гонорар адвоката и все прочее, что понадобится в споре с «Русским стандартом» или другим подобным банком.
Возможно, когда появятся первые выигранные иски, банк поумерит свои аппетиты и передумает зарабатывать на всех подряд, невзирая на отсутствие договорных отношений. Тем более, что такой заработок вполне может быть квалифицирован как банальное мошенничество. А это уже совсем другая история.