Говорят, где-то банки работают исключительно для клиента. Они деньги его хранят как зеницу ока, кредиты дают под такие проценты, которые в нашей державе кажутся трижды смешными и все прочие услуги оказывают на таком уровне, что в наших условиях представляется не иначе как сказкой. Сказкой – по той простой причине, что помимо всяких разительных отличий в смысле качества обслуживания у нас можно увидеть и такую жажду наживы, с которой банальный грабеж покажется мягким обходительным обращением.

С начала этого года на мой телефон стал кто-то звонить с неизвестного мне киевского номера (044) 393-04-96. Сам по себе факт даже не удивительный – мало ли кому понадобится разговор со мной. Но звонивший явно не ставил целью общение, поскольку звонков всегда раздавалась максимум пара и все. Попытки ответить на вызов ни к чему не привели – звонивший быстро бросал трубку. Зато после каждого такого звонка мне приходило СМС-сообщение.

«Ваше кредитное дело на контроле в Секторе досудебного сбора ПАО «Банк Русский стандарт». Неустойка (штрафы) уже начислены. В случае неоплаты задолженности в размере 30 грн. До 11.02.2014, Банк вправе в одностороннем порядке досрочно расторгнуть договор. Оплатите долг и оставайтесь лояльным коиентом.» - писал мне отправитель. «Выезд согласован. Начальником Отдела досудебного взыскания будут подписаны протокол на взыскание и рапорт на выезд сотрудников, должник будет помещен в маршрутный лист выездной комиссии в 15:00 сегодня, 18.03.2014. Проведен предварительный опрос родственников и соседей на предмет платежеспособности/благонадежности, собрана информация с места работы. Материалы будут добавлены в дело. ПАО БРС» - бодро извещал меня банк «Русский стандарт». И так происходило постоянно, каждые два-три дня раздавался звонок, затем - сообщение с угрозами.


Как «Русский стандарт» грабит украинских граждан

Как «Русский стандарт» грабит украинских граждан

Как «Русский стандарт» грабит украинских граждан

Как «Русский стандарт» грабит украинских граждан

Как «Русский стандарт» грабит украинских граждан

 

 

Один звонок по номеру, с которого мне так своеобразно пытались дозвониться показал, что номер этот принадлежит все тому же банку «Русский стандарт» и расположен в приемной. Если я буду в состоянии сказать, с кем я хотя бы поговорить, меня тут же соединили бы. Но звонящий не оставлял мне шанса ответить и потому просить соединить неизвестно с кем я не стал.

Банк негодовал и его можно было бы понять. Но была одна проблема - я никогда ни по какому поводу не посещал это заведение. По этой простой причине я не вступал с банком ни в какие формальные или неформальные отношения. Я не брал у «Русского стандарта» деньги взаймы, я не доверял ему свои собственные сбережения под видом депозита, я не поручался за честность и платежеспособность кого-либо из клиентов, я вообще не имел с банком никаких дел. Вот так. Абсолютно никаких. Соответственно, я элементарно не мог задолжать «Русскому стандарту» ни единой копейки, равно как и банк – мне. Да и клиентом такого банка я уж точно никогда не стану. Тем более, клиентом лояльным. Но тем не менее банк нагло требовал у меня деньги, угрожая изъятием имущества. Причем, как это следует из содержания его сообщений, не только моего, но и всей семьи.

Срочно звонить, бежать в банк и что-то там доказывать я не стал. Хотя бы потому, что я вполне могу поручиться, что ни разу не заключал какие-либо договоры с «Русским стандартом», находясь в состоянии, когда душа витает где-то в небесах отдельно от тела. Впрочем, со всеми остальными юридическими и физическими лицами мое тело отдельно от души также ничего не заключало. А раз так – то и причин беспокоиться нет. Тем более, что в нашей державе все еще действуют законы. И их выполнения при желании можно добиться – даже если банк «Русский стандарт» удумал забрать у вас имущество лишь по причине катастрофической нехватки собственных активов.

Это я имею ввиду их угрозы насчет выезда какой-то комиссии, подписи мифического начальника отдела взысканий, опроса соседей, родственников и сотрудников, а также составления каких-то мифических дел. Ибо насколько мне известно, изъятие имущества у нас допускается только по решению суда. Одного желания какой-то комиссии, начальника какого-то отдела, даже если они имеют отношение к банку «Русский стандарт» явно недостаточно. Но тогда в чем смысл этих угроз? Зачем банковские клерки так упорно наяривают на телефонах? И откуда у них мои данные – допустить, что они звонили и писали СМС абы кому наугад я до сих пор не могу? А раз у сотрудников банка «Русский стандарт» появились мои персональные данные, возникает еще несколько вопросов. Во-первых, где, каким образом и на каком основании банк их приобрел? Во-вторых, каким способом, в каких условиях и на каком основании банк «Русский стандарт» их хранит? В-третьих, каким образом и на каком основании банк «Русский стандарт» их использует? И раз визита сотрудников банка ко мне домой по понятным причинам дожидаться не стоило, я решил сам нанести визит. Заодно и узнаю, где находится офис банка «Русский стандарт».

Все свои вопросы я аккуратно изложил в заявлении на имя председателя правления банка и впервые переступил порог банковского офиса. Присутствовавшая там девушка в приеме не отказала. Но выяснилось, что сотрудники банка понятия не имеют о существования элементарных правил делопроизводства. Например, сотрудница оказалась расписаться на копии заявления, которую я принес с собой. Сказала, что их порядок велит ей снять копию на ксероксе и уж на ней поставить автограф, печать и дату приема. Ладно, в конце концов результат от этого не меняется. Зато потом выяснилась одна замечательная вещь – в банке вообще никто понятия не имеет ни о порядке и правилах делопроизводства, ни о действующем законодательстве, регламентирующем порядок ответы на обращения граждан. В смысле – в течение месяца банк не счел нужным прислать хоть какой-нибудь ответ.

Ладно, раз банк не желает отвечать на мое заявление – есть же и Национальный банк Украины, которому уж точно ответят. И который гарантированно ответит заявителю – хотя бы потому, что о существовании украинских законов знает. И заявление пошло в областное управление НБУ. Там волокитить дело не стали. Я получил ответ в установленные сроки и был вполне удовлетворен. Нацбанк обратился в «Русский стандарт», а те ответили – мол, в своей базе клиентов моего телефона они не нашли, данных для проведения служебного расследования им не хватило, зато стало понятно, что мои персональные данные в банке не обрабатываются. Поэтому отвечать мне не сочли нужным.

Стоп-стоп-стоп… А как же быть с назойливыми звонками и СМС – подумал я. И решил задать тот же вопрос пресс-службе банка, благо руководитель оказалась готова принять запрос обычной электропочтой. Так я и поступил – и получил поистине замечательный ответ.

«Действительно, в связи с возникновением технических ошибок, могут быть ситуации, когда смс-сообщения либо звонки поступают на телефонный номер человека, который не брал кредит в банке либо не является поручителем заемщика. В случае если такое происходит, просим звонить в Контакт-центр Банка, который работает круглосуточно по телефонам: 0-800-300-880 (звонки бесплатны на территории Украины); 583 (звонки бесплатны с мобильных телефонов, 2 грн - плата за соединение (с НДС, без учета сбора в ПФ); 0-44 390-95-95. Либо связываться он-лайн посредством Skype: адрес rsb_ua или кнопка автоматического вызова <Call> на сайте Банка: http://www.rsb.ua. Изложенная информация оперативно будет передана в работу для проведения внутреннего расследования и решения вопроса.» - ответили мне в пресс-службе.

Иными словами, банковские сотрудники могут месяцами названивать человеку, который не имеет понятия даже о существования банка «Русский стандарт» - и все по ошибке. Банковские клерки звонят, сами не понимая куда, а попадают на мой телефон. И так восемь раз подряд? Они запускают СМС-сообщение в белый свет как в копеечку и оно приходит, опять же, на мой телефон. Следуя этой логике, все в нашем мире случайность. Например, если американских марсоход Curiosity вдруг найдет среди песков красной планеты обертку от «Киндер-сюрприза» и детский ботинок с клеймом днепропетровской обувной фабрики – это тоже будет случайность. Вы же не станете утверждать в этом случае, что туда действительно слетал ребенок и немного там порезвился? Если на Луне обнаружится стол со вчерашними объедками и пустой коньячной бутылкой – это тоже случайность. Точно такая же, как если бы я позвонил в банк «Русский стандарт», чтобы выяснить, какой такой долг у них за мной числится и оставил им две гривны за соединение.

Как часто такие случайности происходят – я имею ввиду «случайные» звонки и СМС людям, которые не являются клиентами банка? Даже самый простой опрос друзей и знакомых уже дал результат. Среди известных мне людей шесть человек в течение последнего года подвергались телефонным атакам «Русского стандарта». Поиск на специализированных сайтах, где люди высказывают свои претензии к банкам даст поистине гигантское количество результатов. Зайдите хотя бы на banki.ua. Мало? Зайдите на Минфинили на Prostobankir.com.ua. Аналогичных жалоб масса, равно как и всяких других. Кстати, по поводу ответов на запросы – и тут нашлись люди, утверждающие, что им банк не отвечает ни на какие обращения. Даже на требование клиента предоставить выписку по движению средств на его собственном счете. Но вернемся к угрозам по телефону. Ибо когда становятся понятны масштабы обзвона «Русским стандартом» граждан Украины, которые не являются клиентами банка, появляется закономерный вопрос о причинах этого явления. Особенно с учетом того, что этим целенаправленно занимаются сотрудники банка – вместо выполнения своих прямых обязанностей. На это уходит уйма рабочего времени – и все впустую. Какой же работодатель будет мириться с гигантскими непроизводственными расходами рабочего времени. Да и вообще становится непонятно –банковскими делами сотрудники вообще занимаются?

Ответом может быть только предположение о том, что такие телефонные атаки и есть частью производственной деятельности банка «Русский стандарт». Конечно, не стоит ожидать, что каждый человек, кому пришло сообщение от чрезмерно предприимчивых банкиров немедленно бросится отдавать им несуществующий долг. Но и утверждать, что такое вообще невозможно я бы тоже не стал. Зато в ответе руководителя пресс-службы банка содержится указание на разгадку. А именно: 2 грн. – плата за соединение. Это вроде бы и немного, но тут как в старом анекдоте по Достоевскому: 10 бабок – уже один рубль. Не являешься клиентом банка? Все равно позвони, оставь пару гривен. Ты, неклиент, не обеднеешь. А банку уже приятно. Пару миллионов таких неклиентов – и сумма «за соединение» становится вполне ощутимой. А коль скоро стал понятен смысл этой аферы, остается вопрос как с ней бороться.

Все, написанное ниже, подготовлено по рекомендациям адвокатом, не первый день защищающих законные права и интересы клиентов. Для начала зафиксируйте сам факт звонков и получения СМС-сообщений. Если рядом есть лица, имеющие возможность выступить свидетелями – смело привлекайте их к делу. Продемонстрируйте им список входящих вызовов в вашем телефоне. Лучше, если сможете продемонстрировать непосредственно вызов. Сделайте скриншоты полученных от «Русского стандарта» СМС-сообщений. Опять же, продемонстрируйте их свидетелям. Займитесь сбором документов, подтверждающих причинение вам ущерба. Например, если вы, прочитав сообщения банка переволновались и вынуждены были поправлять здоровье с помощью лечебных процедур и/или лекарств – сохраните чеки об оплате. То же самое – если переволновался кто-то из ваших родственников. Если вы – предприниматель и у контрагент отказался с вами в дальнейшем сотрудничать – сохраните договора и сообщения об их расторжении, г де указано, что вас посчитали ненадежным партнером, поскольку вы не рассчитываетесь с банком по кредиту. Возможно у вас по этой же причине возникли неприятности на работе. Собирайте все документы. А когда убедитесь, что собрали их все – отправляйтесь к толковому адвокату, который поможет вам составить исковое заявление. И – смело в суд, желательно вместе с тем же адвокатом, который отстоит ваши права в соре с непомерно алчным банком. Кстати, не забудьте включить в сумму иска судебные расходы – государственную пошлину, гонорар адвоката и все прочее, что понадобится в споре с «Русским стандартом» или другим подобным банком.

Возможно, когда появятся первые выигранные иски, банк поумерит свои аппетиты и передумает зарабатывать на всех подряд, невзирая на отсутствие договорных отношений. Тем более, что такой заработок вполне может быть квалифицирован как банальное мошенничество. А это уже совсем другая история.