Вступительная кампания в самом разгаре: 27-го июня абитуриенты прошли последний тест ВНО, завтра начинается прием документов в вузы. Традиционно к проведению тестирования привлекались учителя школ. Официально – на добровольной основе, на практике – по приказу. Впрочем, для учителей участие в тестировании - это не только «обязаловка», но еще и возможность подработать. Деньги небольшие, однако, для учителей с их зарплатами - не лишние. До последнего времени эта сфера распределения бюджетных средств оставалась более-менее свободной от различных махинаций. Но так продолжалось не долго…
Киевский региональный центр оценивания качества образования (КРЦОКО) начал заключать договора с учителями на проведение тестирования в мае этого года. Во время инструктажа и подписания документов преподавателям рассказали о новшествах в вопросах оплаты. Если раньше для получения денег за участие в ВНО требовалось открыть счет в государственном Ощабданке, то в нынешнем году учителям выдали пакеты документов для открытия зарплатных карточек в «Приватбанке». При этом инструкторы объяснили, что с полученными документами необходимо обращаться в местные отделения банка для того, чтобы активировать карточки. В виде обязательной нагрузки к зарплатной карте идет еще и кредитка (стандартная практика «Приватбанка»). По словам участников инструктажей, им объяснили, что новые карточки можно и не открывать, но при этом через «Приватбанк» деньги обещали переслать сразу по завершению тестирования, а через Ощадбанк – когда получится. То есть, фактически, не оставили учителям выбора.
Преподавателей ждал еще один неприятный сюрприз: с денег, переводимых за ВНО, «Приватбанк» пообещал снимать свой процент. Таким образом, на совершенно ровном месте частный банк получает солидную сумму денег – из карманов украинских учителей. Естественно, что такие условия устроили далеко не всех. В бухгалтерии КРЦОКО, который, кстати, обслуживает сразу три региона: Киевскую, Черкасскую и Черниговскую области, а также город Киев, отвечали жестко: «У нас с Ощадбанком больше нет никаких контактов».
Попытки LB.ua пообщаться с главным бухгалтером КРЦОКО тоже были не особо успешны. В ответ на вопрос, на каких основаниях преподавателей заставляют получать деньги через «Приватбанк», дама несколько раз бросала трубку, а свою фамилию согласилась назвать только после третьего звонка – Светлана Азарова. При этом комментировать поставленный вопрос г-жа Азарова отказалась наотрез: «Почему я должна с вами общаться? У нас в Украине очень много журналистов».
Причины нервозности однофамилицы украинского премьера понятны. В договоре, заключенном КРЦОКО с преподавателями, задействованными в ВНО, о «Приватбанке» нет ни слова. Есть, правда, положение о том, что в случае обеспечения преподавателей зарплатными картами, они обязаны активировать их в соответствии с предложенной инструкцией. Но, согласитесь, что выданные пакеты документов на получение карт сложно назвать «обеспечением». Тем более, что за получение этих документов преподаватели не расписывались.
Еще в одном пункте договора отмечается, что в случае невыполнения пункта об обеспечении зарплатными картами, «средства перечисляются заказчиком на счет, указанный исполнителем в договоре (открытый в отделениях Ощадбанка Украины Киевской, Черкасской, Черниговской областей и города Киева)». При этом, в реквизитах исполнителя (в нашем случае ими выступают учителя) указан расчетный счет в Ощадбанке, а напротив графы «номер зарплатной карты» стоит прочерк, что, на самом деле, дает право не активировать зарплатные и прочие дополнительные к ним карточки в «Приватбанке».
Словом, эта история дурно пахнет, что, очевидно, понимали юристы и бухгалтера КРЦОКО, составляя типовой договор. Навязать же «Приватбанк» решили «в темную» в надежде, что сам документ никто из задействованных в ВНО учителей не будет внимательно перечитывать, сглотнув «наживку» в виде «более быстрого перечисления средств». Кстати, на счет «быстроты» - тут тоже не все так просто. Заказчик, а в данном случае региональный центр, обязался в договоре перечислить деньги в течение 30 банковских дней с момента подписания акта приема-передачи выполненной работы… при условии своевременного бюджетного финансирования со стороны Министерства образования и науки. Так при чем тут какой-то конкретный банк? Обман чистой воды, да и только. Между тем, деньги учителям, которые принимали участие в проведении ВНО, не выплатили до сих пор.