Как сообщил «Комментариям» источник, секретарь Совбеза Андрей Клюев прибыл в Раду в 8.30 утра, зашел в кабинет главы аппарата Верховной Рады и, пробыв там 8 минут, покинул помещение. То есть, ему хватило 8 минут для того, чтобы проинспектировать готовность «кнопкодавов» проголосовать за одиозный законопроект Сергея Кивалова и Вадима Колесниченко.
За версию о том, что за позитивный результат голосования было договорено заранее, свидетельствует также и то, как сегодня проходил согласительный совет. В пятницу на его заседание прессу аккредитовывали, однако, потом оказалось, что «согласилово» пройдет без лишних ушей и глаз. Кроме журналистов, туда не пригласили и глав парламентских комитетов, что бывает очень редко. Интересно, что после согласительного совета представители разных фракций по-разному трактовали повестку дня: большевики были уверены, что языковой вопрос будет проголосован (в частности, об этом заявлял глава фракции «народников» Игорь Шаров), а вот оппозиционеры почему-то считали, что до скандального законопроекта просто не дойдут руки. И что в случае чего они успеют заблокировать трибуну. К слову, еще до самого заседания корреспонденту «Комментариев» стало известно количество нардепов, которые поддержат законопроект «Об основах государственной языковой политики» - 235 (в итоге вышло 234).
Когда же Владимир Михайлович открыл заседание, «регионалы» малым числом – человек 20 из так называемого «бойцовского клуба» ПР (Тедеев, Забарский, Цюрко и Ко) - обступили трибуну, куда взошел соавтор языкового законопроекта Вадим Колесниченко. Судя по всему, он был готов к очередной пламенной речи, но сегодня в ней не было нужды – все прошло быстро: Литвин оперативно разобрался с вопросами, стоявшими в повестке дня раньше законопроекта о языках, а потом поставил на голосование этот законопроект, и… оппозиционерам лишь оставалось махать кулаками после драки…
«Нас кинули. Мы просто не успели среагировать. Вроде все было договорено. Поэтому и не было отмашки по силовому разблокированию трибуны», - сказал корреспонденту «Комментариев» один из депутатов-активистов прошлой драки по языковому вопросу. А вот «бютовец» Андрей Шкиль четко расставил все точки над «і»: «Литвину удалось нас усыпить. Но мы не допустим голосования в целом». Кстати, о голосовании. «Регионалка» Елена Бондаренко заявила, что закон проголосуют окончательно 21 июня. Однако другие депутаты из большинства считают, что второго чтения не будет вообще, в нем нет необходимости: главное, что было сделано сегодня, электорату кинули «подкормку». Теперь до самых выборов ПР и другие провластные партии будут рассказывать, как они ратуют за русский язык. Хотя, не исключено, что второе чтение таки будет осенью, в канун выборов. Но обязательно с дракой, чтобы показать электорату, как «регионалы» с потом и кровью боролись с «нациками» за русскоязычных.
Что еще продемонстрировало сегодняшнее голосование. Во-первых, показательным стало поведение Литвина. Интересно, что на парламентской странице с данными о поименном голосовании Владимир Михайлович значится как отсутствующий. То есть, если это не техническая ошибка, то в кресле спикера сидел не он, а его дух. А еще это означает, что оппозиция сможет хотя бы попытаться оспорить итоги голосования в суде. Поведение же самого Литвина, увы, не удивляет: в предвыборных реалиях на него всегда могут найти управу, что делает спикера гуттаперчевым. Тем более что он никогда не отличался стойкостью характера.
Во-вторых, интересно себя повели и так называемые «тушки». До начала заседания корреспондент «Комментариев» узнал у главы фракции «Реформы ради будущего» Игоря Рыбакова, как будут голосовать его «реформаторы». Рыбаков заявил, что фракция не будет поддерживать языковой вопрос. Однако когда оказалось, что шестеро «реформаторов» проголосовали «за», некоторые рыбаковцы начали возмущаться, мол, договаривались же не голосовать. А кое-кто из них вообще включил «дурачка». Так, нардеп Каплиенко уверял журналистов, что давил на красную кнопку, а получилось, что его голос засчитали в пользу законопроекта Кивалов-Колесниченко. «Я не знаю, почему меня так наказала судьба», - посыпал голову пеплом Каплиенко. Источники же «Комментариев» указывают, что дело не в кнопке, а в совершенно иных вещах, от которых зависит судьба «тушек». И если законопроект языковой законопроект таки поставят на голосование снова, то правильное голосование «реформаторов» и внефракционных явно будет стоить для власти либо очень больших денег, либо стопроцентных гарантий для победы в мажоритарных округах…
В-третьих, поддержка или не поддержка законопроекта Кивалова-Колесниченко еще раз показала, что мнение украинских нардепов зависит от точки их сидения. Так, за языковой законопроект голосовало два «народника» - Вадим Гривковский, которого связывают с крымским политиком, лидером партии «Союз» Львом Миримским, и Сергей Гриневецкий, который пойдет на выборы по мажоритарному округу в Одессе, где можно будет щеголять перед электоратом своей «русскостью». А вот западноукраинские «регионалы» Орест Муц и Василий Чуднов голосовали против идей Колесниченко. Но не потому, что нарушители партийной дисциплины, а потому, что им, как выдвиженцам по мажоритарным округам на Западной Украине, видимо, было дано добро не поддерживать языковой законопроект (по тем же соображениям, львовский «регионал» Петр Писарчук вообще отсутствовал, а ивано-франковец Валерий Келестин не голосовал). Зато им оперативно нашли замену: «за» проголосовали два уже экс-«нашеукраинца» - крымчанин Сергей Василенко и член партии «Вперед!» и просто товарищ Андрея Деркача Сергей Харовский, а также 12 внефракционных среди которых большинство – экс-«бютовцы».
И, последнее. Удивляет позиция оппозиционеров. Конечно, можно клятвенно обещать не допустить прохождения законопроекта во втором чтении. Можно было не допустить его и сегодня, более того, необходимо было быть с митингующими, которые вышли под Раду защищать свое право говорить на украинском. Однако складывается впечатление, что некоторым оппозиционерам было даже на руку сегодняшнее голосование – теперь у них наконец-то появилась прекрасная тема для борьбы с режимом.