Последние из серии внеочередных выборы в органы местного самоуправления столичной области состоялись в Софиевской Борщаговке. В отличие от прошедших в марте-апреле в Вишневом и Обухове, избирательная кампания в пристоличной Софиевской Борщаговке, не получив особой известности, как предыдущие, была показательной и поучительной. Партия власти, с одной стороны, и оппозиция, с другой, на просторах Киевщины испытали силы и возможности в локальных «боях», показали степень готовности к парламентским выборам, заодно прояснив ситуацию с состоянием демократии в регионе. В трех населенных пунктах итог промежуточных выборов по существу вышел одинаков. ПР удалось усадить в руководящие кресла своих представителей.

Урок не впрок?

В чем же дело? Ответ дают выборы в Софиевской Борщаговке. Партия власти особое внимание уделила формированию работы избирательных комиссий, заботясь о том, чтобы те действовали соответствующим образом и… на опережение. Во время выборов городских голов Вишневого и Обухова регист­рация неугодных власти кандидатов была затруднена, под разными предлогами их к выборам не допускали, прорывались лишь отдельные, те, кто не предс­тавлял опасности для власти. На выборах в Софиевской Борщаговке пошли дальше, поставив дело так, что к избирательному процессу не допустили ни представителей оппозиции, ни тех самовыдвиженцев, которые могли составить конкуренцию кандидатам от власти. Система совершенствовалась от выборов к выборам и на финише достигла идеала — в Софиевской Борщаговке соперничали между собой только «свои» в сопровождении технического эскорта.

Оппозиция ничего не смогла противопоставить действиям властей. Даже объединение оппозиционных сил, выдвижение единого кандидата не принесло результата. Представителю ВО «Свобода» Анатолию Ковинченко сельская территориальная комисия Софиевской Борщаговки отказала в регистрации, ссылаясь на якобы допущенные нарушения при его выдвижении в кандидаты районной парторганизацией. Суды, как первой инстанции, так и апелляционный, стали на сторону «чистильщиков» избирательных бюллетеней от политических оппонентов. Итоги выборов в местные органы власти Киевщины характеризуются существенной коррекцией в применении админресурса. Власти видимо рассудили, что заниматься фальсификацией во время голосования опасно и нерационально. Проще поставить дело так, чтобы оппозиционеров или тех, кто способен конкурировать с представителями власти, останавливать на дальних подступах к выборам.

Теризбиркомы с определителем «свой—чужой»

По наблюдению председателя областного отделения КВУ Юрия Бута, таким образом сформированные теризбиркомы многое могут. Окружить провластных претендентов и их технических клонов вниманием, создать для их оппонентов невыносимые условия. «Своих» снабжать информацией, помогать с оформлением регистрационных документов, «чужим» — создавать проблемы. Ни о чём не информировать, держать в неведении о принятии важных решений, а при оформлении документов придираться. Находить причины, чтобы отказать в регистрации.

Выводы экспертов дополняют избиратели. В письме, направленном в ВР, которое подписало более полтысячи человек из Софиевской Борщаговки, избиратели подняли тревогу задолго до голосования. Их возмутило то, что после грубых фальсификаций на очередных выборах в местные советы в 2010 г., приведших к тому, что «два года подряд селом правило организованное преступное формирование», внеочередные выборы ведут к тому же финалу. Поскольку избирателей, по существу «оставили без выбора». Софиевско-Борща­говская избирательная комиссия не допустила к регистрации единого кандидата от оппозиционных сил, как и опасных для власти самовыдвиженцев. При этом допущена масса нарушений. Такая ситуация, утверждают авторы письма, не только в их селе: «почти все ТРК на Киевщине сформированы таким же мошенническим образом», в них не сыскать ни представителей оппозиции, ни авторитетных людей. «Верхи» такое положение устраивает и они делают вид, что ничего не происходит.

Округа в коррупционной упаковке

Будут ли использованы технологии, которые прошли испытания в тех же Вишнёвом, Обухове, Софиевской Борщаговке во время предстоящих парламентских выборов, гадать не стоит. Одна из сторон уже получила ряд преимуществ еще до официального начала избирательной кампании. Новая нарезка одномандатных округов для проведения парламентских выборов до неузнаваемости изменила традиционную избирательную карту Киевщины. Большинство из 9 округов получили новые, более «правильные» центры. Избранные для такой замены города и посёлки лишь ухудшили избирательную логистику, поскольку находятся, как правило, не в центре, а на окраине избирательных округов. При этом административные границы не очень-то учитывались. Несколько районов разделили между округами. Есть примеры того, когда райцентр отнесен к одному округу, а район — к другому.

Для ряда центров округов, вопреки практике прошлых лет, избраны города и посёлки, находящиеся не в центре округов, а на их окраинах. Скажем, округ, географическим центром которого является райцентр Иванков, перенесён в крайнюю его точку — Вышгород, куда только из столицы легко добраться. Центр округа №98, который во время выборов 2002 года находился близко к своему географическому центру — в Переяславе-Хмельницком, а в 2006 году — в Борисполе, нынче оказался в отдаленном Яготине. Округ №91, центр которого размещался в Фастове, теперь оказался в Макарове. В Белоцерковском районе оказалось два центра избирательных округов — в самой Белой Церкви и в неподалеку находящемся от неё Узине. Округ №94, в который входят Васильков и Обухов, а также одноимённые районы, — один из немногих, очертания которого не изменились. Он комфортен для баллотирования народного депутата от ПР Татьяны Засухи, которая до начала избирательной кампании публично заявила претензии на него.

Может, те, кто нарезал-формировал округа, стремились к установлению оптимального числа избирателей в каждом из них? Увы. Лишь в округе №90 отклонение от среднего показателя составили минимальные 1,7 тыс. избирателей. Да и то потому что его не могли ни урезать, ни прирезать, он очерчен границами Белой Церкви. В остальных отклонение от среднего показателя составляет от 5 до 12 тыс. избирателей. А в округе №93 насчитывается всего 146 125 избирателей, то есть почти на 15 тыс. меньше чем положено. В то же время в округе №98 с центром в Яготине 179 211 избирателей, то есть на 18,2 тыс. больше среднего показателя. Рассматривая причудливые очертания нарезанных округов, так и видишь, как рядом с ответст­венными лицами, осуществляющими эту важную работу, сидят консультанты и дают советы, от которых невозможно отказаться.

Не заботой об удобной избирательной логистике руководствовались при «нарезке» округов, выделывая на территории столичной области замысловатые фигуры, а совершенно другим. Эксперты усматривают подоплёку той сущест­венной «перетряски» округов, которая произошла в удовлетворении важных персон. Скажем, отделение Бучи от родного Ирпенского региона и включение города в округ №96 с центром в Вышгороде объясняют тем, что таким образом можно развести по разным округам двух видных представителей власти — народного депутата П.Мельника и зам. председателя КОГА Я.Москаленко, да так, чтобы оставить за каждым побольше ранее «возделанных» территорий. Разрыв Сквирского района по двум разным округам усложнит избирательную кампанию оппозиционного к нынешней власти народного депутата, экс-мэра Сквиры Евгения Суслова.

Юрий Бут предполагает, что массовый перенос центров округов из насиженных мест не в самые удобные с точки зрения избирательной логистики города и поселки тоже не является случайностью. Он обращает внимание на прямую связь между уровнем влияния ПР, разветвлённостью её партийных ячеек и произошедшей передислокацией центров округов. В белоцерковском регионе, в котором регионалы имеют большее влияние, чем в других, создано два центра округов — в самой Белой Церкви и в г. Узине. Вышгород, который не был центром округа по выборам в ВР, стал им, когда депутаты местного райсовета начали демонстрировать послушание, в том числе и путем недавнего скандального голосования по поводу выделения в аренду «нужным людям» за символическую плату земельных участков.

Локальная избирательная кампания в столичной области, которой партия власти уделила особое внимание, показала, что админресурс в исполнении регионалов является более мощным оружием, чем представлялось ранее. Рассуждения о том, что оппозиционные силы, потеряв некоторое число набранных голосов, всё-таки смогут победить, представляются излишне оптимистическими. Повлиять на то, чтобы при определении центров округов и их нарезке главенствовали профессиональные (требования избирательной логистики, обеспечение равного количества избирателей на округах), а не политические составляющие, дающие односторонние преимущества, оппозиция уже опоздала. Но на главном направлении — обеспечение права на формирование ТИКов и участковых комиссий, подготовки людей к сложным испытаниям многое можно сделать. Если, конечно, определиться в приоритетах.