(продолжение материала о текущей ситуации, которая сложилась в бизнесе одного из самых больших украинских автопроизводителей. Начало читайте здесь)

Долги в сотни миллионов

Задолжал, конечно, не Святаш персонально. Долги "висят" на нескольких его структурах. Самые большие - на структуре, которая продает автомобили.

Собственно, юридическое лицо "Корпорация "АИС" с 2008 года называется "Корпорация "Содружество Комп".

В Хозяйственном суде Харьковской области лежит дело о банкротстве этого "Содружества". Она инициирована "ВТБ Банком" в августе 2011 года, и уже 12 сентября 2011 года была введена процедура распоряжения имуществом должника. Как сказано в решениях суда, ВТБ начал процедуру банкротства корпорации Святаша на том основании, что"бесспорные требования кредитора к должнику представляют более чем триста минимальных размеров заработных плат и не были удовлетворены должником на протяжении более чем трех месяцев после установленного для их погашения срока". 5 марта 2012 года суд утвердил реестр требований кредиторов корпорации "Содружество Комп". Общая цифра требований впечатляющая - более 2 млрд. грн.

Среди кредиторов корпорации есть даже Шевченковская налоговая Киева - она требует 669 тыс. грн. Но это мелочи. Например, "ВТБ Банк" требует укорпорации Святаша 451 млн. грн. плюс 31 млн. неустойки, Альфа-банк - 341 млн. грн. и 3 млн. неустойки, Укрсиббанк - 68 млн. грн. и 6 млн. грн. неустойки. Отдельно в реестр внесли требования, обеспеченные залогом имущества должника. Например, требования Укрсиббанку составляют 672 млн. грн., Сведбанку - 341 млн. грн., ВТБ банка" - 286 млн. грн.

Распорядителя имущества корпорации обязали провести собрание кредиторов, где должно быть приняты решения об открытии процедуры санации должника, об открытии ликвидационной процедуры или о подписании мирового соглашения.

Еще

Банкротство "Содружества Комп" - не единственная проблема бизнеса Святаша. Тот самый Хозяйственный суд Харьковщины рассматривает дело о банкротстве другой фирмы, которая входит в группы "АИС", - ООО "Интер-Авто". Эта фирма является официальным дилером Mazda и Suzuki на юге Украины. "Интер-Авто" расквартировано в Одессе и, кроме самих автомобилей, также продает оригинальные запчасти и производит гарантийное обслуживание. Ее банкротство инициировал Альфа-банк. Долги " Интер-Авто" не менее впечатляющие - четыре кредиторы требуют от фирмы Святаша 1 млрд. 746 млн. грн.

В частности, Укрсиббанк - 571 млн. грн. и 35 млн. грн. неустойки, "ВТБ Банк" - 459 млн. грн. - обеспеченные залогом, Альфа-банк - 321 млн. грн. и 31 млн. грн. неустойки, Сведбанк - 319 млн. грн. плюс 7 млн. грн. неустойки.

Кроме того, среди серьезных долгов компаний, связанных со Святашем, следует назвать дело ООО "Авто-Холдинг". Относительно этой фирмы также длится процедура банкротства. Укрсиббанку эта фирма должна 547 млн. грн., Альфа-банку - 351 млн. грн.

КрАзЗ

Почему Святаша относят к автомобильному лобби? Дело в том, что накануне кризиса объемы продаж машин были настолько большими, что компании депутата даже зарабатывали на объемах, собирая Вази в Украине - на Кременчугскому автозбиральному заводи - КрАсЗ. "Жигули", условно говоря, ввозили в страну как комплектующие. Потом к ним прикручивали колеса и получали готовые авто. Это намного прибыльнее, потому что таможенное оформление частей автомобиля намного дешевле, чем авто в целом.

Именно КрАсЗ стал одним из предприятий Святаша, которое задолжало банкам сотни миллионов гривен. Еще в ноябре 2011 года Хозяйственный суд Полтавской области признал КрАсЗ банкротом по заявлению Альфа-банка. Самыми большими кредиторами этого предприятия были Сведбанк - долг 325 млн. грн. - ипотека - и сам инициатор рассмотрения - долг 324 млн. грн.

Как отмечалось в судебных постановлениях, вынесенных в данном деле, назначенный судом арбитражный управляющий КрАсЗ установил, что "предприятие продолжительное время не работает, средства отсутствуют, активов для погашения кредиторской задолженности не достаточно". "Финансовых ресурсов для расширения деятельности нет, предприятие не способно удовлетворить все кредиторские требования. Наличие признаков сверхкритической неплатежеспособности отвечает финансовому состояния должника, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности выполнения его обязательств в полном объеме перед другими кредиторами", - сказано в документах. Однако КрАсЗ не согласился с этими утверждениями и направил апелляционную жалобу, в которой просит отменить постановление о банкротстве. Представители завода Святаша заметили, что распорядитель имущества не изучал финансовое состояние КрАсЗ.

Харьковский апелляционный хозяйственный суд учел аргументы завода. По мнению судей, должен был быть доказан факт неплатежеспособности должника, как того требует Хозяйственный кодекс. В частности, по мнению суда, засвидетельствование недостаточности имущества должника требует оценки актива должника и проверки его пассива. "Как видится из материалов дела, арбитражный управляющий не принял соответствующие меры, предусмотренных законом по истребованию необходимых для проведения анализа финансово-хозяйственного состояния должника статистических и налоговых сведений", - заметили судьи. 6 марта 2012 года апелляцию предприятия удовлетворили, а постановление о банкротстве отменили.

Арест недвижимости

Однако существует еще одно дело о банкротстве КрАсЗ, инициированное Альфа-банком 11 октября 2011 года. 26 января Хозяйственный суд Полтавщины ввел процедуру распоряжения имуществом предприятия и признал требования банка на 240 млн грн.

Банк утверждает, что в декабре 2008 года между заводом и финучреждением был заключен договор об открытии кредитной линии. Для обеспечения выполнения обязательств заемщика были заключены договора поруки. За должника согласились "подписаться" такие структуры Святаша: "Корпорация "АИС" (теперь - "Содружество Комп"), " Автосервис-Т", " Интер-Авто" и "Авто-Холдинг".

Из текста судебного решения в этом деле вытекает, что ради обеспечения выполнения обязательств перед банком также был заключен ряд договоров ипотеки. В частности, предметом договоров были земельные участки в Алуште и Бориспольском районе Киевщины, несколько квартир и домов. Пресса писала, что владельцем заложенных квартир была жена Святаша. Якобы некая недвижимость Святаша была продана на аукционе. "Уже пошли с молотка три нежилых помещения и шесть квартир в Харькове, которые принадлежали жене Святаша", - писало харьковское агентство АТН.

Однако Альфа-банк утверждал, что общая стоимость имущества, которым обеспечиваются обязательства по кредитному соглашению, составляла 123 миллиона гривен, а банк требовал 240 миллионов. Суд поручил составить реестр требований кредиторов Кразз. Составленный ли он, пока неизвестно.

* * *

Какой будет судьба должников, и получат ли банки свои деньги, можно лишь предполагать. Сумма же долгов намного большая, чем стоят все бизнесы Святаша и его партнера. Вероятно, часть убытков будет компенсирована за счет продажи недвижимости. Также можно предположить, что во время аудита и процедуры банкротства будут выявлены материалы, которые станут основанием для возбуждения уголовных дел.

"Экономическая правда" обратилась за комментарием ко всем заинтересованных сторон.

Укрсиббанк и Сведбанк отказались комментировать дела компаний Святаша, сославшись на банковскую тайну. ВТБ и Альфа-банк тоже не ответили.

Не ответил на запросы и сам Святаш, хотя ЭП дважды обращалась к нему, и прислала письма на персональный электронный адрес депутата и даже в адрес пресс-службы фракции "Партии регионов" в парламенте.

ЭП ждет реакции всех фигурантов статьи и всегда готова сделать достоянием гласности их точку зрения.

Ситуация с автомобильной империей Святаша не является чем-то уникальным. Безнадежные кредиты можно найти почти в каждом большом банке Украины, причем речь часто идет о сотнях миллионов. Об этом, в частности, свидетельствует недавний конфликт между структурами Игоря Еремеева и банком "Форум".

Известны случаи, когда такие займы брали сами акционеры финансовых учреждений для вывода средств (как это было с "Надра Банком" и "Родовод Банком"). Или же менеджеры банков за взятки закрывали глаза на неплатежеспособность клиента. Или сами клиенты вводили в заблуждение менеджеров.

По информации ЭП, огромные кредиты стали составляющей успеха финансово-промышленных групп многих олигархов, и далеко не всегда одолженные средства возвращаются. Поэтому ЭП будет и в дальнейшем рассказывать о таких случаях.