Нехватка оборотного капитала – то, что способно убить любое, самое мощное промышленное предприятие. В условиях непрекращающегося финансового кризиса, когда привлечь длинные и дешевые деньги почти невозможно, для экспортоориентированных отраслей своевременный возврат НДС стал особой проблемой. Которая, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, в Украине так и не решена.

По данным экспертов, общая сумма невозмещения НДС на начало февраля по стране составила более 20 млрд грн. Из этих денег львиная доля приходится на предприятия, выпускающие товар с высокой добавленной стоимостью – машиностроителей, металлургов, химиков, легпромовцев. А это означает, что данные группы находятся в зоне высокого риска: сокращение оборотного капитала ведет к схлопыванию производственной базы, закрытию цехов и заводов, смерти целых отраслей, массовому увольнению рабочих, погружению отдельных регионов в беспросветную депрессию и окончательному превращению Украины в аграрно-сырьевой придаток соседних государств.

На более же высоком уровне невозврат НДС имеет большие шансы стать одним из катализаторов дефолта – банкротства всего государства под названием Украина.

Было и стало

Налог на добавленную стоимость (НДС) был введен в Украине в 1992 году. С тех пор не утихают споры относительно эффективности данного вида подати. С одной стороны, без НДС маловероятно эффективное наполнение государственного бюджета. С другой стороны, сложность в администрировании данного налога регулярно приводит к перекосам и злоупотреблениям, заставляющим представителей всех политических сил, финансово-промышленных групп, не говоря уже о малых и средних предпринимателях, регулярно поднимать вопрос о коррупционности данного налога, особенно - в части его возврата предпринимателям-экспортерам.

Впрочем, коррупционностью Украины удивить сложно: наша страна находится на 163 месте из 179 в рейтиге экономических свобод Heritage Foundation и Wall Street Journal, а в рейтинге Doing Business Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) Украина занимает 152 место. И хотя, как отметила президент Академии финансового управления при Минфине Украины Татьяна Ефименко, Doing Business использует показатели двухлетней давности, коррупция в Украине остается бичом №1, конкурируя, пожалуй, только с несовершенством судебной системы.

Пока же вернемся к более узкой и весьма болезненной теме – НДС. Процитируем документ пятилетней давности – решение Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) от 15 декабря 2006 года. «Основными недостатками налоговой политики, которая проводилась различными правительствами, обуславливает нестабильность и несовершенство системы администрирования НДС, в частности, … наличие экономически неоправданных льгот по НДС, целевое назначение которых является непрозрачным, а механизм контроля за эффективностью их применения – несовершенным… Закономерными последствия неэффективности существующей системы администрирования НДС стали: накопление значительного остатка заявленных к возврату сумма налога, вымывание оборотных средств предприятий, что негативно отображается на их финансовом положении; ухудшение условий предпринимательской деятельности и инвестиционного климата; получение незаконных преимуществ отдельными налогоплательщиками; существенные потери государства из-за незаконного возмещения НДС; расширение коррупционных проявлений и организованной преступной деятельности в этой сфере», - сказано в решении СНБО.

Несмотря на решение СНБО и ряд мер, предпринимавшихся государственными органами власти, к концу правления Виктора Ющенко сумма невозврата НДС была рекордной. «Наихудшая ситуация по возврату НДС была как раз при премьере Юлии Тимошенко», - говорит бывший глава бюджетного комитета Верховной Рады, экс-губернатор Полтавской области Валерий Асадчев.

По словам премьер-министра Николая Азаров, в марте 2010 года сумма заявок на возмещение НДС составляла 25 млрд грн. Только по Запорожской области эта задолженность выросла до 1,329 млрд грн. А к началу апреля, писала Американская торговая палата, сумма НДС, заявленная к возврату в Украине, выросла до 28,4 млрд грн – 2,6% национального ВВП. «Коррупция в государственном секторе является основной причиной невозврата (НДС) и неравного отношения к компаниям. Коррупция является ключевым элементом в искажении справедливой конкуренции и предотвращении равных условий для всех компаний», - писала Американская торговая палата.

Проблема нарастала как снежный ком - и встал вопрос о введении автоматического режима возврата НДС. В противном случае, невозврат НДС грозил стать одним из факторов, подталкивающих страну к неизбежному дефолту. И выход был, вроде как, найден, когда 1 января 2011 года вступил в силу первый в истории Украины Налоговый кодекс – документ, столь долгожданный для одного из отцов налоговой системы страны Николая Азарова.

Ст. 200 Кодекса регламентирует механизм автоматического возврата НДС. Вкратце отметим, что на автоматический возврат НДС с 6 августа 2011 года могут рассчитывать юридические и физические лица, которые: не находятся в судебном процессе по процедуре банкротства; имеют полные данные в Едином госреестре юридических и физических лиц-предпринимателей; совершают операции с нулевой ставкой не менее 40% общего объема поставок за предыдущие 12 месяцев; имеют сумму налогового кредита не более 10% от взыскуемой у государства суммы возмещения; платят своим сотрудникам в 2,5 раза больше минимальной зарплаты; имеют более 20 сотрудников на протяжении последнего года; имеют основные фонды, балансовая стоимость которых за предыдущий год превышает сумму возврата НДС; имеют уровень обязательства по налогу на прибыль выше, чем в в среднем по отрасли за предыдущий год; не имеют налоговой задолженности.

«Налоговый кодекс, особенно в части автоматического возврата НДС – колоссальный шаг в сторону европейской практики», - уверена Татьяна Ефименко, которая также является одним из авторов Кодекса.

И, действительно, наметился некоторый сдвиг в положительную сторону. «Сейчас мы можем отметить, что автоматический режим возврата НДС снимает определенную остроту проблемы относительно текущего НДС, но, вместе с тем, актуальными остаются вопросы, связанные с возвращением ранее накопленных долгов», - ответили в Европейской Бизнес Ассоциации.

Но и здесь не заставил себя ждать подводный камень, отмеченный еще в решении СНБО – получение преимуществ отдельными плательщиками НДС.

В ноябре 2011 год премьер Азаров сообщил, что в автоматическом режиме возвращается до 70% НДС. Но, по данным Главной налоговой службы Украины (ГНСУ), за 2011 год было возвращено 42,8 млрд грн НДС, из которых автоматом вернулись плательщикам НДС 15,9 млрд грн, то есть – чуть более 37%. При этом, как сообщал в декабре 2011 года глава ГНСУ Александр Клименко, речь шла о возврате НДС всего 240 предприятиям.

В январе, по данным Госказначейства, из 3 млрд 589,4 млн грн возмещенного НДС в автоматическом режиме предпринимателям вернулось 2 млрд 47,6 млн грн, то есть – чуть более 57%. Количество счастливцев составило чуть менее декабрьских показателей – 236 предприятий. Правда в феврале, по словам представителей налогово-таможенного комитета Верховной Рады, в автоматическом режиме возвращалось 78% НДС, можно предположить: число счастливцев, попавших под параметры имеющих право на автоматическое возмещение НДС, перевалило, максимум, за 300.

«Когда мы спросили: сколько плательщиков, в проценте, имеют автоматом (возврат НДС), нам не ответили. Потому что эти 78% приходятся на 4-5 больших холдингов. А мелочь, если посчитать в штуках, составляют около 80% ото всех экспортеров-плательщиков НДС», - сказал первый заместитель главы налогово-таможенного комитета Верховной Рады, министр экономики (январь-сентябрь 2005 года) и глава Союза налогоплательщиков Украины Сергей Терехин.

Понять, кто же именно те предприниматели, попавшие под автоматический режим возврата НДС, предельно сложно. Детальный запрос «Агентства журналистских исследований» на ГНСУ пока остался без ответа – налоговая предоставила лишь общие данные по возврату НДС. Но и депутатам Верховной Рады добыть эту информацию не менее сложно. «Мы делали депутатские запросы в налоговую, но ответы приходят исключительно по общим данным задолженности – без детализации. Как ни бейся – в ответ одно и то же», - поделился на правах анонимности парламентарий из правящего большинства.

Его слова подтвердил Сергей Терехин. «В последний раз мы запрашивали развернутые данные за 2009-2010 года, но нам дали только свернутое сальдо. Все наши попытки получить развернутое – бесполезно. Какой-то секрет мадридского двора. Но подозреваю, что на автомате сидят 4-5 больших олигархических групп, в основном – металлурги и химики», - отметил бывший министр экономики.

ГНСУ действительно является монополистом по информации относительно задолженности по НДС и прочим деталям этого непростого налога. Обращения в несколько областных государственных администраций не увенчались успехом. Ответ был один: «Вся информация у налоговиков».

Также в ответе ГНСУ содержатся данные, свидетельствующие о сокращении задолженности по НДС с 11,1 млрд грн (1 января 2011 года) до 4,6 млрд грн (1 января 2012 года). Но как учесть в этой арифметике тот факт, что после вступления в силу газовых контрактов Тимошенко-Путина НАК «Нафтогаз Украины» утратил право на реэкспорт энергоносителей (следовательно – и на возврат НДС), а также, что с 1 июля по 4 ноября прошлого года экспортеры зерна в законодательном порядке были лишены права на возврат НДС?

Между тем, по словам заместителя председателя Совета Федерации работодателей Украины Дмитрия Олийныка, общие остатки невозмещенного НДС на начало февраля с.г. в целом по стране составили около 21 млрд грн. «Просроченная их часть, то есть, бюджетная задолженность, превышала 14 млрд грн», - уточнил Дмитрий Олийнык.

В Европейской Бизнес Ассоциации также сообщили, что по состоянию на 31 января 2012 года, суммарный долг по невозврату НДС перед членами Ассоциации, сообщившими эти данные, равняется 986 млн грн.

Решаема ли задача?

Как известно, наиболее распространенный в Украине инструмент добиться уплаты возврата НДС – заплатить налог на прибыль авансом. Президент Европейской Бизнес Ассоциации Томаш Фиала отмечал в конце 2011 года, что некоторые из представителей его ассоциации уплатили такой аванс на 2-3 года вперед.

Отметим, что по многим западным стандартам часто рекомендуемая форма оплата налога на прибыль – это аванс, который может уплачиваться до четырех раз в год. Берется среднее значение предыдущего года по предприятию, индексируется на коэффициент роста, аванс уплачивается четыре раза в год, а затем, по итогам года, в случае переплаты, налоговая возвращает избыток суммы. Но в Украине это выглядит иначе.

«Необходимость предоплаты налога на прибыль касается значительного количества предприятий, но размер предоплаты не фиксирован. Предоплата – это системная проблема, к которой компании стараются относиться с пониманием и с оглядкой на проблемы дефицита страны», - сказано в ответе Европейской Бизнес Ассоциации. То есть, аванс уплачивается явно не по математической формуле.

«Зачастую налоговые органы выдвигают дополнительные требования. Например, требуют авансовой оплаты налога на прибыль в размере от 60% до 100% возмещаемой суммы. Или же смотрят, чтобы сумма расхождений между налоговым кредитом плательщика и налоговыми обязательствами контрагентов не превышала 10% заявки за три последние года. Хотя, согласно Налоговому кодексу, должна учитываться сумма расхождений только за последние три месяца», - сообщил заместитель председателя Совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олийнык.

Так, например, только ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» по состоянию на 31 января 2012 года переплатило налога на прибыль около 2 млрд грн. А, по заключению экспертов Федерации работодателей Украины, общая сумма аванса по налогу на прибыль по Украине составляет не менее 15 млрд грн.