Перед выборами страну завесили плакатами, в том числе от родимой Компартии Украины. В них бодро вещали, что «эй олигарх, а ну-ка постой, этот завод был построен не для тебя и не тобой. Его придется возвратить», ну и так далее. «Шутка юмора» заключалась в том, что по коалиционному соглашению Фонд госимущества — как раз квота КПУ, ну и околоКПУшных олигархов. Так что нынешняя почти бесплатная раздача оставшегося государственного барахлишка нужным людям имеет некоторое отношение к наследникам Ильича.
Вот и очередную (уже 95-ю) годовщину октября ФГИ отметил бодрой продажей в нужные руки очередного, 95-процентного, пакета стратегического объекта. На этот раз ФГИ продал самую новую электростанцию в стране раза в три дешевле, чем стоит один ее блок. Речь идет о Харьковской ТЭЦ-5, обеспечивающей теплом почти треть этого областного города.
Покупателем Харьковской ТЭЦ-5 стало малоизвестное ООО «Укристгаз». Правда, эксперты почти в один голос говорят, что за ним стоит куда более известный публике товарищ — Фирташ Дмитрий Васильевич. Теперь, видимо, именно ему придется рулить денежными потоками станции.
Покупка обошлась недорого — около 340 млн. грн., или менее 95 долл. за киловатт установленной мощности. Это раз в пять дешевле российского и вдвое дешевле африканского уровня. С Гондурасом и сравнивать неудобно.
Реально Фирташу все обойдется еще дешевле, поскольку станция судится с ЗАО «Укргаз-Энерго» за 97 млн. грн. долга. Но, похоже, теперь этот вопрос явно потеряет актуальность.
Сами торги за Харьковскую ТЭЦ-5 длились менее десяти минут (было сделано целых три шага аукциона). Хотя, очевидно, торговаться было не с кем: второго участника аукциона гнусные клеветники тоже связывают с Дмитрием Васильевичем.
В общем, полная идиллия. Схема отработана на продаже облгазов до совершенства. Собственно, от них оное действо отличалось только сверхкороткими сроками продажи — все уложилось в три недели. 17 октября условия приватизации были объявлены, через две недели был закончен прием заявок, и вот вам, пожалуйста…
Циники утверждают, что спешка была вызвана некоторой неопределенностью относительно позиции россиян в целом и «Газпрома» в частности. С одной стороны, последний явного интереса к приватизации ТЭЦ не проявлял. С другой — на Харьковщине газовые сети еще недавно принадлежали Виктору Вексельбергу, который сейчас их медленно и печально сливает «Газпрому». И покупка ТЭЦ по дешевке вполне укладывалась в российскую бизнес-модель.
В общем, решили не искушать судьбу и придумали замечательную «отсекалочку», точнее, целых две. Первая традиционна — в конкурсе не могут принимать участия компании с более чем 25-процентным госпакетом.
Второе условие куда более креативное (это уже скорее для «Газпрома»): для допуска к участию в конкурсе покупатель «должен предоставить подтверждение ведения деятельности по добыче природного газа украинского происхождения». А также он должен иметь лицензию на пользование недрами с общими остаточными запасами природного газа на территории Украины не менее 1 млрд. кубометров.
В переводе с бюрократического новояза это означает, что покупатель должен быть мелкой украинской газовой компанией. Правда, теоретически это открывало доступ и структурам Рината Ахметова или Вадима Новинского. Но они никакого интереса не проявляли. По банальной причине: для ТЭЦ-5 требуется
много газа, который нужнее на металлургических комбинатах (а Ахметову — и для «Киевэнерго»).
Пресловутый миллиард запасов (категорий С1 и С2) — это порядка 300—400 млн. кубометров извлекаемого газа. Его продаваемой ТЭЦ не хватит даже на год работы.
В итоге получилось, как в анекдоте. Согласно условиям конкурса новый покупатель обязан поставлять на ТЭЦ «весь объем природного газа собственной добычи покупателя (кроме газа, который превышает объем, необходимый для обеспечения работы общества)».
Для сравнения: могучий «Укристгаз» добывает на полтавском Краснозаярском месторождении около 26 млн. кубометров в год. В зимний период этого не хватит ТЭЦ и на две недели.
Другой участник конкурса — ООО «Газконтиненталь» уже лет семь без особого эффекта «ковыряет» скважину на керченском Фонтановском месторождении, где притоки газа еще мизернее.
А потребности харьковской станции хорошо иллюстрирует такой факт: на 2012 год ей требовалось для собственных потребностей 505 млн. кубометров газа.
Так что рассказы о «своем украинском газе» — это даже не смешно. Газ по-прежнему будет НАКовский. Или в Киеве надеются, что Фирташ заведет среднеазиатский?
Фактически у государства, благодаря условиям конкурса, «относительно честным путем» увели несколько сот миллионов гривен недополученных доходов. Ведь менее чем в 800 млн. — 1 млрд. грн. эксперты не оценивали станцию с объемами продаж под два миллиарда гривен.
Впрочем, для ФГИ не впервой совершать подобные «подвиги». Хотя тут он не одинок — накануне приватизации станция интенсивно «генерировала» убытки. И если даже в кризис работа Харьковской ТЭЦ-5 была рентабельной, то сейчас под мудрым руководством «Нафтогаза» (он управлял ею три года) вдруг появились глубокие минусы. Чистый убыток за девять месяцев этого года составил около 390 млн. грн., хотя еще в прошлом году была прибыль в 170 млн. грн. Да и убыточная работа станции не стала ни малейшим основанием для каких-либо выводов. НАК за три года не провела ни одного собрания наблюдательного совета ТЭЦ-5. Может, это вклад подконтрольного Юрию Бойко «Нафтогаза» в предприватизационную подготовку предприятия? Вообще то, как НАК тихо, без шума и пыли рассталась с пакетом ТЭЦ-5, говорит о многом: покупатель ей явно близок и дорог.
Между прочим, в начале года, когда ТЭЦ покупала газ, то цену для нее (судя по данным «Вестника госзакупок») нарисовали аж в 500 долл. за тысячу кубометров. Хотя, по идее, для коммунальщиков газ должен быть дешевле.
Впрочем, теперь проблемами менеджмента станции будут заниматься уже новые владельцы. Благо, инвестобязательствами их не перегрузили. Они должны будут всего-то обеспечивать примерно нынешний уровень загрузки и изучить вопрос строительства теплотрассы.
Кстати говоря, в этом году за счет инвестсоставляющей харьковская теплоэлектроцентраль получит 170 млн. грн., то есть более половины цены ее приватизации.
Помнится, в начале года в Минэнергоугольпроме, обосновывая выставление украинских ТЭЦ на приватизацию, заявляли, что это нужно для перевода их с природного газа на сжигание угля или водоугольной смеси. Но ничего подобного в условиях приватизационного конкурса не наблюдалось. Хотя еще месяц назад Харьковская облгосадминистрация сообщала, что «будущий инвестор обязан будет переоборудовать ТЭЦ-5 на работу не только на импортном природном газе, но и на альтернативных источниках топлива», и обещала отстаивать интересы территориальной общины.
Сейчас все стало куда невнятнее. Губернатор Михаил Добкин сказал: «Невозможно сразу перевести ТЭЦ-5 на альтернативные источники энергии… Три-пять лет — это реальный срок, за который ТЭЦ-5 может отказаться от российского газа». Изучение условий продажи ТЭЦ — явно не губернаторское дело.
Собственно, нынешнее действо — всего лишь начало аттракциона. По аналогичной схеме предстоит продажа еще трех станций — в Днепродзержинске, Одессе и Херсоне. Еще девять собираются то ли продать, то ли сдать в концессию или аренду. Естественно, все это не для «себя, любимого», а только ради их технического переоснащения.
Какую роль в изъятии госсобственности играет переоснащение, наглядно показала продажа Харьковской ТЭЦ-5. Продолжение явно следует.