В Украине снова заговорили о донорстве органов. В том числе к этому вопросу привлекла история украинского заробитчанина Максима Шолотюка, у которого после смерти в больнице в Подмосковье изъяли почки и сердце. 19-летний парень погиб в Подмосковье в результате падения на стройке. Органы молодого человека были изъяты сразу после смерти. Врачи сослались на презумпцию согласия, которая действует в РФ уже много лет: если человек до смерти не подписал отказ быть донором, то после его органы могут быть использованы для спасения жизни других людей.

В Украине тем временем подобный закон уже разработан Минздравом, а две недели назад его передали в Раду. «Сейчас его изучает парламентский комитет по здравоохранению. Потом он должен передать его на рассмотрение Рады. Но думаю, что это будет уже при новом созыве», - сказал «Сегодня» директор Координационного центра трансплантации органов, тканей и клеток Минздрава Руслан Салютин. «Трансплантология у нас должна работать как в цивилизованных странах. У нас 7 центров трансплантации готовы к постоянной работе. Но трупное донорство практически блокировано. У нас в стране делают сотню пересадок почек в год, одну - сердца, и 12-14 - печени. При этом ежегодно в трансплантации почки нуждаются более 2000 человек, печени — около 1000, сердца — 500—700, - объясняет необходимость принятия закона главный трансплантолог Минздрава Украины Александр Никоненко. - После смерти человека согласие на пересадку его органов должен дать родственник, но он находится в тяжелом психологическом состоянии, и чаще всего отказывает». По его словам, при разработке закона авторы ориентировались на опыт России, Беларуси, Италии, Австрии.

После принятия закона все украинцы станут потенциальными донорами. им 2 месяца будут разъяснять, что они могут отказаться от сдачи органов: для этого надо будет написать заявление и отнести в поликлинику по месту жительства, либо даже отправить по электронной почте Госслужбе по трансплантации. Это ведомство создаст единый реестр отказчиков, а также будет контролировать работы по забору органов и поиск потенциальных доноров. «Мы создадим единую вертикаль, чтобы одна служба все контролировала, - подчеркивает Салютин. - Сейчас функции контроля за трансплантацией органов раскиданы по 7 ведомствам в Минздраве, мы хотим это централизировать».

В больницах будут работать специалисты, подыскивающие потенциальных доноров в отделениях реанимации и информирующие о них центры по забору органов. «Если консилиум врачей в больнице констатирует смерть мозга пациента, то после беседы с родственниками органы человека смогут изъять», - отмечает Никоненко и добавляет, что даже после принятия закона родственники смогут запретить забирать органы у умерших.

Трансплантолог признает, что в Украине население очень негативно относится к презумпции согласия, и поэтому нужно, чтобы известные люди - спортсмены, политики, звезды - публично поддержали законопроект: «Мы обратимся к ним и будем просить высказывать свою позицию, как это делают люди их уровня на Западе».

По словам медицинского адвоката Людмилы Солоп, закон может быть полезен, но нужно смотреть, какие в нем предусмотрят механизмы против злоупотреблений. Среди возможных рисков – то, что трансплантология предусматривает не только пересадку внутренних органов, но и сухожилий, мышц, кожи. То есть человека смогут просто разобрать на органы, и родственникам даже нечего будет похоронить. Еще один риск, о котором говорят юристы – некачественные органы для трансплантологии и процветание «черного» рынка органов. Авторы закона заверяют, что такие злоупотребления будут невозможны благодаря строгому контролю. «У нас в стране черная трансплантология в принципе невозможна», - заверяет Никоненко.

Берут органы с 1992 года

В области трансплантации органов Россия работает по принципу презумпции согласия с 1992 года. «Недавно в закон вносились правки, но принцип остался тот же. Закон распространяется как на граждан РФ, так и на иностранцев. В нашей стране проще работать именно с таким законом. В Германии, например, благодаря постоянной пропаганде донорства люди к этой проблеме относятся позитивно и спокойно дают свое согласие на использование их органов после смерти. У нас же, наоборот, эта тема постоянно муссируется в негативном ключе», — рассказали «Сегодня» в Федеральном научном трансплантологии и искусственных органов им. Шумакова. Однако при этом количество операций по пересадке органов в России ниже, чем в Беларуси, где также работает презумпция согласия. Причина в том, что забирают органы только в 19 городах России, где есть больницы с лицензией на трансплантацию. В РФ можно отказаться быть донором, но в законе не прописано, в какой форме это нужно сделать. Поэтому достоверно неизвестно количество россиян, написавших такие заявления. В Беларуси отказ оформляется в поликлинике по месту жительства.