В результате скандальных на весь мир выборов «регионалы» хоть и сохранили крупнейшую фракцию в новой Верховной Раде, но получили острейший дефицит нардепов для формирования вокруг себя стойкой коалиции. Минимально необходимые для этого 226 голосов собираются только при участии и коммунистов, и мажоритарщиков-самовыдвиженцев, однако и те, и другие с прохождением в ВР затеяли свою игру с резким повышением ставок. Соревнуются между собой за обладание в парламенте «золотой акции» два Петра — Симоненко и Порошенко. Правда, у Петра Николаевича своя фракция уже есть, а Петр Алексеевич пока торгует воздухом — у него, во-первых, нет 32 штыков (минимальная фракция согласно новому регламенту), а, во-вторых, пока «регионалы» не сказали, готовы ли они допустить такую вольницу.
Два фронта для «хотелок» Симоненко
Если приплюсовать к 185 нардепам-«регионалам» фракцию КПУ, получается только 217 штыков, впрочем, нехватка десятка мандатов компенсируется прежде всего за счет мажоритарщиков-самовыдвиженцев, ориентирующихся на группу Левочкина — Фирташа. Но эта арифметическая операция выглядит простой только в теории, на практике же вновь сливаться с ПР в одно парламентское целое Симоненко не спешит. Точнее, лидер коммунистов пока запросил слишком высокую цену за участие своей фракции в правящей коалиции — несколько министерских портфелей в обновленном Кабмине плюс таможня. Выглядит все это как форменный блеф. Во-первых, конкретная цифра правительственных «хотелок» КПУ не озвучена, а во-вторых, по информации «Комментариев» из достоверных источников, Симоненко получил альтернативное предложение, от которого ему не хочется отказываться (хоть и страшно) — быть полномочным представителем «Русского мира» в украинском парламенте, к тому же на очень хороших условиях. Теперь коммунисты, откусившие на выборах-2012 немало голосов у ПР на востоке и юге страны, грезят полным электоральным реваншем в некогда «красном», а сейчас «бело-голубом» поясе. Украинской власти нечего Петру Николаевичу, по сути, предложить взамен, а расколоть фракцию КПУ теперь намного сложнее, ведь Симоненко ее на две трети обновил.
Возобновить коммунистам активное сотрудничество с Кремлем помог старый товарищ по левому движению Виктор Медведчук, ныне выступающий главным посредником в общении Владимира Путина с украинской политической элитой. Петр Николаевич и Виктор Владимирович водят дружбу еще с тех пор, как из-под их совместного пера почти десять лет назад вышел самый одиозный проект политреформы, получивший почти официальное название «модель Симоненко — Медведчука». А перед президентскими выборами 2010 года КПУ и СДПУ(о) вообще объединились в «Блок левых и левоцентристских сил». Впрочем, после последнего провала медведчуковской операции по внедрению «профессиональных русских» в новую ВР у экс-эсдека особого выбора на роль «послов русской воли» не было — одним одесситом Марковым мил не будешь. Правда, можно не сомневаться, что внутри самой ПР будет создано некое неформальное образование из нескольких депутатов, которые будут четко ориентироваться на пожелания друзей из России. К их числу можно отнести чутко улавливающих любые сигналы из Кремля Сергея Кивалова, Вадима Колесниченко, Дмитрия Табачника, а также Андрея Деркача и четырех «регионалов» из группы Виктора Нусенкиса, которые меняют свою точку зрения на любую тему по звонку из резиденции московского патриарха.
Впрочем, пока говорить о такой конфигурации пророссийских сил в парламенте еще рано. Симоненко пробует усидеть на двух стульях — будучи политиком достаточно трусливым, Петр Николаевич всегда предпочитал синицу в руках. Он уже озвучил свои «хотелки» «регионалам», а Виктору Владимировичу пробует доказать, что принесет больше пользы, когда получит своих министров, и по ключевым позициям всегда будет голосовать в соответствии с принципами советского интернационализма. Правда, Симоненко не может не понимать, что главная задача, которая от него требуется сегодня, — сделать все возможное, чтобы «регионалы» не имели большинства.
12 штыков для «бело-голубых»
Для создания парламентского большинства без КПУ «регионалам» необходимо склонить на свою сторону минимум 41 мажоритарщика из 50, которые являются либо самовыдвиженцами, либо представителями не прошедших в ВР партий («Единый центр», Народная партия, «Союз» и Радикальная партия). Эта задача выглядит архисложной. Десять самовыдвиженцев шли на выборы с радикально оппозиционной риторикой и преимущественно победили в своих округах провластных кандидатов, поэтому изначально склонны к более-менее самостоятельной игре. Из этой «независимой» полусотни мандатов Партия регионов полностью может рассчитывать только на десять квазисамовыдвиженцев, на самом деле входящих в «газовую» группу, плюс на двоих членов фракции ПР пока еще действующего созыва — Владимира Зубика и Григория Калетника. Последний вместе с прошедшей в парламент племянницей Оксаной Калетник имеет серьезное поле для маневра: во-первых, семейство Калетник до сих пор является главным спонсором КПУ, а во-вторых, Калетники избежали лобового столкновения в родной Виннитчине со своим земляком Петром Порошенко, в планах которого собрать свою фракцию исключительно из «независимых» мажоритарщиков.
Порошенко надо доказать суперпреданность
Под рукой у нынешнего министра экономики только четыре мандата, поэтому, по данным «k:», помочь собрать недостающие 28 депутатских штыков вызвались пока еще глава МЧС Виктор Балога (выдвиженцы от ЕЦ первенствовали только в трех округах Закарпатья) и заканчивающий спикерскую карьеру Владимир Литвин, в чьем распоряжении также всего четыре мандата, если не считать тройку «народников», прошедших по партийному списку ПР (Игорь Шаров, Олег Зарубинский, Екатерина Ващук). И Литвин, и Балога, и Порошенко имеют хорошие организаторские способности и контакты среди остальных самовыдвиженцев, а двое последних — немалый финансовый ресурс.
В свое время Литвина многое связывало с бизнесменом Игорем Еремеевым (группа «Континиум» отхватила на оппозиционной Волыни по мажоритарке две депутатские корочки и давно все решает без Владимира Михайловича), а Балогу — с бывшим министром транспорта и днепропетровским губернатором Виктором Бондарем, который победил главу Хмельницкого облсовета «регионала» Николая Дерикота. Сам Порошенко очень надеется склонить к сотрудничеству своего старого знакомого, бывшего главного налоговика страны Сергея Буряка и самовыдвиженца от Виктора Пинчука Якова Безбаха. Наконец, в будущей фракции могут вновь воссоединиться «люби друзи» — Петр Порошенко и Давид Жвания, ну а недостающего в парламенте Александра Третьякова вполне может заменить другой бизнес-партнер Игоря Коломойского Игорь Палица. К этой видной компании может приобщиться самовыдвиженец Константин Жеваго со своей самовыдвиженкой Анжеликой Лабунской. Такое средоточие интересов миллиардеров в одной фракции теоретически может ликвидировать недостающие до цифры 32 мандаты. Правда, все будет зависеть от того, насколько жесткой окажется позиция Банковой. Неделю назад была дана команда сгонять всех во фракцию ПР, но пока, не чувствуя никакого давления силовиков, мажоритарщики не спешат. Но как только включатся силовики, ни Балога, ни Порошенко ничего сделать не смогут. Вопрос только в том, а захочет ли Банковая включать репрессивную машину уже сейчас? Против этого пока выступают и Клюев, и Левочкин (каждый по своим соображениям), но какова будет позиция Януковича, пока неясно. Хотя, каким бы ни был расклад большинства, сегодня в ПР есть одна четкая установка — спикером может быть только свой человек, и для того чтобы переломить эту установку, Порошенко и Ко надо сделать почти невозможное — доказать Януковичу, что они никогда его не предадут в самый ответственный момент.
Разделение фракции ПР
Многолетнему мифу о «региональной» монолитности жить фактически осталось максимум до нового года. Первую скрипку в новой «бело-голубой» фракции будут играть «ахметовцы» и примкнувшие к ним «клюевцы». Нардепы, ориентирующиеся лично на Виктора Януковича, — лишь вторую. А «газовики», похоже, становятся третьими лишними, на которых вполне могут списать и жесткую реакцию на украинские выборы-2012 Запада, и тотальное поражение власти от оппозиции в столице. Ведь не зря первым публичным заявлением, которое сделал Сергей Левочкин после 28 октября, стало опровержение слухов о его ближайшей отставке с поста главы Администрации Президента. Пока от отставки главу Администрации спасает лишь то, что уволив его, Президент нарушит баланс сил в самой ПР. А нарушение такого баланса станет проблемой для самого Януковича.