У украинской власти новая фобия. В последнее время или не в каждом массовом волнении она усматривает западный след. Ба, даже больше – глава фракции Партии Регионов Александр Ефремов в апреле, выступая на местном луганском телевидении, заверил – "внешний инвестор" уже выделил средства на повторение африканской событий в Украине.
Новая фобия
Не прошло и месяца после заявления регионала, как главный милиционер страны Анатолий Могилев обвинил во львовских событиях 9 мая международные гранты.
"У нас отдельные господа, отрабатывая гранты, которые нам поступают, устраивают вот такие вот колебания. Потому что мощная Украина никому не нужна", - заявлял Анатолий Могилев, также выступая на телевидении. - "Они именно заинтересован были в том, чтобы отчитаться о вложенных в них финансовых ресурсах, об осуществленной работе и создании там массового побоища".
Со временем к числу грантофобов добавился еще и министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник. На следующий же день после майских студенческих протестов министр сразу вычислил – украинскую молодежь подстрекают международные фонды.
"Провоцирует тот, кто платит деньги - иностранные фонды", - заявил Дмитрий Табачник.
Первыми, кто озаботился от упреков вельмож, стали отечественные общественные организации. Шутка ли, в соседних странах, таких как Беларусь, Россия и Туркменистан, подобные разговоры привели к запрету финансирования общественных организаций из-за границы, а потом и к свертыванию их деятельности.
Для украинских ОО подобный запрет также равнозначен смерти, ведь большинство из них существуют благодаря международным грантам. Среди них и известный Украинский Хельсинский союз по правам человека. В прошлом году организация получила свыше 4,6 миллионов гривен от заграничных фондов. Более всего поступлений шло от Норвегии, Нидерландов, Америки. Штаб-квартира общественной организации находится в старом доме на Олеговской горе. Почти все комнаты здесь заполнены поленницами папок, в которых хранится сотни и тысячи дел. Сюда приходят те, кто нуждается в бесплатной юридической или адвокатской помощи. Каждый год количество таковых – до пятнадцати тысяч человек.
Среди них нет никакой политики, – уверяет исполнительный директор Союзы Владимир Яворський.
"Это все дела, которые касаются инвалидов, многодетных семей, людей, которые пострадали от действий правоохранителей и им некуда идти, - объясняет Владимир Яворський, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека. - Это люди бедные, у них нет денег, они не могут заплатить около тысячи гривен за адвокатские услуги, а мы можем, потому что у нас в штате есть адвокаты".
У организации нет конкурентов по предоставлению бесплатной адвокатской помощи среди государственных структур – уверяют правозащитники. Никакая правительственная структура не предоставляет денег на правозащитную деятельность. Сейчас юридические консультации без платы осуществляет только Министерство юстиции, да и то не систематически, - говорят в Союзе.
Обратиться за такой госпомощью киевлянин Юрий Мосиенко не захотел, даже когда провел за решеткой два года досудебного следствия и еще год после приговора суда. Его обвинили в убийстве, которого, как уверяет, сам мужчина, он не совершал. Юрий уверен, что госадвокаты сотрудничают со следователями. Когда за его дело взялся правозащитник, приговор Юрию отменили, и он уже год как на воле. Однако дело не закрыли.
Слухи о возможном закрытии общественных организаций дошли и до мужчины. Теперь он опасается, что после шести лет сотрудничества с правозащитниками останется без защиты.
"Такие организации должны существовать, - рассказывает Юрий Мосиенко. - Если бы не они, я не знаю, что со мной было бы, я бы, наверное, сидел. Они помогают не только мне. Пока я сидел в СИЗО, я видел там много таких как я. И вся проблема в том, что мы не знаем законов и милиция пользуется этим".
Деньги на стол
В провластной партии благородным намерениям заграничных инвесторов не верят. Регионал Вадим Колесниченко, требует полной прозрачности и открытости финансовой деятельности международных фондов и общественных организаций на территории Украины.
"Чтобы было известно, что он получает деньги от такой-то корпорации, или от такого-то фонда, - говорит Вадим Колесниченко, народный депутат, - и этот фонд преследует конкретные цели. Этот фонд, например, финансировал организацию войны в Ираке или организацию наркотрафика".
Общественные организации на народного избранника, который и сам до сих пор не сделал достоянием гласности декларацию о доходах, не обижаются и приглашают на собственные сайты. Например, на сайте Хельсинского союза есть отчеты за все годы деятельности организации. Первая часть этого документу посвящена достижениям ОО, а вторая – финансовой отчетности. Для тех, кто не пользуется Интернетом, союз издает ежегодные буклеты о своей деятельности.
Такая же прозрачная отчетность есть на сайте Международного Фонда " Возрождение", который финансируется американским миллионером Джорджем Соросом. Именно в адрес этого фонда и полетело более всего камешков от регионала Александра Ефремова, когда он говорил о подстрекательстве людей на революции в Украине. На сайте Фонда среди груды грантов нет пункта " предоставления средств на массовые волнения". Вместо того здесь есть список предоставленных грантов за последних десять лет деятельности организации, подробное описание этих грантов, названия общественных организаций которые получили средства, их контакты и сфера деятельности на что выдан грант.
Кроме того, деятельность международных доноров и отечественных ОО тщательно проверяют как независимые аудиторские фирмы, так и отечественные контролирующие органы.
"Нас проверяла налоговая инспекция, КРУ, прокуратура, милиция, СЭС. – рассказывает Дмитрий Шерембей, директор департамента коммуникации, политики и объединения адвокатов ВБО "Всеукраинская сеть ЛЖВ". - За эти полгода мы прошли все существующие проверки. Мы конечно не против, чтобы они приходили, и хотелось бы чтобы это имело смысл, хотя бы какое-то объяснение, зачем это делается".
В общественной организации, где работает Дмитрий Шерембей, больным ВИЧ предоставляют полную и бесплатную помощь. Каждый год сеть ЛЖВ обеспечивает консультациями и дорогим, дефицитным лекарством почти сорок тысяч людей. Средства берут преимущественно из Глобального Фонда. Благодаря общественной организации в следующем году Фонд выделит Украине 300 миллионов долларов.
"Наша политика - как можно больше задействовать невозвратные средства для того, чтобы израсходовать на украинцев, - поясняет Дмитрий Шерембей. – Вообще-то это должно делать государство, так пусть по крайней мере поблагодарят нас и не мешают тем, кто ищет для украинцев деньги в этом мире".
К проверкам со стороны фискальных органов привыкли и в Хельсинском союзе, и в Международном Фонде " Возрождение". Дошло даже до скандала. В прошлом году грантами "Возрождение" заинтересовалось СБУ. Однако, по результатам проверок, силовые структуры так ничего и не нашли. Это о какой еще прозрачности говорить при такой системе контроля? - спрашивает глава общественной организации "Республика" Владимир Чемерис и сам же на свой вопрос отвечает:
"Вопрос в том, что господин Колесниченко и господин Ефремов не хотят открытости, они хотят подконтрольности общественных организаций своей политической силе", - говорит Чемерис.
К Владимиру Чемерису грантофобы по сути могли бы прицепиться быстрее всего, ведь лидера ОО можно увидеть на многих митингах и акциях протестах. Его работа – наблюдать за мирными собраниями в стране. Человек уверяет, что ни единой копейки из полученных грантов на эти митинги не использует.
"В любых уставах запрещено финансирование как некоторых протестных акций, так и вмешательство во внутренние дела другой страны", - объясняет Владимир Чемерис.
Власть грантоедов
Депутат Вадим Колесниченко предлагает перестраховаться и позволить финансирование отечественных ОО только украинским донорам.
"Если политическая жизнь Украины стараются менять за счет иностранных средств, - приходит в негодование народный избранник, - это называется реальное вмешательство во внутренние дела, это экспансия".
Но брать деньги от украинских фондов и бизнесменов авторитетные ОО категорически не хотят. Говорят, это прямой путь к зависимости от инвестора и вмешательству последнего во внутреннюю деятельность организации.
Но самое смешное другое – двойные стандарты в заявлениях регионалов. С одной стороны они проникаются тем, лишь бы западные миллионеры не вмешивались в государственную политику Украины путем финансовых вливаний в общественные организации, с другой – представители власти сами не гнушаются брать средства международных доноров.
Чем не пример - кредиты от МВФ и средства на проект «Укрытие» для Чернобыльской АЭС? Ба, даже больше, министерства сами часто принимают участие в грантовых конкурсах. Делают это даже те, кто еще недавно подвергал критике грантодателей. В частности, министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник.
"Международные гранты используют высшие учебные заведения и очень активно, - рассказывает Дмитрий Табачник. - Мы просили о помощи в этом году международных грантодателей на проведение международного исследования мониторинга качества образования".
Дмитрий Шерембей из Всеукраинской сети ЛЖВ уверяет – государство самый большой грантополучатель. Ни одна общественная организация не конкурент власти в грантовых конкурсах.
По данным фонда PAUCI, власть с 2007 по 2013 года получила и еще получит одиннадцать миллиардов грантовых гривен. И это лишь от Евросоюза.
Для исполнительного директора Фонда " Возрождение" Евгения Быстрицкого общение с представителями власти не редкость. "Вот у меня сегодня, я не буду называть людей, были из министерства, - рассказывает Евгений Быстрицкий. - Они просят средств для того, чтобы просто делегация из министерства на уровне руководителей министерства поехала в другую страну. Я спрашиваю, а что у министерства нет средств? Да, министерство бедное!".
Если власть сама питается грантами, то для чего нужны разговоры об угрозе международных фондов? По мнению большинства экспертов, власти надоедливая критика со стороны общественных организаций и их чрезмерная активность.
"Такие организации, как мы, - объясняет Владимир Яворский, исполнительный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека, - кроме того, что помогаем людям, еще и собираем факты, о нарушении прав человека, собираем факты о том, что делает государство в то или иное время. И мы распространяем эти факты. Конечно, власти не нравится, когда на международной арене появляются четкие факты о нарушении прав человека в стране и обычно им хочется это запретить".
Запретить напрямую деятельность ОО власть не рискнет – это означало бы испортить свой имидж на западе. А вот прикрыть международное финансирование, ссылаясь на африканские события, вполне возможно. Для этого собственное и предпосылки есть. В парламенте лежит законопроект " Об общественных организациях". Он уже принят в первом чтении. Ко второму чтению депутаты могут добавить в документ норму о запрете финансирования ОО из-за границы. Такое правило уже действует для политических партий. Поэтому ничего невозможного здесь нет. И тогда точно можно вступать в Таможенный Союз, потому что у Украины будет много общего с Россией и с Беларусью.