Государственный комитет статистики обнародовал свежие данные об экономической активности украинцев в первом квартале текущего года. Правда, в этом аналитическом отчете статистов больший интерес вызывает другая сторона исследования – экономическая неактивность украинцев. Причем украинцев трудоспособного возраста. Эта та группа населения, которую нельзя отнести ни к трудоустроенным, ни к безработным. В большинстве своем, отмечается в отчете Госкомстата, это люди, которые разуверились найти работу или считают, что на рынке для них нет подходящих вакансий, домохозяйки либо же люди, просто не имеющие необходимости работать.
Собственно, таких «пассивных» в стране насчитывается 7,62 млн. человек (а экономически активного населения трудоспособного возраста 20,2 млн., плюс еще 1,8 млн работающих пенсионеров). Главная особенность неактивных, следует полагать, в том, что они не платят налоги и не получают соцвыплат от государства. Исключениям служат, например, студенты очной формы обучения, которые получают стипендию. Если же сравнить количество «тунеядцев», то год назад таких людей было, согласно данным Госкомстата, 7,87 млн., еще годом ранее – чуть больше 8 млн. Но, учитывая демографический кризис, когда за год украинцев становиться меньше тысяч на 200, можно считать, что количество экономически неактивного населения в последние годы практически не меняется.
С другой стороны, упомянутое сокращение числа «пассивных» не привело к аналогичному увеличению числа людей, которые попадают в группу экономически активного населения. То есть, создания новых рабочих мест не произошло.
«Все эти цифры Госкомстата показывают проблему, которая возникла еще в преддверии подготовки пенсионной реформы. Вспомните, необходимость повышения пенсионного возраста в правительстве объясняют тем, что на 14 млн. работающих приходится 13,5 млн. пенсионеров. Плюсуем – получается 27,5 млн. украинцев. Хорошо, добавим сюда 10-11 млн. детей. Но куда же тогда делись еще 9 млн. населения? Собственно, наличие этой категории и показывает ошибочность подходов правительства в упомянутой пенсионной реформе. То есть, чтобы создать условия для трудоустройства этой категории людей, власти пытаются выжать больше с работающих украинцев», – рассказал «Комментариям» бывший первый замминистра соцполитики и труда Павел Розенко.
По его словам, людей, лишенных экономической активности, можно разделить на несколько групп. Первая - заробитчане. Второй существенной группой являются люди, которые живут за счет сезонной (нерегулярной) подработки. Но, скорее всего, основу «тунеядцев» составляют нелегальные (неоформленные) рабочие. «Сегодня в Украине 5 миллионов человек, которые полностью получают зарплату в «конверте». Я более чем уверен, что эта цифра (количество экономически неактивного населения трудоспособного возраста – Ред.) учитывает тех людей, которые заняты на теневом рынке трудоустройства», – сказал «Комментариям» генеральный секретарь Национальной конфедерации профсоюзов Украины Петр Петриченко.
«Мы должны понимать, что на рынке труда сегодня серьезная ситуация. Если посмотреть данные Госкомстата «Спрос и предложение рабочей силы в Украине», мы увидим, что на 10 рабочих мест претендует 60 украинцев. Хотя, я думаю, эта цифра не отражает всю реальность, происходящую на рынке труда. Люди по много месяцев не могут трудоустроиться, есть разочарование в обществе относительно будущего», – рассказала «Комментариям» ученый-демограф Ирина Прибыткова.
В свою очередь, старший партнер группы компаний GP Group (HR-аутсорсинговое агентство), Алексей Зволинский считает, что указанное Госкомстатом количество экономически неактивного населения трудоспособного возраста может отражать размеры структурной безработицы. «По моему мнению, это могут быть размеры структурной безработицы – высвободившихся людей в результате структурных изменений в экономике. Иными словами, мы модернизировали завод, а работать на новых станках не умеет ни инженерный состав, ни слесари. Соответственно, эти слесари и инженеры начинают искать работу по своей квалификации, но они не обращаются в центр занятости. И государство у нас еще не научилось считать структурную безработицу. Разве что можно подсчитать, сколько людей просматривают вакансии в интернете, но и это вряд ли возможно. Так что, вероятно, Госкомстат придумал, как подсчитать размеры того ужаса, который на нас навалился», – рассказал «Комментариям» Зволинский.
Павел Розенко также обращает внимание, что люди зачастую не могут трудоустроиться из-за низких зарплат. «По Киеву средняя зарплата по существующим вакансиям сегодня 1,5- 2 тыс. грн. На нее, считают многие соискатели, невозможно жить. Поэтому и отказываются от такой работы, ищут другие пути заработка, неофициальные», – говорит эксперт.
В тоже время, аналитики отмечают, что, придумав систему подсчета «неактивных», государство не решило проблему их трудоустройства. Вряд ли идеи вице-премьера Сергея Тигипко переселить галичан на Донбасс или огородные «рецепты» премьера Николая Азарова следует рассматривать как некую государственную программу. Возможно, осознав свою беспомощность (а в какой-то мере и бесполезность) в жизнедеятельности этой группы населения, власти решили окончательно лишить их стимулов трудоустраиваться. Например, критики пенсионной реформы указывают, что согласно соответствующему законопроекту многие работники в Украине продолжат получать минимальную пенсию. Собственно, такого же размера выплаты будут получать и те, кого сегодня Госкомстат зачисляет в группу «экономически неактивного населения». В лучшем случае.